Тема 2. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога, социального работника в учреждении

Федеральные и региональные правовые акты, регулирующие деятельность социального педагога, социальных работников в учреждении. Местные (территориальные) законодательные акты. Изучение и анализ нормативно-правовых документов, используемых в деятельности социального педагога в социальном центре.

Основные вопросы для наблюдения и анализа

Нормативно-правовые основы социально-педагогической работы в условиях деятельности учреждения социальной направленности. Государственное правовое обеспечение деятельности на федеральном и территориальном уровнях.

Документы, регламентирующие деятельность социально-психолого-педагогической службы и порядок отчетности: положение службы, правила внутреннего распорядка, положение о повышении квалификации. Другие документы внешнего и внутреннего характера, подчеркивающие особенности деятельности социального педагога именно в учреждении данного типа.

Назначение документов. Срок действия документов. Структура и основные положения документов.

Практическое задание:ознакомиться с нормативно-правовыми документами, оформить краткую характеристику нормативных документов, используемых в деятельности социального педагога в учреждении данного типа.

Тема 3. Статус и функциональные обязанности социального педагога в учреждении социального типа

Социально-педагогические задачи, решаемые в ходе реализации деятельности социально-психолого-педагогической службы учреждения. Границы компетенции социального педагога, его место и роль в трудовом коллективе учреждения. Функциональные обязанности и основные виды деятельности социального педагога. Профессиональная грамотность социального педагога, основы взаимодействия с различными органами.

Основные вопросы для рассмотрения и анализа

Социальная функция человека, охрана и защита человеческих прав, социальная защита и поддержка граждан, перестройка общественных институтов как факторы, влияющие на решение социально-педагогических задач. Делегирование специфических полномочий социальному педагогу со стороны государства для обеспечения выполнения социального заказа. Статусное положение социального педагога в трудовом коллективе. Функциональные обязанности социального педагога: консультирование, методическая работа, взаимодействие вне учреждения, организация связей с государственными и общественными организациями и др. Профессиональные знания, умения и навыки социального педагога, требующиеся для эффективной работы в учреждениях разного типа.

Практическое задание:осуществить анализ функциональных обязанностей социального педагога учреждения.

Тема 4. Категории людей, которым оказывается социально-педагогическая помощь в данном социальном учреждении

Характеристика основных категорий людей, с которыми работает данное социальное учреждение (трудные подростки, дети-инвалиды, дети-сироты, инвалиды, пенсионеры, ветераны и пр.). Анализ основных направлений, форм, методов и приёмов работы с разными категориями людей, в зависимости от их возраста, социальной проблемы, индивидуальных особенностей.

Основные вопросы для наблюдения и анализа

Специфичные проблемы людей, обращающихся в социальное учреждение, формы и приемы работы с ними. Проблемы и потребности подростков, с которыми работает данное социальное учреждение. Категории семей, которым оказывается социально-педагогическая помощь.

Практическое задание:составить список категорий людей, с которыми работает данное учреждение, назвать их ведущие проблемы и потребности (дополнить характеристику специфики деятельности учреждения социальной направленности).

Тема 5. Планирование социально-педагогической работы в учреждении

Планирование как структура и содержание социально-педагогической деятельности на определенный период. Моделирование как форма планирования социально-педагогической деятельности. Направления социально-педагогической деятельности. Целеобразование и постановка задач в разных направлениях социально-педагогической деятельности.

Основные вопросы для наблюдения и анализа

Виды планирования: перспективное, календарное, текущее. Формы планов в социально-педагогической деятельности: перспективный план, календарный план на полугодие, четверть, месяц, план-график работы на месяц, неделю, день, план-сетка на месяц и на неделю. Структура и содержание плана. Формальные направления социально-педагогической деятельности: профилактическое, диагностическое, коррекционное, организационное, методическое и др. Цель, общие и частные задачи в направлениях деятельности социального педагога. Циклограмма.

Практические задания:

1. Изучить документы социального педагога, связанные с планированием на разных сроках.

2. Сделать выписку из плана работы социального педагога мероприятий, запланированных на период прохождения практики.

Наши рекомендации