ТЕМА: Сущность процесса воспитания и самовоспитания.

Семинарское занятие 3

ТЕМА: Сущность процесса воспитания и самовоспитания.

Основные понятия:

Воспитание –специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 84.

Самовоспитание –формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 679

Перевоспитание – этоперестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и требованиям общества.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.29

Концепция -совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих научно-теоретическую сущность какого-либо явления или процесса.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 339

Закономерность – объективно и постоянно существующие связи между явлениями действительности.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 338.

Принципы воспитания –общие требования к воспитанию, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.25

Социализация –усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 245

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении), в которых находят внешние выражения моральные и эстетические нормы этого поведения.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 363

Вопросы для самостоятельного изучения и повторения:

  1. Понятие процесса воспитания и самовоспитания: сущность, особенности, структура.
  2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ о целях, принципах и содержании воспитания школьников.
  3. Зарубежные модели воспитания.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Почему процесс созидания Человека, Личности требует целостности и в чем она состоит?

2. Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Реальна ли эта мечта?

3. В чем сходство и различие социализации и воспитания, социальности и воспитанности?

4. Может ли быть успешным воспитание без самовоспитания и самовоспитание без воспитания?

5. В чем проявляется субъектность позиции ученика, студента в воспитательном процессе?

6. По каким критериям можно анализировать ход и результаты процесса воспитания?

7.Какие проблемы воспитания существуют в Республике Беларусь на современном этапе?

Основная литература

1.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 1997. С. 24-34.

Или

2.Подласый И.П. Педагогика. Т. 2. - М., 1999. С. 5-59.

и

3.Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. /Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. И.И. Казимирская, А.В. Торхова. –Мн.: «Бестпринт», 2004. С.282-301.

Дополнительная литература

1. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого - М.,1996. С. 344-371.

2. Харламов И.Ф. Педагогика. - Мн., 1997. Глава 17. С. 288-296.

3. Праблемы сучаснага выхавання. Аб новай канцэпцыi выхавання дзяцей i навучэнскай моладзi ў Рэспублiцы Беларусь //Народная асвета. 1999. № 10. С. 3-10.

4. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2000г. //Воспитание школьников. 2000. № 1. С. 6-9; № 2 . С. 2-7; № 3 . С. 2-11.

5. Рэкамендацыi па арганiзацыi выхаваўчай работы ў 2000-2001 навуч. годзе //Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 5. С. 3-9

6. Основные направления совершенствования воспитания детей и молодежи в системе учреждений внешкольного образования и воспитания //Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 5. С. 10-15.

Вопросы и задания для самопроверки к занятию

1.Какой вариант определения процесса воспитания, наиболее полно отражает современное понимание его сущности? Почему?

А. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом общества.

Б. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности школьника.

В. Процесс воспитания – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Задание.

1. Проанализируйте социальные и педагогические факторы, обусловившие появление “зоны риска” в жизнедеятельности современных школьников. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (“Введение” и раздел 1 — “Состояние воспитательной работы на современном этапе”). При анализе учтите сокращение периода современного детства, изменение системы общения в больших микрорайонах, архитектурного облика “родного дома”, системы ценностных ориентаций.

2. Предложите возможные варианты решения задач воспитания школьников в сложившейся ситуации с учетом действия названных факторов. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (раздел 2-4 – «Фундаментальные основы образования и воспитания», «Национальная система непрерывного образования и воспитания», «Условия эффективного осуществления образования и воспитания»).

Семинарское занятие 4

Или

3. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2002. С 486-502.

Или

4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С. 60-62.

и

5. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн., 2002. С.59-69.

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

Дополнительная литература

1. В помощь классному руководителю. Мн., 2003. 175 с.

2. Глассер У. Классные собрания (ксерокопия из кн. “Школы без неудачников”). М., 1991.

3. Дереклеева Н.И. Направление работы классного руководителя с семьей и учащимися: Методические рекомендации. Мн.: Бестпринт, 1998.

4. Казимирская И.И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. Мн., 2004. С.149-151.

5. Маленкова Л. Классный руководитель: содержание деятельности. //Народное образование. 1998. № 9-10. С 47-50.

6. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 1999. С.22-29.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.9-31, 35-58, 113-128, 133-158, 161-177, 202-214.

8. Чарней Р. Как научить детей заботе и отзывчивости // Народное образование. 1998. № 9-10. С.83-92.

9. Чарней Р. Классные собрания. //Народное образование. 1999. № 1-2. С 233-235.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем обусловлено введение в школе классного руководства и какие основные функции выполняет классный руководитель?

2. Какие обязанности возлагаются на классного руководителя в школе на современном этапе?

3. Какой должна быть работа классного руководителя по изучению учащихся?

4. Какую работу необходимо проводить классному руководителю по созданию ученического коллектива?

5. Какие виды и формы организации деятельности школьников вы можете назвать?

6. Какие методические положения должны лежать в основе планирования классным руководителем воспитательной работы?

7. Перечислите основные формы взаимодействия классного руководителя с семьей учащихся. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее эффективные?

8. По каким критериям вы бы определяли эффективность работы классного руководителя?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

- Педагогическая литература переполнена попытками обозначить качество, без наличия которых нет успеха в воспитательной работе классного руководителя. Назовите не менее 10 таких качеств и проанализируйте их.

- Представьте, что потомки создают Ваш профессиональный портрет. Каких «страшных черт», свойственных сегодня некоторым классным руководителям там не будет?

- Внимательно прочитайте схему «ролевого репертуара» учителя из книги писателя и врача-терапевта В.Леви «Искусство быть другим» - М., 1968. – С. 78. и укажите с коротким комментарием, в каких ролях выступает классный руководитель в средних и старших классах. Отличаются ли эти роли?

1. Разделяете ли Вы точку зрения, что хорошая подготовка к воспитательному делу – половина его успеха?

Что, на Ваш взгляд, и в какой последовательности необходимо делать классному руководителю на этапе подготовки к воспитательному мероприятию? (П.И..Пидкасистый, М.А.Портнов Искусство преподавания. – М., 1998. – С. 177-179.)

2. Осуществите целевой самоанализ педагогической направленности личности классного руководителя, ответив на вопросы.

Чем лично вы можете увлечь ребят?

Каков маршрут ваших возможных путешествий, в том числе и с детьми? Где вы были, где хотели бы побывать снова, куда хотели бы попасть?

Каков круг ваших литературных интересов?

Каков круг ваших музыкальных предпочтений?

Занимались ли вы каким-нибудь коллекционированием? Что это дало вам?

Какова ваша любимая история?

3. Установите соответствие между понятиями, выразите свое мнение по следующим вопросам:

Какие методы и формы воспитания наиболее часто применяются в школах (вузах) вашей страны?

Какие методы и формы вы считаете наиболее эффективными для воспитания современной молодежи и почему?

Семинарское занятие 5

Литература

1. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. Кн.2, С.189-254.

2. Педагогика /Под ред. Пидкасистого. М., 1996. С 436-465.

3. Жук А.И., Казимирская И.И. Основы педагогики. – Минск: Аверсев, 2003. С. 176-202.

4. Дереклеева М.И. Направления работы классного руководителя с семьей и учащимися. – Минск: Бестпринт, 1998.

5. Карпович Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях. – Минск: МГЛУ, 2004. С.77-82.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. С 489-504.

Дополнительная литература

1. Андреева ТВ. Семейная психология. СПб, 2004. С. 166-187, 207-212.

2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

3. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. М., 1988. С. 20-33.

4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М,, 1999. С 22-147.

5. Чэчат В.У. Педагогiка сямейнага выхавання. Мн., 1995.

6. Эйдемиллер Э.Г., Добряеков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб: Речь, 2003.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое семья и каковы ее общественные функции? Какую из них вы считаете важнейшей в современном обществе? Все ли названные функции были присущи семье за всю историю ее существования?

2. Что понимается под семейным воспитанием? Какие явления и процессы оно включает?

3. Чем объясняется значительная роль семейного воспитания в развитии и формировании личности?

4. Какими направлениями воспитания детей следует, на ваш взгляд, заниматься в семье в первую очередь?

5. Как организуется воспитание детей в семье? Использование каких методов и форм воспитания будет наиболее эффективным в условиях семьи?

6. Что включает в себя педагогическая культура родителей? Как вы думаете, от чего она зависит?

7. Каковы условия успешного семейного воспитания? Какие из них, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?

8. Какие проблемы современной семьи вы могли бы назвать? Что, по вашему мнению, необходимо для их разрешения?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Назовите:

а) признаки семьи как малой социальной группы………………………………

б) функции семьи в современном обществе……………………………………..

в) направления семейного воспитания…………………………………………..

г) методы семейного воспитания…………………...…………………………..

Семинарское занятие 6

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что представляет собой конфликт и как он возникает?

2. Неизбежны ли конфликты в общении учителя и учащихся?

3. В какой возрастной группе учащихся растет число конфликтов с учителем?

4. Перечислите основные стратегии управления конфликтами.

5. Почему принятие воспитателем ребенка таким, каков он есть, предупреждает педагогические конфликты?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Впишите определения понятий:

Педагогический конфликт – это …

Инцидент в педагогическом конфликте – это …

Объект в педагогическом конфликте - …

2. Дополните графическую схему:

ТЕМА: Сущность процесса воспитания и самовоспитания. - student2.ru

= +

3. Закончите предложение:

Столкновение противоположных потребностей, мотивов, мыслей, чувств и действий, вызывающее всплеск отрицательных эмоций, называется …

4 Прокомментируйте мысль В.А.Сухомлинского: «Одна из бед школьного воспитания заключается в том, что педагог уж слишком много приказывает, повелевает, требует. Если ребенок, особенно в подростковом возрасте, слышит от воспитателя только приказы, это связывает его духовные силы».

(В.А.Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982. – С. 130.)

Имеется ли связь авторитарности и конфликтности учителя? Приведите факты, подтверждающие Вашу точку зрения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Смоделируйте конфликтные ситуации в системах: учитель - учащиеся, учитель - группа, учитель - родители, учитель - учитель.

2. Приведите примеры конструктивного разрешения педагогических конфликтов.

3. Выполнить практические задания (по выбору преподавателя и студентов) из книги «Педагогические конфликты: пути преодоления» Рыданова И.И. С. 43-47.

Семинарское занятие 3

ТЕМА: Сущность процесса воспитания и самовоспитания.

Основные понятия:

Воспитание –специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 84.

Самовоспитание –формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 679

Перевоспитание – этоперестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и требованиям общества.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.29

Концепция -совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих научно-теоретическую сущность какого-либо явления или процесса.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 339

Закономерность – объективно и постоянно существующие связи между явлениями действительности.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 338.

Принципы воспитания –общие требования к воспитанию, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.25

Социализация –усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 245

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении), в которых находят внешние выражения моральные и эстетические нормы этого поведения.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 363

Вопросы для самостоятельного изучения и повторения:

  1. Понятие процесса воспитания и самовоспитания: сущность, особенности, структура.
  2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ о целях, принципах и содержании воспитания школьников.
  3. Зарубежные модели воспитания.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Почему процесс созидания Человека, Личности требует целостности и в чем она состоит?

2. Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Реальна ли эта мечта?

3. В чем сходство и различие социализации и воспитания, социальности и воспитанности?

4. Может ли быть успешным воспитание без самовоспитания и самовоспитание без воспитания?

5. В чем проявляется субъектность позиции ученика, студента в воспитательном процессе?

6. По каким критериям можно анализировать ход и результаты процесса воспитания?

7.Какие проблемы воспитания существуют в Республике Беларусь на современном этапе?

Основная литература

1.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 1997. С. 24-34.

Или

2.Подласый И.П. Педагогика. Т. 2. - М., 1999. С. 5-59.

и

3.Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. /Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. И.И. Казимирская, А.В. Торхова. –Мн.: «Бестпринт», 2004. С.282-301.

Дополнительная литература

1. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого - М.,1996. С. 344-371.

2. Харламов И.Ф. Педагогика. - Мн., 1997. Глава 17. С. 288-296.

3. Праблемы сучаснага выхавання. Аб новай канцэпцыi выхавання дзяцей i навучэнскай моладзi ў Рэспублiцы Беларусь //Народная асвета. 1999. № 10. С. 3-10.

4. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2000г. //Воспитание школьников. 2000. № 1. С. 6-9; № 2 . С. 2-7; № 3 . С. 2-11.

5. Рэкамендацыi па арганiзацыi выхаваўчай работы ў 2000-2001 навуч. годзе //Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 5. С. 3-9

6. Основные направления совершенствования воспитания детей и молодежи в системе учреждений внешкольного образования и воспитания //Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 5. С. 10-15.

Вопросы и задания для самопроверки к занятию

1.Какой вариант определения процесса воспитания, наиболее полно отражает современное понимание его сущности? Почему?

А. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом общества.

Б. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности школьника.

В. Процесс воспитания – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Наши рекомендации