Виды, формы и организация контроля

Н. Э. КАСАТКИНА, Т. А. ЖУКОВА

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА

ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Учебное пособие

Рекомендовано редакционно-издательским советом

Российской академии образования

в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям

Кемерово 2015

ББК 74.00я73

УДК 37.01

К – 28

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Е. Л. Руднева

доктор педагогических наук, профессор Т. И. Шалавина

К – 28
Касаткина Н. Э.

Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; 2-е издание. – Кемерово, 2015. – 204 с.

ISBN 978-5-8353-1060-9

Учебное пособие по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» предназначено для бакалавров, магистрантов педагогических направлений, работников системы образования.

ISBN 978-5-8353-1060-9 ББК 74.00я73
    © Касаткина Н. Э., Жукова Т. А., 2015 © ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2015    

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………
  Виды, формы и организация контроля качества обучения…………
    Классификация форм контроля качества обучения…………………
    Организация контроля качества обучения…………………………...
    Традиционные формы контроля качества обучения………………..
    Нетрадиционные формы контроля качества обучения……………..
      Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…………..
      Рекомендуемая литература……………………………………….
  Оценка, ее функции……………………………………………………….
    Оценивание как компонент учебной деятельности………………...
    Сущность и роль оценки……………………………………………..
    Функции педагогической оценки……………………………………
    Безотметочная система обучения……………………………………
    Критерии оценки знаний учащихся………………………………….
      Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…………..
      Рекомендуемая литература……………………………………….
  Рейтинг, мониторинг, «портфолио» как средства оценивания……..
    Рейтинг………………………………………………………………….
    Мониторинг…………………………………………………………….
    Накопительная оценка – «портфолио»………………………………
      Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…………..
      Рекомендуемая литература……………………………………….
  Тестирование в образовании…………………………………………….
    Развитие системы тестирования в России и за рубежом…………..
    Категориально-понятийный аппарат тестирования………………..
    Классификация тестов………………………………………………..
    Показатели качества тестов…………………………………………..
    Методы шкалирования и интерпретации результатов тестирования………………………………………………………………………  
    Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в процессе тестирования…………………………………………………………..  
      Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…………..
      Рекомендуемая литература……………………………………….
  Единый государственный экзамен……………………………………
    Контрольно-измерительные материалы в образовании……………
      Современные подходы к объективной оценке учебных достижений……………………………………………………………….  
      Принципы создания контрольно-измерительных материалов…
      Задания базового и повышенного уровней……………………...
      Задания с развернутым ответом………………………………….
    Организация единого государственного экзамена…………………
      Цели и порядок проведения Единого государственного экзамена…………………………………………………………………  
      Содержание деятельности органов управления образованием и школы по подготовке и проведению ЕГЭ……………………..  
      Личностно ориентированная технология подготовки школьников к ЕГЭ………………………………………………………..  
        Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения……….
        Рекомендуемая литература……………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Оценивание в педагогической практике зачастую рассматривают как процесс соотнесения хода и результата деятельности с намеченным эталоном для: а) установления уровня и качества освоения обучающимися программного материала и б) определения и принятия ими образовательных задач для дальнейшего продвижения в учении.

Традиционные средства оценивания имеют одну общую черту – это всегда внешнее оценивание, т.е. оценивание учителем, квалифицированным экспертом. Самооценка ученика тоже применяется, но она «не легитимна», никак не используется при оформлении официальных результатов. И, пожалуй, главный недостаток традиционного оценивания – оно полностью сосредоточено на измерении уровня сформированности знаний, умений, навыков и лишь в некоторой степени – творческих способностей обучающихся. К тому же сложившаяся пятибалльная система отметок реально ограничивается четырехбалльной.

Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей требует создания междисциплинарных (комплексных) измерителей, требующих при оценке результатов обучения использования методов многомерного шкалирования и специальных методов интеграции оценок отдельных характеристик обучающихся.

В пособии рассмотрены виды, формы, организация контроля качества обучения, оценка и ее функции.

Кроме того, мы стремились особое внимание уделить квалиметрической функции педагогических измерений. В частности, предпринята попытка сосредоточить усилия на рассмотрении нетрадиционной системы оценивания результатов обучения (рейтинг, мониторинг, портфолио), способствующей обеспечению качества школьного образования.

В пособии отведено значительное место вопросам применения заданий в тестовой форме в целях повышения качества образовательного процесса в современной школе.

Рассмотрены вопросы целей, порядка проведения единого государственного экзамена.

ВИДЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ[1]

виды, формы и организация контроля - student2.ru

Классификация форм контроля качества обучения▪ Организация контроля качества обучения ▪ Традиционные формы контроля качества обучения ▪ Нетрадиционные формы контроля качества обучения

Наши рекомендации