Особенности физического развития ребенка раннего возраста

Двухлетка сосредоточенно и гордо вышагивает по невысокому и широкому бордюру тропинки. Мама страхует. Такое вроде простое действие. А сколько всего в этот момент происходит.

Во-первых, малыш учится сохранять равновесие, развивает координацию движений.

Во-вторых, у бордюроходца сейчас интенсивно работает мозг – он усваивает новое понятие «узко»-»широко».

В третьих – формируется уверенность. Он же смог, у него получается! Это уже эмоциональная сфера.

А все это вместе позже позволит ему свободно чувствовать себя в общении с другими детьми: физически развитому, умному, уверенному в себе. Это – социальное развитие.

Вот и все так у малышей этого возраста. Границы между физическими, моторным и умственным развитием провести невозможно. И когда ребенок, пыхтя, пытается запихнуть в ящик стола надувной мяч на два размера больше – он не только развивает двигательный навык по запихиванию больших предметов в маленькие отверстия. Он закладывает основу развития физического, умственного, эмоционального и социального.

Именно поэтому для нормального развития ребенку надо ползать, бегать, хватать, швырять, бросать, запихивать, лизать, размазывать, разливать, разламывать, пробовать на вкус, нюхать, носиться сломя голову, размахивать, отламывать, рассыпать, перекладывать, стаскивать, ронять и т.д.

Как же происходит развитие двигательных навыков в возрасте от года до трех?

Детям этого возраста непросто управлять своими движениями. Центр тяжести у них расположен выше, чем у взрослых. Большая часть веса приходится на верхнуюю половину тела. Поэтому они быстрее теряют равновесие, им сложно остановиться на бегу или поймать большой мяч и не упасть.

Способность совершать движения большой амплитуды: бегать, прыгать, бросать предметы развивается быстрее. Это – так называемая грубая моторика.

Обычно двухлетние малыши ходят широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. И предпочитают задействовать обе ноги даже тогда, когда было бы достаточно одной. Протяните печенье ребенку – скорее всего он потянется к нему двумя руками.

А трехлетки же ставят ноги при беге и ходьбе ближе друг к другу. Бегают, останавливаются и разворачиваются на ходу с большей легкостью. Хотя голеностопы и кисти рук у них пока не такие гибкие, какими будут через год или два. Начинают предпочитать правую или левую руку, и скорее всего потянутся за лакомством одной рукой. И самое главное – для того, чтобы совершить движение – им уже не надо его взглядом контролировать. Это проглядывают элементы автоматизма, то есть способности совершать действия без осознанного контроля. (Мы-то, взрослые уже полностью на автоматизме действуем: водим машину, делаем рутинную работу, ходим по улицам и так далее. Правда, иногда сознание пробуждается и тогда мы мучительно вспоминаем, выключили ли газ, утюг, закрыли квартиру, или вообще – куда сейчас идем и зачем).

Период от двух до трех лет – пик двигательной активности в жизни человека. Постепенно она снижается, и, обычно, у девочек быстрее, чем у мальчиков. Поэтому в школе девчонкам легче усидеть на месте. Хотя бывают и исключения из правил, конечно.

Развитие мелкой моторики, то есть способности совершать точные движения мелкой амплитуды кистями рук и пальцами (пользоваться вилкой и ложкой, управляться с карандашом и т.д.) – происходит медленнее.

Но именно способность совершать эти точные движения позволяет ребенку становится более самостоятельным: расстегивать и застегивать большие пуговицы или молнии, снимать и одевать простую одежду, правильно пользоваться ложкой за столом. А вот со шнурками им пока не справится. Иногда и шестилеткам в решении этой задачи нужна помощь взрослых.

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, увеличивается сердце.

Совершенствуется работа дыхательной системы (увеличивается ее объем), органов пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости организма ребенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней среды.На протяжении второго – третьего годов жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребенка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы.

К 3 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки. Параллельно с развитием костной системы развивается мышечная система: увеличивается объем мышц и уменьшается количество в них жировой ткани, улучшаются их иннервация и кровоснабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы – мальчики отличаются большей силой мышц, их большим объемом.К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возможным привитие ребенку навыков опрятности.

Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, особенно на втором году жизни малыша, приводят к его быстрому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4-4,5 часов, многие переходят на одноразовый сон. К 2 годам работоспособность нервной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.

На третьем году жизни нервная система ребенка становится более выносливой, однако вследствие повышенной возбудимости подкорковых структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребенка раннего возраста отличается ярко выраженной эмоциональностью. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.

На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память, активно идет формирование второй сигнальной системы: расширяется словарный запас ребенка, он все лучше понимает речь взрослого. У детей, которые начинают говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Большое значение для совершенствования речевого центра и артикуляционного аппарата имеет развитие мелкой моторики: движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на двигательный анализатор.

Наши рекомендации