Общая характеристика учебного предмета
Становление национального образования, которое не может не быть поликультурным в многонациональном обществе, в полной мере открывается только в межкультурном диалоге, что объясняется общностью целей и задач воспитания. «Поликультурность понимается учеными как способность человека интегрировать в своем сознании различные культурные пласты, области, смыслы, значения. Одним из ведущих механизмов реализации поликультурности является диалог». Для поликультурной России очень актуальна проблема национальной школы, «главный признак которой – это ее способность обеспечивать развитие ребенка, как свободной, самоорганизующейся личности, от родной национальной (этнической) культуры – к общероссийской и через нее к мировой».
Для нашей многонациональной республики основной проблемой является сочетание национальной и мировой культур. В современной общественно-экономической ситуации становится актуальным вопрос сохранения традиций своего народа при новых возможностях достижения уровня мировой культуры.
В век глобализации и информатизации, когда появляются реальные возможности межнационального культурного взаимодействия и обмена, существует также опасность исчезновения традиционного уклада жизни коренных народов с его богатым многовековым наследием. В связи с этим в процессе глобализации наиболее актуальной является проблема межкультурного диалога через образование и возникает вопрос сохранения своей самобытности, национальных особенностей при умелом овладении современными технологиями. Важной особенностью поликультурного образования становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. Возникает необходимость воспитания толерантной личности, которая ценит не только родную культуру, но и понимает другие культуры, готова к диалогу в поликультурном мире. Для реализации данной цели поликультурное образование национальной школы должно сочетать в себе традиционные и современные подходы. Содержание предмета «Культура народов РС (Я)» разрабатывается на основе системного изучения культуры коренных народов на республиканском, федеральном, международном уровнях, что будет способствовать формированию толерантной личности, осознающей свою самоценность через знание родной, русской, мировой культур. Его содержание строится на следующих принципах:
- принцип историзма;
- принцип диалога культур;
- принцип опоры на творческий метод.
Ключевым понятием является термин «культура». В силу многоаспектности и многофункциональности такого явления, как культура, что обусловлено ее многогранностью, богатством содержания и полифункциональностью, можно обратиться к выделению в культуре материальной и духовной форм существования. Разумеется, такое выделение носит условный характер. Внешний, или предметный вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой. Внутренний или личностный вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой. Человек есть единство внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой единство материального и духовного.
Логика изучения этого предмета построена по принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур».
Место учебного предмета в учебном плане.