Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

· единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

· яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;

· система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;

· соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

· направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.

Наряду с основной формой организации учебного процесса — уроком — возможно проведение занятий - экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.

Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно - выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.

Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников - иллюстраторов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народно- го декоративно - прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Декоративно - прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.

Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для со здания выразительного образа (пластилин, глина — конструктивный и пластический способы лепки).

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

ВОПРОС 71.

Приведите примеры и раскройте содержание и методы формирования художественной культуры учащихся в урочной и во внеурочной деятельности. Покажите значение досуговой деятельности в развитии изобразительного творчества младших школьников.

Выявлением роли искусства в формировании личности занимались Я. А. Коменский, Ж.‐Ж. Руссо, Ф. Шиллер, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. П. Сапожников и др. В современное развитие методики преподавания предмета «Изобразительное искусство» большой вклад внесли Л. А. Буровкина, С. Е. Игнатьев, В. В. Корешков, В. С. Кузин, С. П. Ломов, А. А. Мелик‐Пашаев, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и др.

Художественную культуру А. П. Садохин рассматривает «как совокупность процессов и явлений чувственно‐практической деятельности по созданию, распространению, освоению различных элементов объективного мира, обладающих художественной значимостью». Искусство является центральным элементом в художественной культуре. Обучение детей изобразительному творчеству, знакомство с художественными произведениями и воспитание бережного отношения к наследию предков, сохранению традиций являются для учащихся составными частями овладения художественной культурой. Для эффективного решения поставленных задач формы занятий на уроках изобразительного искусства должны отличаться разнообразием деятельности учащихся. Несмотря на множество программ по изобразительному искусству, потенциал этого предмета используется не полностью. Это происходит потому, что часто учителя на практике используют однотипные задания, направленные на механическое рисование, не оказывающее влияния на внутренний мир ребенка, его мировоззрение. Для формирования художественной культуры детей младшего школьного возраста предлагается рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, лепку, беседы по искусству на уроках изобразительного искусства, а также посещение музеев и выставок, домашнюю работу, копирование художественных произведений.

Рисование с натуры – это изображение различных предметов, находящихся непосредственно перед учащимися. Их задача – передать положение изображаемого предмета в пространстве, его пропорции. Для достижения положительных результатов обучение ведется только в условиях целенаправленных действий учителя. Первоклассники учатся рисовать несложные по форме предметы, в основе изображения которых лежат простые геометрические тела: круг, овал и т. д. Как правило, это овощи и фрукты: яблоко, помидор, лук, огурец. Во втором классе учащиеся учатся проводить геометрический анализ формы изображаемых предметов, а также овладевают навыками смешивания красок, пользования палитрой. В задания на уроках рисования с натуры входят предметы более сложной формы: грибы, груши, листья несложной формы – березы, сирени, осины.

В третьих ‐ четвертых классах внимание учащихся стоит обращать не только на механическое смешивание красок, но и на получение гармоничного сочетания цветов и оттенков. В натурную постановку входят листья, сложные по форме и строению (клен, каштан, боярышник и т. д.), веточки деревьев и кустарников с листвой и без нее, овощи и фрукты. На таких занятиях учащиеся приобретают навыки построения предмета, его компоновки на листе с соблюдением пропорций, учатся находить красоту в знакомом и обычном, бережному отношению к природе, развиваются эстетически. У детей, особенно младшего школьного возраста, следует развивать умение наблюдать и видеть красивое в окружающей жизни. Это помогает сформировать у ребенка важные качества – восприимчивость, чуткость, наблюдательность и т.д. Поэтому рисование с натуры является одной из важнейших форм занятий на уроках изобразительного искусства.

Как правило, на уроках рисования на темы учитель не только формирует навыки изображения и построения, но и через использование наглядных пособий (репродукции, слайды и т. д.) воспитывает у учащихся любовь к русской природе, приобщает к наследию мировой культуры. Иллюстрирование литературных произведений расширяет кругозор младших школьников, приобщает к народному искусству. На таких уроках школьники знакомятся с творчеством русских и зарубежных художников, произведениями различных направлений в искусстве. Тематическое рисование выполняет большую роль в патриотическом и духовно‐нравственном воспитании, без которых формирование художественной культуры у учащихся не будет эффективным.

Декоративная работа приобщает учащихся к декоративно‐прикладному искусству. На таких уроках они знакомятся с народными промыслами (росписи посуды, утилитарных изделий, народные игрушки), выполняют декоративные композиции, то есть изображения на основе переработки (стилизации) формы, цвета, фактуры реальных объектов. В декоративной работе используются такие материалы, как цветная бумага, гелевые ручки, фломастеры, сухие листья и травы, крупы и т. д. Уроки направлены на изучение свойств и эстетических качеств различных материалов, ведь школьникам приходится решать задачи по подбору композиции изображения и фона, больших и малых форм, ритма, силуэта. Использование подлинников народного искусства в процессе урока прививает любовь к художественно‐творческой деятельности, развивает интерес к изучению и сохранению народного творчества. Для детей младшего школьного возраста декоративно‐прикладное искусство является эффективным средством эстетического развития, формирования художественного вкуса, приобщения к миру культуры. Поэтому декоративная работа играет важную роль в формировании художественной культуры детей.

Лепка – создание объемных предметов и композиций из мягких и пластичных материалов: пластилина, глины, соленого теста. С древних времен глина была важным материалом: из нее лепили посуду и игрушки, её применяли в строительстве, на глиняных дощечках писались письма и документы. Но и сейчас этот природный материал не потерял своего значения, ведь для учащихся младших классов именно глина является наиболее подходящим материалом для занятий мелкой пластикой. Это обусловлено прежде всего тем, что глина является экологически чистым материалом, она легко смывается с рук и одежды, что очень важно при работе с младшими школьниками, а при высыхании изделия из глины становятся твердыми, они хорошо расписываются. Однако, как показывает практика, большей популярностью пользуется пластилин. Это связано с его доступностью: его можно купить в магазине, легко хранить. Однако изделия из пластилина непрактичны: они легко теряют форму, ломаются, оставляют трудновыводимые пятна на одежде.

Занятия лепкой следует строить от простого к сложному. Сначала стоит учить детей лепить простые по форме овощи и фрукты, в основе которых лежат геометрические тела. Далее стоит усложнять модели, также следует знакомить учащихся с различными способами лепки: конструктивный (лепка из предмета из отдельных его частей), пластический (лепка из целого куска), комбинированный (совмещает в себе конструктивный и пластический способы). Когда учащиеся овладели навыками лепки отдельных предметов, следует изготавливать плоскостные картины, панно. При работе с пластическими материалами массируются определенные точки на ладонях, которые, активизируя работу мозга, способствуют интеллектуальному развитию ребенка.

Беседы об искусстве. На уроке изобразительного искусства, кроме объяснений и бесед учителя, эффективны такие формы работы учащихся, как подготовленные ими сообщения и доклады, анализ художественного произведения в письменной или устной форме. Особое внимание уделяется использованию технических средств, которые позволяют провести интегрированный урок (сочетать произведения изобразительного, музыкального и литературного искусства). Беседы об искусстве призваны формировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, к познанию, приобщать учащихся к мировому художественному наследию человечества, учить понимать содержание картин и, как следствие, формировать художественную культуру у учащихся.

Во внеурочной деятельности самым эффективным могут бытьПосещение музеев, выставок, мастерских художников. На экскурсии в музее учащиеся получают знания о творчестве того или иного художника, о содержании картины и об условиях ее создания. «Важным элементом художественной культуры является потребление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эстетическим переживанием». Экскурсии в музеи, посещение выставок и мастерских художников не оставляют учащихся равнодушными. Отдельного внимания заслуживают местные музеи, места боевой славы, важно, чтобы дети имели представление о наследии своей малой родины, ценили и берегли ее традиции.

Также результатом работы во внеурочной деятельности может быть создание тематических композиций, украшений для праздников, сувениров (открытка мама, подарок папе), игрового материала и т. п. В этих видах работы задействованы основные познавательные процессы и приёмы умственной деятельности ребёнка: целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память, вариативность и гибкость мышления обучающихся, направленные на формирование универсальных учебных действий.

Еще можно организовать творческие мастерские: "Ручная художественная вышивка", "Ручное художественное вязание". Художественная вышивка - яркое явление национальной культуры. Оно обогащает душу человека, доставляет радость общения с настоящим искусством. Русское вышивальное искусство поражает богатством орнаментов, многообразием технических приёмов, широтой сюжетной тематики. Вышитый узор превращает даже самую простую ткань в подлинное произведение искусства. Это и привлекает детей заниматься этим увлекательным видом декоративно - прикладного искусства.

На занятиях в творческой мастерской учащиеся получают знания, умения и навыки ручной вышивки, изучают её особенности, знакомятся с историей народной вышивки, художественными промыслами России, с народными традициями и неповторимостью вышитых изделий. Большое внимание уделяется приобщению к национально - региональным особенностям, к знанию родного края. В мастерской дети изучают народные традиции и региональные особенности в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.

Для практики детей в изобразительном искусстве можно организовать школьную секцию "Изотворчество", где учащиеся могут создавать неповторимые образы, отличающиеся своей индивидуальностью и характером. Давая проявить себя в изобразительном творчестве, они оберегаются от лени и равнодушия.

Обобщая опыт педагогов по формированию художественной культуры младших школьников, можно выделить основные формы организации внеурочной деятельности:

- организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

- работа музыкально-литературных клубов;

- работа кружков: декоративно-прикладного искусства, хореографии, хорового музицирование.

- участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на разных уровнях.

ВОПРОС 72.

Приведите примеры использования учебно-методических комплексов, раскройте их роль в учебно-воспитательном процессе (программа, учебник, тетрадь). Раскройте условия и методы развития образного и логического мышления, пространственных представлений, использования учащимися в повседневной жизни приобретенных на уроках изобразительного искусства умений и навыков.

УМК Школа России.

Учебники и пособия для учащихся:

1. Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и

строишь: Учебник для 1класса. Москва. «Просвещение» 2015;

2. Коротеева Е.И. Искусство и ты: учебник для 2 класса. Москва.

«Просвещение» 2012;

3. Коротеева Е.И. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса. Москва.

«Просвещение» 2013;

4. Коротеева Е.И Искусство вокруг нас: Учебник для 3 класса. Москва.

«Просвещение» 2012;

5. Коротеева Е.И. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 класса. Москва.

«Просвещение» 2013;

6. Неменская Л.А. Искусство и ты: Каждый народ - художник: Учебник

для 4 класса. Москва. «Просвещение» 2012;

7. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 класса.

Москва. «Просвещение» 2013;

Пособие для учителя:

Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы.

Москва. «Просвещение» 2013

1-й класс
Цвет и форма (32 часа)

I. Основные художественно-эстетические понятия.
Эстетическое в действительности и в искусстве.
Эстетический идеал в искусстве разных народов.
Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно-прикладного творчества.
Сюжет.
Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.
II. Основы композиции.
1. Мера – соотношение части и целого.
2. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения.
3. Гармония в жизни и искусстве.
4. Соотношение частей.
III. Из истории развития искусства.
Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость.
Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника – закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах про-граммы); уметь обосновывать свое эстетически-художественное мышление.
Понятия:
1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Содержание программы

1. Художественно-графические материалы (рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале.
Познакомить со средствами графического рисунка: карандаш, уголь, сангина, тушь, мелки, пастель и техникой работы с ними.
Учить использовать в рисунке линии разной толщины и характера.
2. Организация рабочего места при работе с художественными материалами.
3. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером.
4. Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей.
Изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, составлять модели из 2–3-х частей разной формы.
5. Компоненты изобразительной деятельности:
– изготовление и подготовка к работе палитры;
– способы разведения и смешивания красок;
– нанесение точек, линий, мазков;
– выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков;
– передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета;
– работа по мокрому листу;
– штриховка (не выходя за контур, по контуру, изображая пушистую фактуру.)
6. Знакомство с творчеством живописцев и скульпторов (И. Шишкин, К. Брюллов, А. Венецианов, В. Мухина).

Виды работ

Отработка навыков рисования на разной бумаге (глянцевая, чертежная и др.).
Отработка графических приемов (набросок, зарисовки, тушевка, шриховка) карандашом.
Знакомство с орнаментами.
Отработка приемов работы углем и фломастером (работа по контуру, штриховка внутри контура, работа «клячкой», растушевка).
Декорирование интерьера.
Работа пастелью (нанесение, втирание).
Знакомство с сангиной. Гризайль.
Первобытная живопись.
Работа с гуашью (смешивание на палитре, с белилами, накладывать послойно).
Знакомство с пейзажем. Освоение работы гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение).
Знакомство с работой восковыми мелками (совместно с акварелью).
Знакомство с городским пейзажем.
Передача представлений о величине предметов, об их строении.
Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета (шар, прямоугольник).
Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи.
Создание сюжета. Нахождение словесного аналога. Реализация эстетического контекста (рисование на основе музыкального, литературного образа).

Мозаика. Работа локальными мазками.
Бумагопластика.
Создание портфолио.

Наши рекомендации