Характеристика возрастных возможностей. Темпы роста и физического развития ребенка раннего возраста по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются
Темпы роста и физического развития ребенка раннего возраста по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются. Постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность, повышается функциональная работоспособность нервных клеток
коры больших полушарий головного мозга; увеличивается период активного бодрствования (до 4—4,5 ч). Интенсивно созревают сенсорная и моторная зоны коры мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития.
Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции, организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды.
Своеобразие психофизического развития ребенка на стыке первого и второго года жизни в значительной мере обусловлено овладением ходьбой.
Двигательная активность на втором и третьем году жизни основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе — попытки бега, лазанье, прыжки с места. Двигательная активность этого возраста характеризуется следующими особенностями: обогащением содержания и увеличением количественных показателей основных локомоции, наличием ярко выраженных индивидуальных различий в объеме движений (от 5 до 12 тыс. в день), продолжительности (от 68 до 136 мин), интенсивности (от 29 до 84 движений в мин), тенденцией к повышению в весенне-летний период и снижению зимой и осенью.
Детям этого возраста свойственна частая смена движений и поз — от 550 до 1000 раз в день, благодаря чему поочередно напрягаются и отдыхают различные группы мышц. В этом возрасте не отмечается существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.
Развитие движений происходит поэтапно.
От 1 года до 1 года 3 месяцев — самостоятельная ходьба без опоры, ходьба в определенном направлении, ориентировка в окружающем пространстве. Поднимание рук вперед, вверх, в стороны, отведение за спину, сгибание и выпрямление, вращение рук в разных исходных положениях (стоя, сидя, лежа) и сочетание этих движений с движениями других частей туловища. Поворачивание кистей рук ладонями вверх и вниз, сгибание и разгибание пальцев рук (шевеление). Ползание на заданное расстояние. Лазанье по лестнице-стремянке вверх, вниз. Перешагивание через невысокие препятствия. Вхождение по ступенькам лестницы и схождение с нее, при этом держаться за перила под контролем взрослого.
От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев — появление предметных действий, соответствующих игровым ситуациям и образам. Ходьба (в прямом направлении, по кругу, огибая предметы, меняя направление, парами, стайкой, приставными шагами вперед и в стороны). Бросание мяча вниз, вперед, вверх.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет — удерживание равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры, при вхождении на возвышенную и наклонную поверхности и схождении с них. Ходьба со сменой темпа, переход от ходьбы к бегу. Бег семенящим шагом. Удерживание мяча двумя и одной рукой, бросание его целенаправленно. Отталкивание мячей, шаров двумя и одной рукой в произвольном направлении. Скатывание мячей с горки, катание их в паре со взрослым и друг с другом. Ритмичные приседания, сгибания и выпрямления ног как подготовительные движения к прыжкам. Попытки подпрыгнуть вверх на месте, подпрыгнуть с продвижением вперед.
От 2 лет до 2 лет 6 месяцев — удержание равновесия при поднимании на носки и опускании на всю стопу. Перебрасывание мяча через препятствия. Бросание мяча двумя руками взрослому, попытки поймать мяч, брошенный взрослым. Бросание мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Бросание
предмета вперед, в горизонтальную цель двумя руками, бросание предметов вдаль одной рукой. Подскоки на двух ногах на месте и при продвижении вперед. Вставание в пары, друг за другом, в круг с помощью взрослого.
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет — подтягивание руками при скольжении на животе по гимнастической скамейке. Лазанье по вертикальной лесенке, гимнастической стенке удобным ребенку способом. Бег в заданном направлении. Перепрыгивание через линии, веревку, положенную на пол. Прыжки в длину с места на двух ногах. Спрыгивание с предметов высотой не более 10—15 см.
К 3 годам ребенок вместе со взрослым начинает качаться на качелях, скатываться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехколесном велосипеде. С помощью взрослого осваивает некоторые движения в водной среде, учится скользить в воде, двигать руками и ногами.
Образовательная область «Физическая культура»
Образовательные задачи
Второй год жизни:
— способствовать формированию естественных видов движений (ходьба, ползание, лазанье, попытки бега и подпрыгивания вверх и пр.);
— обогащать двигательный опыт выполнением игровых действий с предметами и игрушками, разными по форме, величине, цвету, назначению.
Третий год жизни:
— способствовать дальнейшему развитию основных движений в играх, упражнениях и самостоятельной двигательной деятельности;
— содействовать улучшению координации движений, повышению экономичности и ритмичности их выполнения;
— приучать к согласованным совместным действиям в подвижных играх, при выполнении упражнений и двигательных заданий.
Содержание психолого-педагвгической работы
Движения развиваются на утренней гимнастике, занятиях по физической культуре, на прогулке, в подвижных играх, самостоятельной двигательной деятельности.
В работе с маленькими детьми используются приемы, побуждающие ребенка подражать взрослому и выполнять упражнения вместе с ним.
При объяснении двигательных заданий воспитатель показывает, поясняет, образно рассказывает, помогает и страхует, подбадривает, хвалит, поддерживает у детей чувство удовольствия и уверенности в себе. Поощряются доброжелательность и дружелюбие в общении со сверстниками и взрослыми.
Общеразвивающие упражнения
Движения головы: поднимание, опускание, повороты вправо и влево.
Положения и движения рук вниз, вперед, вверх, в стороны, за спину, поднимание вперед, вверх, в стороны, опускание; сгибание и разгибание; скрещивание перед грудью, разведение в стороны; отведение назад за спину; размахивание вперед-назад; хлопание в ладоши перед собой, над головой; сжимание и разжимание пальцев, захватывание пальцами мелких предметов.
Положения и движения ног: ноги слегка расставлены, вместе; ходьба на месте, шаги вперед, в сторону; сгибание и разгибание одной ноги в колене (стоя на другой); приподнимание на носки; выставление вперед на пятку; шевеление пальцами, сгибание, разгибание стоп.
Положения 1 движения туловища: стоя, сидя, лежа; повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны, выпрямление; сгибание и разгибание ног, сидя на полу; приседание с опорой; поднимание и опускание ног и рук, лежа на спине, переворачивание со спины на бок, живот и обратно.
Общеразвивающие упражнения вьшолняются с мелкими предметами (погремушками, колечками, платочками), рядом с предметами (стул, скамейка) и на них.
Упражнения в основных движениях
Ходьба парами, по кругу взявшись за руки; в прямом направлении, меняя направление, в заданном направлении; «стайкой» за воспитателем; огибая предметы; приставными шагами вперед, в стороны; по наклонной доске, приподнятой одним концом от пола на 10—20 см, схождение с нее; с перешагиванием через веревку, палку, положенную на пол или приподнятую на высоту 5—15 см от пола; вхождение на ящик высотой 10—15 см, схождение с него; преодоление бугорков, канавок на участке.
Бег за воспитателем и от него; в разных направлениях (не наталкиваясь друг на друга); между двумя линиями (не наступая на них); догонять катящиеся предметы; непрерывный — 30—40 с; медленный — до 80 м.
Прыжки на двух ногах на месте с легким продвижением вперед; подпрыгивание до предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка; перепрыгивание через линию, веревку, положенную на пол; через две параллельные линии; с места на двух ногах как можно дальше; спрыгивание с высоты 10—15 см.
Ползание, лазанье: проползание заданного расстояния; в вертикально стоящий обруч; подползание под веревку, скамейку; перелезание через валик, бревно; влезание на стремянку (высота 1—1,5 м) и слезание с нее.
Катание, бросание, ловля: скатывание мячей с горки; катание мячей, шаров в паре с воспитателем; двумя и одной рукой; бросание двумя руками снизу, от груди, из-за головы; ловля мяча, брошенного воспитателем; перебрасывание через ленту, натянутую на уровне груди ребенка; бросание предметов в горизонтальную цель двумя руками, правой и левой.
Основные движения и другие действия в игровых ситуациях
Подвижные игры, игровые упражнения, преимущественно связанные с ходьбой и бегом: «Идите (бегите) ко мне», «К куклам (мишке) в гости», «Собери колечки», «Догони меня», «Догони собачку», «Догони мяч (обруч)», «Принеси мяч», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Пройди через ручеек», «Пройди по тропинке», «Поднимай ноги выше», «Перешагни через палку», «Кто тише», «Поезд», «Воробышки и автомобиль», «Автомобиль», «Курочка-хохлатка», «Жуки» и др.
Игры с подлезанием, ползанием: «Доползи до погремушки», «Проползи в воротца», «Перелезь через бревно», «Будь осторожен»,-«Котята», «Мишки идут по дороге», «Обезьянки» и др.
Игры с катанием, бросанием, ловлей: «Скати с горочки», «Попади в воротца», «Передай мяч», «Брось мяч», «Лови мяч», «Мяч в кругу», «Попади в корзину», «Сбей кеглю», «Целься вернее», «Кто дальше».
Игры с подпрыгиванием, прыжками: «Подпрыгни до ладони», «Позвони в колокольчик», «Попрыгай как мячик», «Пробеги-подпрыгни», «Поймай комара»,
«Через ручеек», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Мой веселый, звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Птички в гнездышках».
Игры на ориентировку в пространстве: «Где звенит?», «Найди предмет (мишку, игрушку, зайку)».
Игры с пением и разнообразными движениями: «Заинька», «Поезд», «Флажок».
Народные игры, забавы: «Прятки», «Жмурки».
Ритмические (танцевальные) движения: воспитатель использует материал из раздела «Художественно-эстетическое развитие (музыка) (см. с. 68)».
Упражнения в организационных действиях: построения в круг, в пары, друг за другом подгруппами и всей группой с помощью воспитателя.
Начальные упражнения в перемещениях со скольжением: прокатывание по ледяной дорожке (держа их за руки); скатывание с невысокой ледяной горки в положении сидя на фанере, картоне, клеенчатой подстилке.
Упражнения в передвижениях с техническими средствами
Катание на санках: катание ребенка взрослым; скатывание с горки (сидя на санках); везение санок за веревочку; катание кукол на санках; попытки катания друг друга.
Ходьба на лыжах: ознакомление с лыжами; попытки стоять, сохраняя равновесие; переступание; попытки скольжения.
Езда на велосипеде: посадка на трехколесный велосипед и схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого; попытки продвижения, управление рулем.
Упражнения, игры, забавы для ознакомления с водой и начального обучения плаванию (при наличии бассейна): безбоязненное вхождение в воду; плескания и игры в воде, погружение лица, головы в воду; открывание глаз в воде, доставание игрушек со дна, лежание на груди и на спине с одновременным выполнением движений руками и ногами; попытки скольжения, ныряния.
Достаточная двигательная активность благотворно влияет на физическое развитие и здоровье ребенка. Для этого необходимо создать целесообразную предметно-игровую среду.
Мебель, бытовые, игровые предметы, в том числе и физкультурные пособия, должны отвечать санитарно-гигиеническим, психолого-педагогическим, эргономическим, эстетическим требованиям.
Важно, чтобы ежедневно дети могли самостоятельно активно двигаться под наблюдением воспитателя, который может в любую минуту помочь им.
Родителям периодически демонстрируются результаты детей в развитии их движений, в случае необходимости даются соответствующие рекомендации.
Образовательная область «Здоровье»
Образовательные задачи
Второй год жизни:
— обеспечивать медико-педагогические условия, способствующие своевременному развитию всех физиологических структур и функций организма ребенка;
— осуществлять целенаправленные оздоровительные и профилактические мероприятия;
— выполнять целесообразный режим дня.
Третий год жизни:
— продолжать осуществление мероприятий по охране и укреплению здоровья детей;
— обеспечивать условия для приобщения детей к выполнению гигиенических и закаливающих процедур, формировать культурно-гигиенические навыки;
— создавать атмосферу психологического комфорта и предупреждать утомление;
— обеспечить выполнение физиологически целесообразного единого для всей группы режима дня.
Содержание психолого-педагогической работы
Режим. Рациональный режим дня предусматривает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток и организацию всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями организма; режим должен быть гибким (табл. 2).
Неизменными должны оставаться: соблюдение четких, в соответствии с возрастом детей, интервалов между приемами пищи (4—4,5 ч), время приема пищи; обеспечение необходимой длительности суточного сна не менее 13—15 ч, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки (до 3—4 ч в день). Возможны изменения в отдельных режимных процессах, например, проведение занятий в период активного бодрствования не в четко фиксированное время, а в зависимости от конкретных условий, программных задач, самочувствия детей.
Режим дня в группе должен предусматривать постепенность перехода от одного процесса к другому. При организации дневного сна укладывание и подъем осуществляются постепенно. Если к моменту подъема ребенок еще не проснулся, что может быть связано с поздним засыпанием или увеличенной индивидуальной потребностью в сне, ему нужно дать возможность проснуться самостоятельно. При подготовке к прогулке, особенно в холодное время года, необходимо предусмотреть возможность более раннего выхода на участок тех детей, которых одели раньше других (под присмотром взрослого).
Дети второго года жизни, в возрасте от 10 мес. — 1 года до 2 лет в условиях детского сада составляют вторую группу раннего возраста, которая живет по разным режимам.
Дети младшей подгруппы (от 10 мес. 1 года до 1 года 6 мес.) днем спят два раза; дети старшей подгруппы (от 1 года 6 мес. — 1 года 7 мес. до 2 лет) спят днем один раз, что обусловлено психофизиологическими особенностями организма ребенка раннего возраста.
В связи с этим организация жизни детей построена таким образом, что младшая и старшая подгруппы бодрствуют отдельно, соединяясь вместе только в утренние (прием детей) и вечерние часы (уход домой), игры-занятия проводятся в отдельные отрезки бодрствования.
Ввиду того что возрастной диапазон младшей подгруппы (10 мес. — 1 год 6 мес.) существенно различен по психофизиологическим возможностям детей, воспитатель выделяет подгруппы:
— до 1 года и 1 год 2 мес;
— 1 год 2 мес. — 1 год 6 мес.
С каждой возрастной подгруппой отдельно проводится игра-занятие, не более 5—7 мин с младшей и 8—10 мин со старшей подгруппами. С детьми 2 лет в начале
Таблица 2
Примерный режим дня
Режимные моменты | От 1 года до 1 года 6 месяцев | От 1 года 6 месяцев до 2 лет | От 2 до 3 лет |
Прием детей, осмотр | До 8.00 | До 8.00 | До 8.00 |
Спокойные игры | 8.00— 8.20 | ||
Завтрак | 7.50—8.30 | 8.00—8.40 | 8.20—9.00 |
Предметная деятельность, игра по инициативе ребенка под руководством взрослого | 8.00—9.30 | ||
Сон (первый) | 9.30—12.00 | ||
Постепенный подъем, обед | 12.00—12.30 | ||
Активное бодрствование: — игры-занятия 1 (общие) — по подгруппам -»-«игры-занятия 2 (общие) — по подгруппам | 12.30—15.00 13.00—13.10 13.10—13.20 14.00—14.10 14.10—14.20 | 8.40—11.30 9.10—9.20 9.20—9.30 | 9.00—12.00 9.30—9.45 9.45—10.00 |
Прогулка | — | 9.30—11.30 | 10.00—12.00 |
Обед | — | 11.30—12.00 | 12.00—12.30 |
Сон (второй — для детей 1 года — 1 года 6 мес.) | 15.00—16.30 | 12.00—15.00 | 12.30—15.00 |
Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры, полдник | 16.30—17.00 | 15.00—16.00 | 15.00—16.00 |
Активное бодрствование: — игры-занятия (общие) — по подгруппам | 17.00—19.00 | 16.00—19.00 16.20—16.30 16.30—16.45 | 16.00—19.00 16.30—16.40 16.45—17.00 |
Прогулка или предметная, игровая деятельность детей 1 года — 1 года 6 мес. | 17.30—19.00 | 17. 00—19.00 | 17.00—19.00 |
Уход домой | До 19.00 | До 19.00 | До 19.00 |
года — по подгруппам, а в конце года — со всей группой по 8—10 мин. Если состав детей по возрасту более ровный, деление возможно на две подгруппы. Последнее решает сам воспитатель, исходя из педагогической целесообразности.
Оставшееся время бодрствования отводится для самостоятельной игровой деятельности ребенка под присмотром и при активном участии воспитателя и няни.
По утрам ежедневно проводится утренняя гимнастика (4—5 мин). Важное место отводится двигательной деятельности детей на открытом воздухе. Ежедневно во время прогулки воспитатель организует подвижные игры и физические упражнения продолжительностью 5—10 мин.
В теплое время года игры, игры-занятия, гимнастика проводятся на воздухе.
Сон. Общая продолжительность дневного сна детей до полутора лет — не менее 3,5—4 ч (при двухразовом сне). После полутора лет дети спят днем один раз — 2,5—3 ч. Необходимо учесть, что физиологическая потребность в сне у разных детей одной возрастной группы неодинакова.
Начиная с раннего возраста, подготовка ко сну должна стать для детей приятным ритуалом. Она включает не только туалет и переодевание, но и определенный настрой на сон. Перед укладыванием в группе создается 1 спокойная обстановка. Во всех помещениях соблюдается тишина. При раздевании взрослые разговаривают тихо или полушепотом, ласково, не торопят детей. Во время засыпания и сна взрослый находится в спальне.
Возбудимые дети и дети, находящиеся в адаптационном периоде, засыпают с трудом, часто пробуждаются. Воспитателю нужно использовать все возможные способы и приемы, способствовующие улучшению качества их сна — посидеть около ребенка, взять его за руку, успокоить ласковой, тихой речью, колыбельной.
Гигиенические условия. Во всех помещениях группы необходимо поддерживать нормальный температурный режим и чистоту воздуха, регулярно проветривать помещения. Комфортной для детей второго — третьего года жизни считается температура воздуха в группе 22—23 °С; в спатьне 19—20 "С. Спиртовой термометр крепится к стене в недосягаемом для ребенка месте.
При повышенном уровне загрязнения окружающего воздуха можно использовать кондиционные или фильтрующие установки, приборы искусственного климата. Ежедневная влажная уборка обеспечивает чистоту всех помещений группы.
Естественное и искусственное освещение в группе должно быть достаточным, равномерным и рассеянным. Нельзя допускать мигания световых потоков и шума осветительных приборов. При просмотре диапозитивов и других видеоматериалов в группе используется местное освещение (бра, настольные лампы).
Для естественного освещения важно, чтобы стекла окон были всегда чистыми и хорошо пропускали дневной свет. На подоконниках не должны стоять высокие растения с широкими листьями. Не следует занавешивать окна нераздвигающимися тюлевыми занавесками, шторами. При необходимости окна могут быть оборудованы легко раздвигающимися солнцезащитными устройствами.
Участок детского сада должен быть чистым, территория его озеленена. Он оборудуется всем необходимым для разнообразной двигательной и игровой деятельности. В летние дни участок нужно поливать.
Питание. Полноценное сбалансированное питание детей раннего возраста имеет первостепенное значение для их нормального роста и развития.
На втором году жизни вкусовые восприятия становятся более дифференцированными, развивается жевательный аппарат, дети начинают есть самостоятельно.
Процесс кормления в дошкольном учреждении обеспечивает воспитатель. Начиная со второго года жизни, взрослый может кормить детей, сидящих по двое-трое за столом, помогая им пользоваться ложкой, пить из чашки. По мере развития самостоятельности и умений детей можно сажать по четверо за столами, расставленными таким образом, чтобы в центре находился воспитатель, который видит всех детей и при необходимости может помочь каждому.
Дети должны есть сами, без принуждения, не спеша, тщательно пережевывая пищу.
Гигиенические и закаливающие процедуры. К полутора годам врожденный иммунитет снижается. В связи с этим для предупреждения роста заболеваемости
особая роль отводится оздоровительным, гигиеническим и закаливающим процедурам, создается общий эмоционально благополучный фон.
В помещении и на прогулке детей одевают так, чтобы они не перегревались и не переохлаждались. Одежда должна быть просторной, не сковывающей движений чистой, аккуратной, из натуральных тканей. Сменная обувь — удобной, легкой, с задником, точно соответствовать размеру ноги. Кроссовки, туфли и босоножки из искусственных материалов нежелательны. Каждому ребенку следует иметь дополнительную одежду, которая хранится в индивидуальном шкафу или в специально отведенном месте. В помещении дошкольного учреждения дети и взрослые носят облегченную одежду.
Во время одевания взрослый объясняет ребенку, почему сегодня, например, нужно одеться теплее (сильный ветер, мороз), привлекая его внимание к разным предметам одежды и объясняя, чего надевать, как и в какой последовательности.
В холодный период года дети гуляют при температуре не ниже —15 °С (при 4—5 слоях одежды) в безветрданую погоду.
Чем младше ребенок, тем менее совершенен его механизм терморегуляции и тем быстрее он может переохладиться или перегреться. Кроме того, у разных детей разная температурная чувствительность. Вот почему так важно следить за температурой воздуха в помещении, одеждой ребенка и его состоянием.
Закаливание может быть общим и местным, воздушным и водным. Хороший оздоровительный эффект наблюдается при сочетании местных и общих видов закаливания.
Помните, что закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, т.е. ежедневно в одно и то же время. Причем оздоровительный эффект может наблюдаться лишь через 3—6 месяцев.
Дети второго года жизни принимают воздушные ванны, находясь без одежды в течение 3—5 мин во время переодевания (от 3 до 7 раз в день при комфортной температуре воздуха в помещении), массажа. Для детей третьего года жизни время проведения воздушных ванн увеличивается до 6—10 мин; используется дозированное хождение детей босиком в помещении. Температура пола должна быть не ниже 18 °С.
При проведении общего воздушного, а также общего и местного водного закаливания важно, чтобы существовала изначальная разность температур — не менее 3 °С — для детей второго года жизни и 4 °С — для детей старше. Эта разность температур должна постепенно увеличиваться.
Во время общего закаливания воздухом температура в отдельном помещении снижается на 2 °С каждые 5 дней — с 23 до 17 °С. Не следует снижать температуру сразу после праздничных и выходных дней.
Сначала детей приучают к умыванию лица, рук до локтя водопроводной водой, после чего приступают вначале к местным, а затем к общим процедурам (обливание или обтирание всего тела).
При общем закаливании водой может использоваться как теплая, так и прохладная вода. В помещении, где проводятся процедуры, температура воздуха не должна быть ниже 22 °С. Температуру прохладной воды снижают на 2 °С каждые 4—5 дней — с 36 до 28 °С. Температуру теплой воды увеличивают на 2 °С каждые 4—5 дней с 36 до 42 °С; ребенка обтирают махровой варежкой.
При местном закаливании температуру воды снижают на 2 °С каждые 3— 4 дня с 35 до 23 °С. Например, для детей третьего года жизни целесообразно
устраивать «топтание» в ванночке с «морской водой», дно которой покрывает мелкая галька (диаметром до 0,8 см). Такую процедуру проводят с целью местного закаливания и массажа рефлексогенных зон стопы.
При закаливании обязателен индивидуальный подход к ребенку: учет его эмоционального и физического состояния, индивидуально-типологических особенностей. В период адаптации и после перенесенных заболеваний закаливание можно начинать только по рекомендации медицинского персонала.
Помните, что все гигиенические и закаливающие процедуры, осуществляемые воспитателем, должны проводиться при эмоционально положительном отношении к ним ребенка.
Культурно-гигиенические навыки. Формирование культурно-гигиенических навыков начинается с полутора лет. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными.
Постепенно дети приучаются:
— мыть руки с мылом до и после еды, после прихода с улицы, в случае загрязнения, после посещения туалета;
— умывать лицо, пользоваться полотенцем, насухо вытирая лицо и руки;
— жевать с закрытым ртом, пользоваться ложкой, салфеткой, пить из чашки;
— полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи;
— очищать нос, пользуясь носовым платком;
— проситься на горшок и пользоваться им;
— быть опрятными, замечать погрешности в одежде и пытаться их исправлять;
— одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность, складывать и вешать одежду в шкафчик;
— застегивать и расстегивать пуговицы, молнию, кнопки, зашнуровывать и расшнуровывать ботинки;
— убирать на место игрушки и вещи с помощью взрослых.
Дети от 1 до 3 лет требуют постоянного внимания и опеки, подсказки и напоминаний. Только в совместной деятельности взрослого и ребенка совершенствуются навыки.
В начале второго года жизни ребенка необходимо приучить проситься на горшок и пользоваться им. Важно, чтобы это естественное стремление подкреплялось положительными эмоциями взрослого, чтобы атмосфера была максимально доброжелательной и спокойной. Нужно не только своевременно высаживать ребенка на горшок, но и создавать все условия для того, чтобы он сам мог определить, когда ему необходимо пойти в туалет, умел обратить на себя внимание и обратиться к взрослому за помощью в любой ситуации (на прогулке, во время занятий).
Во время дневного сна некоторым детям можно пользоваться памперсами, но приучать к ним во время активного бодрствования не рекомендуется. Особенно это относится к мальчикам, у которых половые железы (яички) должны развиваться в норме при более низкой температуре, чем температура тела, чего невозможно достичь при использовании памперсов.
У мальчиков культурно-гигиенические навыки формируются сложнее. Мальчики отличаются повышенной чувствительностью к патогенным воздействиям окружающей среды (экология, социальные условия и т.д.). У них более выражены аффективные реакции на разлуку с матерью, осложняющие адаптацию к дошкольному учреждению.
Образовательная область «Безопасность»
Образовательные задачи
Второй год жизни:
— оберегать детей от травм;
— не допускать ситуаций, опасных для жизни и здоровья (перегревание, переохлаждение, отравление);
— предупреждать возникновение стрессовых состояний.
Третий год жизни:
— создавать условия, исключающие разные формы детского травматизма;
-'_«, учить элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья;
— формировать навыки поведения, позволяющие обратиться в нужный момент за помощью к воспитателю.
Содержание психолого-педагогической работы
Ранний возраст — возраст повышенного детского травматизма, поскольку у детей еще несовершенна координация движений и не сформированы навыки поведения в быту.
Вблизи ребенка не должно быть предметов, потенциально опасных для его жизни и здоровья (острых, режущих, мелких, легко бьющихся). Дети не должны оставаться без присмотра взрослого.
Поверхность пола в помещении группы, в спальне должна быть ровной и нескользкой. Игровую комнату не следует загромождать лишней мебелью, функционально не предназначенной для детей. Штепсельные розетки должны быть установлены на высоте 0,8—1,2 м от поверхности пола.
Необходимо предупреждать возможное падение детей (при спуске с лестницы, во время игры и т.д.). Каждый ребенок должен находиться в поле зрения воспитателя.
Для обеспечения чувства защищенности взрослые создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения и общения с окружающими, чтобы ребенок мог обратиться за помощью в любой ситуации (дискомфорт, страх, затруднение, неизвестность). Эмоционально благополучные дети активны, самостоятельны, наблюдательны, умеют правильно оценить ситуацию, спокойно воспринимают требования взрослого и адекватно на них реагируют.
Взрослый является образцом культуры и нравственности, носителем здорового образа жизни, от его грамотного поведения зависят безопасность детей, их физическое и психическое благополучие.