Организация деятельности социального педагога в условиях детского дома
В условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей деятельность социального педагога основывается:
· на международном уровне - Конвенцией ООН о правах ребенка
· на федеральном уровне - пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ: федеральной программой "Дети России", в которую входят целевые программы "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживание семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; ФЗ № 124 от 24.07.98 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"; ФЗ № 159 от 21.12.96 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; ФЗ № 120 от 24.06.99 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; ФЗ № 12 от 13.01.96 "Об образовании" и др.
На уровне учреждения социальный педагог работает на основании должностной инструкции и Положения о деятельности реабилитационной службы детского дома.
На основании выше перечисленного, деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям:
Защита материальных, жилищных и социальных прав воспитанников
· определение социального статуса воспитанников - оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;
· работа с документацией - формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке;
· социальная диагностика детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника;
· контроль соблюдения социальных прав воспитанников в детском доме;
· обеспечение защиты личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и регистрации и т.д.;
· обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу;
· взаимодействие с судом, загсом, комитетом соц. защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т.д. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей, начисления пенсий по утрате родителей и инвалидности и т.д.
Отслеживание постдетдомовской адаптации
Содержанием данного направления определяется:
· запросы в отделы образования по месту проживания воспитанников, взятых под опеку или возвращенных в семью;
· ведение картотеки выпускников;
· оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;
· мониторинг адаптации выпускников к самостоятельной жизни до достижения ими 23 лет. Поскольку выпускников в нашем детском доме ещё не было, то одной из форм работы по данному направлению можно назвать интегрированный спецкурс "Старт", разработанный проблемной группой детского дома, в рамках реализации которого у воспитанников-выпускников формируются умения и навыки, необходимые для их жизненного становления и обеспечения социально-психологической готовности к самостоятельной жизни.
Информационно-консультационная работа с воспитанниками, их родственниками и педагогами по вопросам нормативно-правовых документов, актуальных проблем воспитанников и т.д. реализуется через индивидуальные консультации и деятельность клуба "Подросток", который организован специально для воспитанников старшего возраста с целью формирования социально-психологической готовности к самостоятельной адаптации в социуме.
Работа по проблемам семьи предполагает выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей. У воспитанника детского дома институт семьи как образец для собственного поведения либо отсутствует вообще (сирота), либо является недееспособным (социальное сиротство). Поэтому большое значение уделяется работе с социально благополучными родственниками. Первоначально обследуются материально-бытовые условия проживания родственников, и если условия позволяют, то ведется работа с ними по возвращению детей в семью (на данный момент семьи родственников посещают 27% воспитанников нашего детского дома). Также формирование у детей позитивного образа семьи ведется через консультации по семейному законодательству РФ и воспитательные мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи (они включают в себя симультанные и деловые игры, практикумы, библиотерапию, моделирование ситуаций, тренинги, встречи с интересными людьми.)
Профессиональное определение воспитанников.
Роль социального педагога в комплексном профопределении воспитанников заключается:
· в подборе профессиограмм;
· индивидуальном выборе профессионального учебного заведения для воспитанника иоформлении пакета документов для поступления в учебное заведение;
· консультировании воспитанников и педагогов детского дома по трудовому законодательству через деятельность клуба "Подросток";
· временном трудоустройстве воспитанников старше 14 лет в свободное от учебы время.
Одним из направлений работы социального педагога детского дома является профилактика асоциального поведения воспитанников, которая состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации. Цель этой работы - успешная социализация наших выпускников в обществе, в том числе, через формирование социальных моделей поведения. Содержанием данного направления выступают:
· правовое просвещение (деятельность клуба "Подросток", курс правовых знаний, цикл бесед инспектора по делам несовершеннолетних).
· профилактика школьной дезадаптации (информирование участников образовательного процесса о школьной успеваемости, о нарушениях дисциплины, прогулах, внесение корректив в совместную образовательно-воспитательную деятельность).
· профилактика девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников (установление норм поведения на территории детского дома, выявление асоциального окружения воспитанников, обеспечение занятости во внеучебное время через трудоустройство и посещение учреждений дополнительного образования).
· деятельность Совета по профилактике на базе учреждения (выявление и индивидуальная работа с детьми "группы риска", индивидуальные отчеты воспитанников инспектору отдела по делам несовершеннолетних об успеваемости и дисциплине, ведение "дневников поведения" в школе и детском доме). Организацию работы по данному направлению смотри в приложении 1.
Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из направлений деятельности социального педагога и заключается:
· в занесении воспитанников в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и своевременной коррекции информации о них;
· в консультировании потенциальных опекунов и усыновителей;
· в подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.
Все вышеназванные направления находят отражение в годовом плане работы социального педагога (см. приложение 2).
Критериями оценки эффективности работы социального педагога мы считаем:
1. Степень разрешения актуальных проблем воспитанников.
2. Степень защищенности прав воспитанника в детском доме (жилищных, материальных, социальных).
3. Подготовленность выпускника к самостоятельной жизни.
По данным критериям и направлениям работы в конце каждого учебного года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.
Одним из самых критических моментов из жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.
Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:
· проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
· затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;
· затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
· затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
· правовая некомпетентность;
· возврат в кризисные условия после выпуска.
Выше названное определяет, что конечным результатом воспитания и образования воспитанников интернатного учреждения должна стать готовность к самостоятельной жизни. В настоящее время в нашем детском доме проживает 10 воспитанников старшего школьного возраста, что составляет примерно 30% от общего числа детей. Поэтому наиболее актуальным вопросом в деятельности педагогического коллектива на данный момент является вопрос о комплексном сопровождении выпускников детского дома. Основной выпуск воспитанников из детского дома придется на 2008-2010 уч.г., следовательно, разработка пошагового планирования по подготовке выпускников, их адаптации к обществу должна найти отражение в обозначении перспектив деятельности детского дома, определении путей, способов построения системы сопровождения данной категории детей.
Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни возможна лишь при консолидации усилий всего коллектива детского дома и на основе активизации внутреннего личностного потенциала субъектов воспитательно-образовательного процесса. Всем этим требованиям отвечает особый вид помощи - комплексное сопровождение развития ребенка.
Выпуск воспитанника-выпускника и его дальнейшее сопровождение (постинтернатная адаптация) является последним этапом в психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении. На данном этапе наиболее важно определить:
· во-первых, место и роль комплексного сопровождения выпускников в едином воспитательно-реабилитационном пространстве детского дома (т.е. ответить на вопрос "зачем?").
· во-вторых, содержание сопровождения в период подготовки воспитанников к выпуску из детского дома (т.е. ответить на вопрос "что?").
· в-третьих, эффективные формы, методы комплексного сопровождения выпускников (т.е. ответить на вопрос "как?").
Анализ имеющихся в учреждении ресурсов по сопровождению воспитанников выявил необходимость определения основных факторов, способствующих успешной подготовке их к выпуску из детского дома. Таковыми являются:
· благоприятный прогноз относительно состояния физического и психического здоровья ребенка;
· благоприятный прогноз относительно дальнейшего жизнеустройства воспитанника;
· достаточный уровень социальной компетентности выпускника;
· благоприятный прогноз школьного обучения;
· наличие нескольких вариантов продолжения образования;
· наличие нескольких вариантов трудоустройства;
· наличие лица, несущего ответственность за постинтернатную адаптацию.
· Исходя из данных факторов, нами были выделены показатели готовности к выпуску:
· состояние физического и психического здоровья воспитанников;
· возможные варианты жизнеустройства;
· наличие благополучных родственников, обеспечивающих благоприятный семейный климат в период адаптации;
· материальное благосостояние (разные источники дохода, наличие имущества);
· уровень социальной компетентности;
· учебная успеваемость, возможность дальнейшего обучения;
· профопределение, возможность получения работы по профессии, разные варианта трудоустройства;
· наличие интересов, склонностей необходимых для организации конструктивных форм досуга;
· наличие лица ответственного за постинтернатную адаптацию.
На основе показателей выявляется уровень готовности к выпуску, который характеризуется как достаточный, недостаточный и критический (например: достаточный уровень, когда выпускник имеет благоприятный прогноз социальной адаптации по всем показателям).
В ходе анализа внутренних ресурсов детского дома нами были выделены потенциальные возможности для организации работы с воспитанниками:
· опыт комплексного решения проблем воспитанников детского дома;
· квалифицированные кадры;
· наличие устойчивых связей с социальными институтами.
Это позволило нам разработать интегрированный спецкурс "Старт". Интегрированный спецкурс для воспитанников-выпускников "Старт" - это система работы по формированию умений и навыков, необходимых для их жизненного становления и обеспечения социально-психологической готовности детей к самостоятельной жизни.
Целью спецкурса нами было определено- максимально подготовить воспитанника к конструктивной самореализации после выпуска.
Задачи спецкурса были конкретизированы по субъектам деятельности. Так, по отношению к педагогам выдвинута задача: определить содержание, механизмы реализации, формы работы по подготовке воспитанников к выпуску из детского дома.
По отношению к воспитанникам:
1. Сформировать конструктивную реальную программу самореализации.
2. Освоить способы поведения в различных жизненных ситуациях.
Основными принципами, которые соблюдались при разработке спецкурса "Старт" являлись:
· принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы, потребностно-мотивационную сферу, формирующиеся на всех этапах жизни воспитанников;
· принцип субъект- субъектного взаимодействия и рефлексивной активности воспитанников как адекватной реакции на возникающие социально-педагогические ситуации в реальном процессе жизнедеятельности;
· природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
· эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков);
· концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции (стратегия и тактика воспитания направлены на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении).
Особенности и специфичность спецкурса "Старт" можно характеризовать рядом признаков:
Спецкурс является составной частью комплексного сопровождения воспитанника-выпускника. По содержанию он дополняет и расширяет деятельность специалистов, педагогов детского дома по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению. Каждое подразделение реабилитационной службы детского дома проводит свой блок занятий.
Знания, умения, навыки воспитанниками приобретаются в процессе взаимодействия с социумом, поэтому имеют практическую направленность.
Основной формой работы социального педагога в рамках спецкурса является инструктивно-практическое занятие, что позволит отработать социальные навыки на практике, освоить способы поведения в реальных жизненных условиях (например: "Как осуществлять коммунальные платежи", "Как пользоваться услугами сбербанка", "Как сделать ремонт в квартире" и т.д.).
В результате занятий по данному спецкурсу воспитанник получит конкретные рекомендации в форме "Справочника выпускника", содержащего алгоритм действий в проблемных ситуациях с указанием адресов социальных институтов, оказывающих правовую, социальную помощь населению.
Содержание спецкурса направлено на формирование достаточного уровня социальной готовности выпускника к самостоятельной жизни. Под социальной готовностью мы понимаем:
Способность выпускника к адаптации в различных социальных условиях, умение строить конструктивное взаимодействие с окружающими.
Достаточный уровень правовой культуры (реализуется через направления воспитательной работы и работу социального педагога).
Достаточный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного, межличностного взаимодействия (реализуется через направления воспитательной работы, работу педагога- психолога).
Достаточный уровень умений и навыков действовать в условиях конструктивного конфликта, в том числе трудового, (реализуется через направления воспитательной работы, работу педагога-психолога, социального педагога).
Достаточный уровень социально-бытовых навыков.
Умение конструктивно организовать свое свободное время (реализуется через организацию дополнительного образования, детского самоуправления).
Таким образом, основным содержанием спецкурса является: формирование способности выпускника к адаптации в различных социальных условиях, развития достаточного уровня социально-бытовых навыков.
Исходя из содержания спецкурса, работа строится по 4 блокам:
1 блок: правовая и социальная защита;
2 блок: социально-бытовая ориентировка;
3 блок: трудоустройство;
4 блок: взаимодействие с социумом, инфраструктурами города.
Формы и методы мы выбирали, учитывая специфику жизни в детском доме, в частности, закрытость учреждения и оторванность его от реальной жизни. Поэтому основными формами и методами стали:
Создание условий для накопления социального опыта: семья выходного дня, опыт трудоустройства, социоэкскурсы и т.д.
Отработка социальных навыков на инструктивно-практических занятиях, работа по план-заданию и т.д.
Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатной адаптации (см. приложение 3).