Организация пространства начальной школы
В начальной школе богатая универсальная учебная среда желательна в каждой классной комнате, однако возможный вариант - наличие кабинетов с особенно богатой средой. Она может быть создана, например, в большей, чем обычные классы, комнате, где учащиеся начальной школы имеют и технологические мастерские, и естественно-научную лабораторию, и керамический завод, и собственную художественную галерею, и видеостудию, и медиатеку (современную библиотеку, сочетающую книги и другие информационные источники на разнообразных аудио, видео и компьютерных носителях, с возможностью для учащегося искать, обрабатывать, коллекционировать, передавать или готовить для представления другим информацию).
Наличие в школе даже одного компьютера с мультимедийным проектором, позволяющим передавать изображение с компьютера или видеомагнитофона на экран для работы с целым классом или даже большим залом, существенно меняет и способ представления материала учителем и работу "у доски". Учитель может сопровождать свой рассказ заранее подготовленными иллюстрациями. Основные тезисы выступления или факты, которые нужно запомнить, могут также быть выделены на экране. Работа с текстом (например, его редактирование) происходит гораздо эффективнее, если ее можно осуществлять прямо на глазах у всего класса, с участием всех. Имея проектор, естественно показывать всему классу и детские сочинения с иллюстрациями. Зная, что твою работу будут смотреть все, каждому хочется сделать ее интересней, снабдить картинками, проверить лишний раз, нет ли ошибок.
Особое внимание хочется обратить на необходимость создания для учащихся начальной школы многофункционального помещения, в котором школьный психолог, воспитатель группы продленного дня, преподаватель классов коррекции и т.д. могли бы организовывать индивидуальные занятия или работу с небольшой группой детей, помогая им справиться со специфическими психологическими, физиологическими проблемами, помочь избавиться от плохого настроения или решать индивидуальные проблемы: будь то развитие внимания учащихся или умение концентрироваться, тренировка мелкой моторики или развитие координации движений и т.д. Бывает достаточно важно в течение учебного дня какому-то ребенку получить возможность (иногда даже и во время урока) побыть одному, оценить неадекватность своего состояния и попытаться самостоятельно или с помощью доброжелательно настроенного взрослого преодолеть его, чтобы вновь вернуться к занятиям. Кому-то из детей может оказаться достаточно полезно получить возможность избавиться от "лишней" энергии и агрессии (например, надев боксерские перчатки, "помутузить" "грушу" или что есть силы попинать футбольный мяч, привязанный специальной резинкой к поясу игрока, так, чтобы не пострадали окружающие люди и предметы. Такое помещение можно условно назвать "Психомоторной комнатой" или "Комнатой психологической разгрузки" и, естественно, оно должно содержать достаточно большое разнообразие специально подобранных для работы в нем предметов.