Четырехлетней начальной школы.

Четырехлетней начальной школы.

Сергеева Г.П., канд. пед. наук, доцент,

руководитель проекта УМК «Музыка»

для начальной школы.

Первая четверть

Введение

Поурочное планирование уроков музыки в IV классе является продолжением публикаций серии методических материалов по предмету «Музыка», разработанных на основе программы и учебно-методических комплектов «Музыка» для четырехлетней начальной школы (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева – руководитель проекта, Т.С. Шмагина). В 2004/05 учебном году содержание и технологии учебно-методического комплекта для IV класса апробируются в федеральном эксперименте по модернизации образования в начальной школе.

В IV классе завершается процесс музыкального образования и воспитания в начальных классах. Развитие музыкальной культуры школьников как части их общей и духовной культуры происходит в процессе формирования обобщенных представлений, знаний, умений и навыков:

– расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

– выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставление их с музыкой других народов и стран;

– воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

– развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

– формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

– формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

– развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

– расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

– совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Содержание УМК для IV класса выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся. Так, содержание Учебника «Музыка» для IV класса выстраивается по тем же тематическим разделам, что и в Учебниках II и III классов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»[1].

Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.

№ урока Тема урока  
I четверть ( 9 ч )
            «Россия – Родина моя» Мелодия – душа музыки. Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор С.В. Рахманинов. (Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Вокализ). Интонационное родство народных напевов и мелодий Рахманинова. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? (Рассказ М. Горького «Как сложили песню». Многолосие картины К. Петрова-Водкина «Полдень», многообразие жанров народных песен). Жанр песни-плача в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева. Образы защитников Отечества в музыке русских композиторов (опера «Иван Сусанин» М. Глинки, кантата «Александр Невский» С. Прокофьева), особенности музыкального воплощения. «О России петь – что стремиться в храм». Святые земли Русской – Александр Невский, Сергий Радонежский, княгиня Ольга, князь Владимир. Стихира – торжественная песнь-гимн. Илья Муромец – былинный герой и святой земли Русской. Образ Ильи Муромца в разных видах искусства – былина (литературная, музыкальная), картина, икона. Обобщенный образ русских богатырей в Симфонии № 2 («Богатырской») А. Бородина. «День, полный событий». Пушкин и музыка. Осень в Михайловском (стихи А. Пушкина об осени, картина В. Попкова «Осенние дожди (Пушкин)», образы осени в музыке М. Мусоргского, П. Чайковского, Г. Свиридова). Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане…» Музыка на ярмарочном гулянии. Пушкин и Святогорский монастырь. Пушкин в Тригорском. Светская музыка пушкинской поры. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Песни разных народов мира. Музыкальные инструменты России.
 

Урок № 1

Россия – Родина моя

Вводный раздел сценария первого урока музыки в IV классе учитель может разработать с учетом музыкальных «пристрастий» конкретного класса: исполнение знакомых песен о России, русских народных песен разных жанров (из программы предыдущих лет обучения), рассказов о летних «встречах» с музыкой, исполнения с помощью музыкальных инструментов народных инструментальных наигрышей («Камаринская», «Светит месяц и др.). Главное, помочь школьникам задуматься над смыслом эпиграфа к этому разделу Учебника: «Вся Россия просится в песню…».

Пусть учащиеся внимательно прочитают текст, помещенный на развороте Учебника «Мелодия» (с. 8–9), вспомнят (узнают знакомые им темы, сыгранные учителем) и споют мелодии М. Глинки – ария Ивана Сусанина и хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин», М. Мусоргского – «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», П. Чайковского – 2-я часть «Симфонии № 4», Э. Грига –«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» и др. Такое обращение к фрагментам известных детям сочинений поможет им убедиться в том, что все они обладают общим качеством – песенностью.

В центре урока – знакомство младших школьников с музыкой «нового» для них русского композитора – Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943). Чтобы четвероклассники смогли почувствовать русский характер музыки этого композитора, рекомендуется спеть мелодию 1-ой части «Концерта № 3» для фортепиано с оркестром с ориентацией на нотную запись (с. 9), подчеркивая ее широту, певучесть, кантилену. Вслушиваясь в особенности строения мелодии, учащиеся смогут определить ее небольшой диапазон, поступенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз. Исполнение этой мелодии a capella и под аккомпанемент учителя требует от хористов распределения дыхания на протяженную фразу, точности вступления на слабую долю такта, чистоты интонирования (сопровождение не поддерживает главную тему), лирического мягкого звукоизвлечения.

Сравнение мелодии Рахманинова с другими мелодиями русских композиторов, которые уже прозвучали в начале урока, поможет школьникам убедиться в их интонационной близости, родстве с напевами народных протяжных песен.

Прослушивание 1-й части «Концерта № 3» Рахманинова в записи (в исполнении автора и Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Л. Стоковского) даст возможность юным слушателям убедиться в том, что главная мелодия звучит сначала у солиста-пианиста, а затем ее «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. С жанром фортепианного концерта учащиеся знакомились во II и III классах. Пусть школьники вспомнят, что слово «концерт» – в переводе с латинского означает состязаться, а с итальянского – согласие. В концерте Рахманинова, солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта.

На первом уроке можно начать разучивать две новые песни – русскую народную «Ты, река ль, моя реченька» и «Песню о России» В. Локтева (слова О. Высоцкой), мелодии которых записаны на развороте «Ты запой мне ту песню…». И мелодия народной песни, и мелодия песни Локтева интонационно близки главной теме 1-й части «Концерта № 3». При разучивании свадебной песни «Ты, река ль, моя реченька» по нотной записи нужно, прежде всего, нацелить детей на передачу образа девушки-невесты, которая грустит при мысли о предстоящем замужестве, печалится потому, что ей придется покинуть отчий дом, родителей. Необходимо при исполнении этой народной песни стремиться к поиску характера звучания – негромкого, сдержанного, словно затаенного. Особую трудность будет представлять распевание одного слога на несколько звуков. Подвижность мелодии напевного характера придает такая особенность песни как переменный размер (5/4 и 3/2).

При исполнении «Песни о России» необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации (вершине), мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков, короткому дыханию между фразами.

Если уровень развития слуха и степень вокальной подготовки учащихся не позволяет выучить припев песни целиком в двухголосном варианте, то можно использовать терцовое двухголосие фрагментарно (в каденциях, на кульминациях фраз), а целиком выучить предлагаемый в Хрестоматии музыкального материала для 4 класса (с. 5–6) вариант можно с хоровым коллективом.

Разворот Учебника «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» (с. 12–13) продолжает знакомить четвероклассников с музыкой С. Рахманинова. Новый жанр вокальной музыки «вокализ» поможет им убедиться в том, что пение без слов также может передать разнообразные чувства человека.

Прежде чем послушать вокализ в записи (исполняет Б. Руденко), предложите ребятам сначала напеть его мелодию на какой-либо слог (лё, лю), следя за ее развитием по нотной записи, а затем вслушаться в сопровождение (играет учитель), в котором отчетливо выделяются два «пласта» – мерно повторяющиеся аккорды и выразительный нисходящий подголосок. При помощи пластического интонирования группами класса (исполнения мелодии смычком воображаемой скрипки, подголоска – смычком воображаемой виолончели, аккордов – на «немой» клавиатуре воображаемого пианино) учащиеся смогут осмысленно передать выразительными движениями рук характер вокализа.

Прослушивание «Вокализа» Рахманинова в записи направлено на то, чтобы четвероклассники услышали в нем разнообразные чувства: печаль и радость, покой и взволнованность, тревогу и умиротворение. Предложите учащимся ответить на вопросы: в чем красота этого сочинения? в какой части «Вокализа» слышен диалог между голосом и фортепиано? чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса? какие чувства вызывает эта музыка у слушателей? каким человеком предстает перед слушателями создатель «Вокализа» – композитор Рахманинов?

Восприятие портретов первой исполнительницы «Вокализа» – знаменитой русской певицы Надежды Васильевны Неждановой (сопрано) и композитора С. Рахманинова, которые помещены на данном развороте Учебника, поможет школьникам задуматься над тем, какими людьми предстают перед слушателями композитор и исполнительница (одухотворенными, сосредоточенными на своем творчестве, погруженными в мир человеческих чувств и эмоций).

В качестве домашнего задания, которое поможет закрепить знания учащихся об особенностях музыки русских композиторов, можно предложить учащимся выполнение заданий на развороте Рабочей тетради «Мелодия – душа музыки» (с. 4–5).

В заключение урока можно обратиться к рассказу С. Романовского «Русь» из Рабочей тетради (с.3), который может быть прочитан учащимися на фоне звучания 1-й части «Концерта № 3» С. Рахманинова.

Урок № 2

Россия – Родина моя

На этом уроке рекомендуется обратиться сразу к трем разворотам Учебника, которые объединены фольклорной тематикой – «Как сложили песню», «Звучащие картины», «Ты откуда, русская, зародилась музыка?».

Главная задача этого урока – ответить на вопрос: что в народной песне важнее – слова или мелодия? Для того чтобы учащиеся поняли, как рождается песня, учитель должен подготовить «инсценировку» рассказа М. Горького «Как сложили песню» и сочинить мелодию к песне, которую «складывают» две простые русские женщины – Устинья и Машутка. Внимательно вчитываясь в указания писателя о том, как должна звучать песня (первая фраза – «скороговоркой», вторая – «нерешительно», «вполголоса», третья – «уверенно», но «трогательно»), учитель сочиняет свой вариант мелодии, которым он и «озвучивает» рассказ.

После выразительного прочтение учащимися рассказа обратите их внимание на то, что рассказ можно условно разделить на две части. В первой – писатель рисует обстановку, в которой происходит сочинение песни: «грустный звон колоколов», «летний день», «звуки плывут низко над землею», «тишина». Вторая часть описывает процесс создания песни, фраза за фразой, напев за напевом. В песне передано состояние души женщин: «всё тоскою сердце мается».

Можно предложить учащимся «по цепочке» попытаться сочинить свои мелодии к заданному в рассказе тексту. Важно создать в классе такую доверительную обстановку, которая будет стимулировать школьников на создание вокальной импровизации в народном стиле.

Напомнив детям, что фольклор – это народная мудрость, целесообразно вспомнить знакомые им русские народные песни, которые раскрывают разные грани жизни человека. Эту часть урока можно провести как «озвученный комментарий»: ребенок называет тему народной песни (ее жанр) и поет мелодию, например: защита Отечества (солдатские песни, былины) – «Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу», Былина о Добрыне»; родная природа («Во поле береза стояла», «Закликание весны»); народные игры, обряды («Бояре, а мы к вам пришли», «Выходили красны девицы»), шуточные песни, танцы («Камаринская», «Калинка», «Как у наших у ворот»), детские песенки ( «Скок, скок», «Дон-дон») и др. Такого рода «экспромт»-повторение знакомых мелодий народных песен, их вокализация дает возможность накапливать младшими школьниками багаж музыкальных впечатлений, соотносить различные жанры с интонациями конкретных произведений, что немаловажно для формирования чувства стиля.

Разворот Учебника «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?», познакомит учащихся с русскими народными песнями разных жанров (колыбельная, лирическая, солдатская, хороводная, трудовая). Их разучивание и исполнение с ориентацией на нотную запись решает задачу выявления характерных интонаций, особенностей мелодики, ритма, лада, формы.

Каждый жанр народной песни потребует поиска специфической манеры исполнения: колыбельная должна звучать негромко, мягко, нежно; солдатская «Солдатушки, бравы ребятушки» – бодро и энергично, с подчеркиванием маршевых ритмов; лирическая «У зари то, у зореньки» – напевно, сдержанно, выразительно; хороводная «Милый мой хоровод» – подвижно, с тщательным пропеванием распевов; игровая «А мы просо сеяли» – двумя группами учащихся, которые будут сопровождать пение движениями, изображающими трудовые действия. Естественно, что на этом уроке учитель только знакомит с песнями, помещенными на этом развороте, а процесс их разучивания займет несколько уроков.

Особое внимание школьников следует обратить и на то, что в русских народных песнях второй голос («втора») появляется либо при повторении фраз, либо «на стыке» фраз. Часто количество исполнителей либо увеличивается от фразы к фразе, либо запев поют солисты (солист), а припев – весь хор.

Разучивание двухголосных песен рекомендуется проводить не по партиям (как это принято в хоре), а последовательно пропевая со всем классом сначала нижний, а затем верхний голос. К четвертому классу наблюдения учителя музыки за певческим развитием учащихся позволяет разделить хор на «первые» (сопрано) и «вторые» (альты) голоса и рассадить детей соответствующим образом.

Работа с разворотом «Звучащие картины» носит обобщающий характер и продолжает развивать мысль о том, что произведения искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства) раскрывают разные стороны человеческой жизни. Предложите учащимся внимательно рассмотреть картину К. Петрова-Водкина «Полдень» и определить, какие жизненные сюжеты запечатлены художником. Наверняка, ребята увидят двух женщин с детьми на руках – одну, сидящую на пригорке, другую, движущуюся навстречу зрителю, юношу и девушку, беседующих друг с другом, пасущихся коров, работающих и отдыхающих крестьян. В центре картины – скорбные фигуры людей, идущих за гробом. На переднем плане картины – три больших желтых яблока – символы жизни, щедрости природы, благополучия.

Восприятие живописного полотна детьми усиливается при рассматривании отдельных ее фрагментов. Пусть учащиеся задумаются над вопросами: почему художник назвал эту картину «Полдень»? почему изобразил над ней разнообразные жизненные ситуации? Можно ли назвать композицию картины «многоголосной»? как цветовое решение картины усиливает ее образное содержание? какими знакомыми музыкальными произведениями можно озвучить фрагменты картины? как можно объяснить смысл выражения – «Вся Россия просится в песню», глядя на эту картину?

Урок № 3

Россия – Родина моя

Разворот Учебника «Я пойду по полю белому….» вновь возвращает учащихся к уже знакомым им фрагментам кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева. Ребята вспоминают и поют главные темы хора «Вставайте, люди русские!», подчеркивая их контрастность: первая тема звучит решительно и призывно, вторая тема – «на Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» (нотная запись на с. 20) исполняется напевно (в духе народных песен), но решительно. Затем школьники слушают этот хор в фонозаписи. Можно также предложить четвероклассникам исполнить вместе с фонограммой вступление к хору, имитируя движениями рук удары в набатный колокол. Повторение главной темы хора в начале в конце части послужит поводом для определения трехчатной формы.

Вступление к «Мертвому полю» (6-я часть кантаты) открывается скорбными интонациями, которые сродни народным песням-плачам. Мелодию девушки-невесты, разыскивающей среди павших в бою своих женихов, добрых молодцев, рекомендуется спеть с ориентацией на нотную запись. Именно нотная графика поможет детям не только точно воспроизвести ее звуковысотную линию, но и «увидеть» интонации, которые подчеркивают безысходность, скорбь. После вокализации этой мелодии целесообразно послушать эту часть кантаты в записи и задуматься над тем, какие чувства переданы в музыке. Исполняет этот фрагмент известная русская певица, наша современница – Елена Васильевна Образцова (меццо-сопрано) в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением дирижера К. Аббадо.

Созвучны образу «Мертвого поля» репродукция картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича над половцами» (написана по мотивам литературного памятника Древней Руси «Слово о полку Игореве») и тематический рисунок художника-оформителя, изображающий девушку, идущую по полю брани. Можно напомнить учащимся и спеть с ними русскую народную песню «Ты река ль, моя реченька», которая, как по своему эмоциональному строю, так и интонационно сродни главной мелодии этой части кантаты.

Разворот Учебника «На великий праздник собралася Русь!», завершая раздел «Россия – Родина моя», посвящен героическим образам русской музыки.

На этом уроке целесообразно спеть с детьми главные темы тех сочинений, о которых идет речь в тексте этого разворота: русские народные песни «Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши деды…», канты неизвестных авторов Петровского времени (из программы III класса), а также фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки (ария Ивана Сусанина, заключительный хор из эпилога «Славься!»), из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.

Новым музыкальным материалом этого разворота будет финал кантаты (7-я часть) – «Въезд Александра Невского во Псков». Главная задача восприятия этой части учащимися – услышать появление знакомых мелодий кантаты и отметить их (например, поднятием руки). В финале кантаты празднично и решительно звучат две известные детям темы – мелодия хора «А и было дело на Неве-реке», тема средней части хора «Вставайте, люди русские!» («На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»). Пусть четвероклассники задумаются над тем, точно ли повторяет композитор эти темы в финале кантаты, или – вносит в них изменения? Принцип повторения тем других частей в финале кантаты (как один из принципов развития) дает возможность композитору добиться интонационного единства музыки этого большого по размерам сочинения.

Можно спросить у школьников, тембром каких инструментов симфонического оркестра Прокофьевым усилена праздничность звучания, торжество победы над врагами? (оркестровые колокола). Напоминание учителем темы хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» Глинки может послужить поводом к тому, чтобы учащиеся самостоятельно вспомнили тот факт, что величественность его звучания также связана со звучанием колокольного звона (финал оперы – это народный праздник на Красной площади в Москве).

Созвучно идее прославления защитников Отечества оформление разворота Учебника: школьники увидят горделивые фигуры русских солдат и офицеров на фоне храма во фрагменте картины С. Присекина «И клятву верности сдержали…» (Смоленск. 1812 г.) и воинские атрибуты – хоругвь с ликом Христа Спасителя, щит и меч[2].

Образ святого земли Русской – великого полководца и благоверного великого князя Александра Невского – вдохновил музыкантов, художников, поэтов на создание художественных произведений. В годы Великой Отечественной войны русского народа с фашистскими захватчиками (1941–1945), 60-летие победы в которой будет отмечаться в России в 2005 г., была восстановлена награда «Орден Александра Невского», которым (ой?) награждали особо отличившихся в военных действиях офицеров.

Урок № 4

Информация для учителя

Стихира (от греческого – ряд, строка, стих, многостишие) – жанр византийской и древнерусской гимнографии. Стихира возникла из хоровых припевов, сопровождавщих сольное исполнение псалмовых стихов (до XI в. называвшихся тропарем). Стихиры входят в Стихирарь – певческую книгу православной церкви, которая содержит стихиры на все праздники года.

Несмотря на то, что жанр стихиры пришел на Русь из Византии, творчество русских распевщиков отражало важнейшие события русской истории, развитие духовной жизни Древней Руси, ее борьбы, побед и поражений. Каждый период истории отмечен десятками служб в честь русских святых. Например, певческие циклы времен Киевской Руси связаны с именами выдающихся деятелей, просветителей Руси – княгини Ольги, князя Владимира, названных равноапостольными, так как они, подобно апостолам (ученикам и последователям Христа), способствовали распространению на Руси христианства. В эпоху феодальной раздробленности, когда каждое княжество претендовало на самостоятельность, стремилось конкурировать с Киевом, создавать собственные духовные ценности, происходит канонизация местных святых – новгородских, владимирских, ростовских, тверских, муромских. В трагические годы татаро-монгольского ига многие русские воины и князья, погибшие в борьбе с врагами, были причислены к лику святых, а их мужество, патриотизм приравнивались к славе мучеников, пострадавших за веру. В их честь писали церковные службы, создавали сказания, духовные стихи, песнопения.

На уроке рекомендуется выразительно прочитать с учащимися начальный текст стихиры (с. 26 Учебника), рассмотреть изображения князя Владимира и княгини Ольги, а также икону «Всех святых, в земле русской просиявших». На иконе школьники смогут увидеть надпись на древнерусском языке (Образ[3] всех святых в земле Русской просиявших), изображения Святой Троицы[4] (в верхней части), Богоматери (в центре иконы на фоне храма), многочисленные группы святых со светящимися нимбами (символами святости) над головами. Композиция иконы (повторяющиеся контуры групп людей словно «притягиваются» к центру, к образу Богоматери, заступницы и защитницы), ее краски (сочные, яркие, конрастирующие с одеждами святых), создают ощущение величия, праздничности, торжественности.

Такой же эмоциональный тон присущ и стихире русским святым «Земле русская», которую учащиеся услышат в записи в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (дирижер – иеромонах Матфей).

Работа с разворотом Учебника «Илья Муромец» продолжает раскрывать перед учащимся тему защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца. Этот человек предстает перед взором детей как былинный герой (фрагмент картины В. Васнецова «Богатыри») и как святой (икона). Пусть школьники задумаются над тем, что отличает изображение Ильи Муромца на картине и на иконе.

Мелодию былинного напева, записанную нотами на с. 28, предлагается разучить с четвероклассниками, подчеркивая в исполнении ее величавость, неторопливость повествования, размеренность[5]. Движениями рук, имитирующими игру на древнем русском инструменте, гуслях, учащиеся могут «сопровождать» пение былинного напева. Возможна и такая информация: этот былинный напев стал широко известен благодаря семье знаменитых русских сказителей и собирателей народного фольклора – Рябининых, которые в течение века бережно записывали, обрабатывали и распространяли народные напевы не только в России, но и за рубежом.

Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов – М. Мусоргского «Богатырские ворота» («В стольном граде Киеве») из сюиты «Картинки с выставки» и А. Бородина «Симфония № 2» («Богатырская»), которые прозвучат на этом уроке в записи. Главным принципом анализа этих двух сочинений должен стать принцип их сопоставления по «сходству и различию». Главные темы этих произведений можно спеть с четвероклассниками. Это даст им возможность лучше прочувствовать характер и настроение музыки, понять, какие черты русского характера она передает проследить за их развитием.

Если тема «Богатырских ворот»[6] М. Мусоргского повторяет тему пьесы «Прогулка», рефрена сюиты, но звучит иначе – «в увеличении» – медленно, мощно, размашисто, то главная тема 1-й части «Симфонии № 2» Бородина (ее нотная запись дана на с. 29 Учебника), имеет свои характерные особенности.

Прежде чем послушать 1-ю часть «Богатырской симонии» А. Бородина в исполнении оркестра, учителю рекомендуется исполнить эту тему на фортепиано, для того чтобы дети смогли определить ее характер, а после этого приступить к разучиванию главной темы. Нотная запись поможет осознать характерную особенность интонационного строения этой темы – как бы «втаптывание» основного звука «ми» (тоники), своеобразие ладового наклонения (пониженная II ступень), сочетание минора с мажором (ладовая переменность), чередование коротких длительностей с остановкой на долгом звуке. Исполнение мелодии потребует компактного звучания голосов, интонационной точности и ритмической четкости (тема может быть спета с названиями нот или на какой-либо слог), при этом нужно избегать форсированного звука.

После восприятия 1-части симфонии Бородина в записи, следует в размышлениях об этой музыке подчеркнуть следующее. Главная тема звучит в низком регистре у струнных (унисон) мужественно, сурово, мощно, грузно (кряжисто), вызывая представления о неодолимой, «великанской» силе легендарных героев. Вторая – лирическая тема – широкая, светлая, мажорная, проникнутая русскими песенно-распевными интонациями, – оттеняет решительный характер главной темы, как бы вводит слушателей в «место действия» – далекие степи. Мягко звучат виолончели. Постепенно тема приобретает более напряженный характер, слышен напряженный ритм скачки, возникает звуковое нарастание, воображение рисует картины богатырских схваток, поединков. В завершение, как итог, могучей, тяжелой поступью исполина вновь проходит в оркестре главная богатырская тема.

В конце урока целесообразно вспомнить песни о защитниках Родины, о России – народные («Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу…») и сочиненные композиторами («Песня о маленьком трубаче» С. Никитина на слова С. Крылова, «Учил Суворов» А. Новикова на слова М. Левашова и др.). Таким образом, благодаря музыке разных стилей и жанров, происходит освоение младшими школьниками духовно-нравственного опыта поколений[7].

Урок № 5

День, полный событий

В этой четверти начинается изучение нового раздела Учебника «День, полный событий», посвященного раскрытию темы «Пушкин и музыка». Учащимся предлагается совершить несколько увлекательных уроков-путешествий по тем местам, которые дороги сердцу каждого русского человека, по местам, которые связаны с именем «солнца русской поэзии» – Александра Сергеевича Пушкина. Это – имения Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь, Святогорская ярмарка.

Заметим, что каждому развороту Учебника в этом разделе предпосланы пушкинские строки – поэтические эпиграфы.

Разворот «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» вводит детей в атмосферу родового имения семьи Пушкиных – Михайловское, что находится на Псковсщине, куда в 1824 г. (на два года) по приказу царя Александра I был сослан Александр Сергеевич.

Информация для учителя

Вот как описывает первые дни пребывания поэта в Михайловском Семен Степанович Гейченко – директор заповедника в Пушкинских Горах:

«Он долго привыкал к Михайловскому дому… После отъезда родителей…он долго присматривался к дедовским хоромам…путешествие по дому закончилось. Он сделал окончательный выбор. Остановился на большой светлой комнате, выходящей окнами на юг, во двор, на гульбище, на цветники. Здесь всегда было весело, солнечно. Вся большая усадьба видна как на ладони. Все нужное рядом. Большой хороший камин. Чуланчик. Что еще нужно?.. Еще приказал: «В собственный нашего высокоблагородия апартамент поставить: книжных шкапов – два…, кресел четыре. Кровать поставить в углу, занавесив ее пологом…Дорожный баул – под диван, ящик с пистолетами и книгами не трогать, под страхом отправления в крепость! Все!». Оставшись один, раскрыл портфель, шкатулку, вынул памятную мелочь и стал размещать ее в кабинете. Стали на свои места портреты Жуковского, Байрона, «столбик с куклою чугунной», табачница, подсвечник, чернильница… Пододвинув кресло к окну, забрался на него с ногами, свернулся калачом, оперся локтями на подоконник и уставился на двор: «Господи, а здесь все же ничего!.. Но, боже мой, боже, угодники и святители, неужели мне суждено жить здесь долго? А вдруг вечно, до конца жизни?.. Нет! Нет! Нет!»[8].

На развороте помещены фрагменты стихов Пушкина, репродукция с картины художника XX века В. Попкова «Осенние дожди (Пушкин)», нотная запись главных тем музыкальных произведений – «В деревне» М. Мусоргского, «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Осень», «Пастораль» Г. Свиридова, в которых созданы образы русской природы.

Прежде чем приступить к работе над музыкальными сочинениями, учитель предлагает школьникам вспомнить знакомые им стихи Пушкина об осени (можно прочитать фрагменты стихотворения «Осень»), а затем рассмотреть картину В. Попкова.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

***

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В сенях их ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

На картине учащиеся видят молодого Пушкина на фоне русского осеннего пейзажа. Живописное полотно проникнуто лирической интонацией: мягкие линии горизонта, плавный изгиб реки, яркие «золотые пятна» деревьев, одинокая фигура поэта у колонны дома. Какое эмоциональное состояние Пушкина изображает художник на этой картине? О чем думает (мечтает, размышляет) поэт?

При планировании дальнейшего хода урока учитель должен определить объем материала для слушания. Восприятие пьесы «В деревне» М. Мусоргского можно начать с вокализации ее первоначальной мелодии (с. 43). Учащиеся, наверняка, заметят, что эта мелодия близка по своему строю протяжной русской народной песне. Перед восприятием всей пьесы целиком[9], предложите школьникам задуматься над вопросами. Сколько образов – один или несколько – композитор развивает в этой музыке? (песня, плясовые наигрыши, перезвон бубенцов). Какой принцип развития положен в основу пьесы – повтор, контраст, вариативность? (контраст песенности и танцевальности, контраст мажора и минора, контраст выразительности и изобразительности).

После прослушивания этой пьесы можно вспомнить русскую народную песню «Осень, осень»[10] или другие знакомые учащимся песни об осени.

Сравнение трех пьес – «Осень», «Пастораль» (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель») Г. Свиридова и «Осенняя песнь» (из цикла «Времена года») П. Чайковского, которые созвучны стихам Пушкина, дает повод обратиться к выявлению средств музыкальной выразительности каждой из них. («Осень» г. Свиридова – песенная мелодия, волнообразное движение, минорный лад, тоскливый и задушевный тембр солирующей скрипки.«Осенняя песнь» П. Чайковского – напевные, никнущие, стонущие интонации, диалог голос, преобладает минорный лад, трехчастная форма. «Пастораль»[11] – задушевная песенная мелодия, светлый колорит, переменный лад), повторение главной темы и ее отдельных интонаций разными группами инструментов симфонического оркестра, контрасты динамики).

После прослушивания пьес русских композиторов, которые связаны с поэзией Пушкина лишь косвенно, можно предложить каждому из четвероклассников определить, какое из сочинений наиболее созвучно настроению лирических стихов поэта. Аргументация собственного мнения по поводу слушаемой или исполняемой музыки – умение, которое необходимо формировать на завершающем начальную школу этапе музыкального образования. Вербальная характеристика музыки (наряду с эмоциональными реакциями, конкретными знаниями и практическими навыками) является выражением личностного отношения ребенка к музыкальному образу.

Завершить этот урок можно дальнейшим разучиванием народных песен, «Песни о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова. Домашнее задание, которое поможет освоению содержания следующих разворотов Учебника, следующее: прочитать «Сказку о царе Салтане…» и «Сказку о рыбаке и рыбке»[12].

Урок № 6

День, полный событий

На этом уроке происходит обобщение знаний учащихся о сказочных образах в творчестве Пушкина. На разворотах Учебника «Что за прелесть эти сказки!» и «Три чуда» помещены репродукция палехской шкатулки «Сказки Пушкина», иллюстрация И. Билибина «Бочка по морю плывет…», тематические рисунки художника-оформителя. Пусть ребята внимательно иллюстрацию И. Билибина и найдут на ней самого поэта, а также знакомых героев пушкинских сказок – сидящую на ветвях дерева Русалку, ученого Кота, могучих богатырей, волшебника Черномора, Бабу-ягу в ступе, Царя Салтана.

На с. 48 предлагается нотная запись фортепианной пьесы «Сказочка» (из цикла «Детская музыка») С. Прокофьева. Сыграв на фортепиано начало пьесы, учитель может предложить сравнить это звучание с зачином любой сказки: «В некотором царстве, в н

Наши рекомендации