Тема 5: сущность процесса воспитания в вузе

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Содержание и специфика воспитательной работы в вузе. Сущность, функции, закономерности и принципы воспитания в вузе воспитания студентов. Факторы, обеспечивающие воспитание студентов в вузе. Характеристика основных направлений воспитательного процесса в высшей школе.

2. Формы воспитательной работы в вузе. Методы воспитания. Индивидуальная учебно-воспитательная работа со студентами. Факторы, детерминирующие выбор методов воспитания в вузе. Воспитание и самовоспитание студентов.

Требования к овладению знаниями по теме

Опорный конспект представляет собой схематичекое представления содержания каждого вопроса. Он может содержать схемы, таблицы, графики, классификации и определения. Магистранты десонстрируют знания по указанным вопросам в ходе специально организованной дискусии. У каждого магистранта должна быть сформированы собственная позиция по рассматриваемым проблемам и четкое представление о критериях различия воспитательной работы в учреждения общего среднего и высшего образования.

Форма контроля — проверкаопорного конспекта, устный опрос.

Рекомендуемая литература:

1. Андреев, В. И. Основы педагогики высшей школы : учеб.пособие / В. И. Андреев. — Минск : РИВШ, 2005. — 194 с.

2. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы : учеб.пособие / Р. С. Пионова. — Минск :Выш. шк., 2005. — 303 с.

3. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.

ТЕМА 6: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВУЗОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Сущность педагогического менеджмента. Управление вузом: цели, задачи, функции (анализ, целеполагание, планирование, организация деятельности, контроль, регулирование), методы.

2. Проблемы качества образования в вузе. Понятие качества высшего образования и его составляющие. Система управления качеством образования в вузе: цели, функции, компоненты, механизмы (методы). Модель системы управления качеством образования. Внутренняя и внешняя оценки качества образования.

Требования к рефератам

Подготовка реферата осуществляется по одной из обозначенных тем. Требования к рефератам:

1) объем не менее 8 и не более 15 страниц печатного текста (формат А4, поля – левое 3 см, правое 1 см, верхнее и нижнее 1 см, межстрочный интервал – 1, выравнивание текста по ширине без автоматической расстановки переносов, нумерация страниц внизу по центру листа, первой считается страница, на которой размещено введение к реферату, список использованных источников в общее количество страниц реферата не учитывается).

2) Структурные части реферата: оглавление, введение (должно отражать актуальность рассматриваемой темы, спектр педагогических и социально-психологических проблем, решение которых требует обращения к теме реферата, содержать перечисление задач, решение которых будет осуществлено при раскрытии содержания реферата. Решение каждой поставленной задачи должно находить решение в соответствующем пункте реферата), основная часть, заключение (содержит выводы, сформулированные авторам по результатам раскрытия каждого пункта реферата, а также авторскую позицию, рекомендации и предложения по их реализации), список использованных источников.

Форма контроля — защитарефератов.

Рекомендуемая литература:

1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. — М. : ММИЭИФиП, 2003. — 264 с.

2. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.

3. Десятова, Е.Ю. Уровень развития профессиональной Я-концепции как один из критериев качества в сфере образования / Е. Ю. Десятова, Е. М. Сартакова // Качество. Инновации. Образование. –2007. – № 2 (24). – С.18-21.

4. Жук, А.И. Основные направления развития высшей школы и обеспечение качества подготовки специалистов: матер. Семинара ректоров высш. учеб.заведений Республики Беларусь. «Высшее образование: состояние, проблемы и перспективы» / А. И. Жук. –Мн.: РИВШ БГУ, 2002. – С. 7-15.

5. Жук, А.И. Проблемы качества образования в со­временных условиях / А. И. Жук // Материалы 6 Междунар. науч.-практ. конф. «Управление качеством образования в ин­тересах устойчивого развития общества». (15-17 мая 2002 г., Минск). – Мн.: Академия последипломного обра­зования, 2002. – С. 3-20.

6. Жук, А.И.Управление качеством образования в университетах / А. И. Жук, В. И. Воскресенский В.И. // Вышэйшая школа. – 2003. – №2. – С. 21-26.

7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма и результат образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 40—41.

8. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов / Э. М. Коротков. М.: Академический Проект: Мир, 2006. – 320 с.

9. Куликов, Ю. Система оценки качества учебного процесса / Ю. Куликов, И. Свистунов И. // Высшее образование в России.— 2006.— №5.— С.57-60.

10. Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад / Н. А. Селезнева. – Изд. 2-е, дополненное. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 95 с.

11. Сазонов, Б. Организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования : система зачетных единиц. Балльно-рейтинговая система / Б. Сазонов. // высшее образование в России. — 2005. — № 8. — С. 9—27.

12. Стражев, В.И. Типовая модель системы управления качеством образования в вузе / В. И. Стражев, А. И. Жук, В. И. Воскресенский // Вышэйшая школа. – 2005. – №3. – С. 8-15.

Наши рекомендации