Позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря
Модель развития взаимоотношений между педагогами и детьми в ДОЛ, которая включает в себя шесть этапов предполагает реализацию следующих этапов:
I этап – взаимное притяжение. Это время, когда педагог и дети, восхищаясь друг другом, чувствуют взаимное притяжение.
II этап – позитивная оценка. Принятие ребенка, позитивная оценка, положительное к нему отношение изменяют не только поведение, деятельность, отношения, но и личность на более глубинном уровне.
III этап – уверенность. Это важный и приятный этап развития доброжелательных отношений. Его главное достоинство – в переживаемом ощущении безопасности, оно придает чувство уверенности, которое питает гармоничное взаимодействие. Это этап взаимного доверия – отношений, позволяющих проявлять свои потенциальные возможности, не опасаясь быть осужденным, отвергнутым, изгнанным.
В условиях же загородного детского лагеря, когда позиции взрослого и ребенка не столь жестко очерчены, когда вожатый нередко является человеком близким по возрасту и интересам, когда отношения между педагогами и детьми основаны на принятии и помощи, сотрудничество, сотворчество становятся реальными и оказывают на развитие ребенка, его самореализацию положительное влияние.
Важным фактором деятельности лагеря является организация совместной деятельности детей и взрослых. К основным видам совместной деятельности относят:
- соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве;
- наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;
- наличие органов организации и руководства (управление процессом совместной деятельности);
- разделение процесса деятельности между участниками деятельности;
- согласованность индивидуальных операций участников совместного труда для получения конечного продукта;
- получение единого конечного результата (совокупного продукта);
возникновение в процессе деятельности межличностных отношений, которые в свою очередь оказывают влияние на успешность совместной деятельности.
Среди стратегий гуманитарных взаимодействий исследователи выделяют:
1. Сотрудничество – активная помощь друг другу в достижении результата. Сотрудничество может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон.
2. Одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие процесса деятельности другой стороной без активного включения в общую работу.
3. Уклонение от взаимодействия – обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности.
4. Одностороннее противодействие – одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели. Такое противодействие может проявляться в явной или завуалированной форме.
5. Противоборство – обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия).
6. Компромиссное взаимодействие – стороны, в зависимости от ситуации, склонны взаимодействовать, то в форме сотрудничества, то в форме противоборства.
Именно сотрудничество является основной стратегией взаимодействия в условиях лагеря. При этом в основе сотрудничества лежат не просто активные действия, помощь, но и диалог. Общение в форме диалога позволяет детям и взрослым проявить свою позицию, свою точку зрения по различным вопросам жизнедеятельности, выработать общее, приемлемое решение. Ведущая роль в диалоге принадлежит взрослому – вожатому.
Открытая позиция педагога характеризуется следующими признаками:
· педагог эмоционально открыт, искренен, не боится и готов изменить ситуацию в пользу ребенка;
· слышит разное, обнажает разное (мысли, позиции, переживания), понимает и соорганизует разное;
· организует понимание, рефлексию, самоанализ, рефлексирует сам;
· дает возможность ребенку влиять на то, что происходит в отряде;
Противоположной является закрытая позиция педагога, когда он:
· эмоционально закрыт, глух, неискренен, боится нарушить план своей деятельности, изменить задуманное в пользу ребенка;
· слышит только себя или то, что хочет услышать, стремится к шаблону, стереотипности, тормозит любые ситуации «разрыва»;
· контролирует, оценивает, не рефлексирует сам;
· исключает влияние ребенка на происходящее; все зависит только от педагога.
В условиях загородного детского лагеря сложились определенные диалоговые формы работы с детьми. Наиболее распространенными стали «отрядные круги» и «огоньки». Находясь в кругу, лицом друг к другу, когда все вместе, и никто не остается вне круга, вожатый начинает диалог с детьми по вопросам жизнедеятельности в лагере, по проблемам, которые волнуют детей. Каждый в кругу имеет право высказать свою точку зрения, обосновать, доказать. Каждый активно выслушивает другого. Приемами активного слушания могут быть такие: трансляция (дословное повторение сказанных слов), редакция (повторение самого главного) и резюмирование (обобщение сказанного).
Данные приемы необходимы не только для того, чтобы ребенок убедился, что его услышали и поняли, но и потому, что позволяют организовать совместное обсуждение высказанного. Эмпатическое слушание, таким образом, является необходимым условием работы с детской репликой, а без этого диалог не построить. Приемами активного слушания должен владеть педагог и учить этому детей. В кругу дети учатся говорить и слушать. Чтобы это обучение проходило более эффективно, вожатые используют специальные приемы: высказывание по кругу, передача эстафеты в виде какого-то символа от одного говорящего к другому, обсуждение проблемы в микрогруппе и затем презентация мнения. Главное в таких ситуациях – доверительность и успешность каждого ребенка.
Эта деятельность строится как:
1. Совместное обсуждение и определение с ребенком его собственных интересов и целей (через рефлексию, столкновение его реальных «хочу» и попытки их совместить).
2. Выбор одного из вариантов этого «совмещения» как цель и образ предстоящей деятельности (самоопределение).
3. Обсуждение условий, при которых предстоит осуществлять выбранный вариант (здесь иногда может возникнуть ситуация возвращения на 1 и 2 этапы, возможно переопределение, коррекция ранее выбранного или подтверждение правильности первоначального).
4. Обсуждение и планирование необходимых действий реализации задуманного (проектирование деятельности).
5. При необходимости обучение ребенка умениям и навыкам, необходимым для осуществления задуманной деятельности.
6. Договор о необходимых и возможных формах взаимодействия в период реального осуществления задуманного.
Вожатый (воспитатель) может использовать возможности коллектива, его потенциалы для помощи ребенку в решении его проблемы. Эмоциональная поддержка со стороны коллектива, признание ребенка, его принятие другими детьми позволит решать проблемы эффективнее. Важным фактором для формирования у детей социального опыта можно считать создание ситуации успеха. Ситуация в данном случае будет выступать как сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Необходимо отметить следующие позитивные моменты, связанные с развитием данной ситуации:
- переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
- появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Успех в любом деле определяется, как минимум, пятью факторами: верой в собственные способности, количеством прилагаемых усилий, помощью со стороны других людей (сотрудничество), сложностью задачи, удачей в достижении намеченной цели. Дети могут в большей степени концентрировать свое внимание только на двух первых факторах. Педагоги, психологически хорошо подготовленные к работе с детьми, могут обеспечить наличие и действие остальных составляющих успеха.
Таким образом, ситуация успеха - это результат психолого-педагогически продуманной стратегии и тактики поведения взрослых людей по отношению к ребенку, испытывающему затруднения. Ситуация успеха может быть обеспечена следующей системой действий:
• проектирование, психолого-педагогическое обоснование влияния
взрослых участников педагогического процесса на детей;
• формирование среды, способствующей запуску механизмов
реализации успеха;
• построение конкретных ситуаций успеха и обеспечение продвижения
личности в них от менее значимых к более весомым и ценным
успехам;
• анализ и коррекция деятельности педагогов и детей;
• расширение спектра ситуаций достижения успеха.
Успех также может быть достигнут лишь при условии учета индивидуальных личностных особенностей конкретного ребенка.
Таким образом, процесс жизнедеятельности загородного лагеря, с одной стороны, создает условия для конструктивного, творческого взаимодействия, сотрудничества, интенсивного общения участников процесса, способствующих их взаимному обогащению, формированию у них новых устремлений; с другой – происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами. При этом за ребенком остается право выбора форм жизнедеятельности в лагере, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность осуществления собственных программ.
Заключение
Воспитательная система детского оздоровительного лагеря существенно отличается от других подсистем образования. Ему не присущи жесткая регламентация содержательных видов деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Система организации отдыха и оздоровления детей нацелена на индивидуальный, характер воспитания. Труд воспитателя направляется при этом на раскрытие индивидуальности, неповторимости каждого ребенка и поэтому включает элементы культуры и искусства, обучения и научения, воспитания и развития.
Воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы обусловлен культурным, социальным и природным окружением, особенностями детского и педагогического коллективов, своеобразным содержанием эмоциональной, интеллектуальной, предметно-творческой, реабилитационно-оздоровительной деятельности, общения, отношений, а также взаимосвязью загородных лагерей с семьей, школой, общественными организациями детей, подростков и молодежи, государственными структурами.
Воспитание ребенка в условиях оздоровительного детского лагеря характеризуется включенностью детей в различные виды деятельности (культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную, исследовательскую, игровую, трудовую и т.д.), разнообразием социально-значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности. Лагерь обладает наиболее благоприятными условиями для педагогического регулирования процесса социализации, так как дети находятся в нем круглосуточно. Детский оздоровительный лагерь должен предоставить детям условия для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердится, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. Педагогическая деятельность лагеря должна строиться на идее - гармонизации общественных потребностей и интересов личности, обеспечивая при этом гармонизацию интересов общества и интересов каждой личности.
Суть воспитательной стратегии, реализуемой на базе ДОЛ, определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, необходимо всемерно содействовать развитию личности ребенка и значит - реализовать по отношению к нему комплекс педагогических задач. С другой - лагерь должен заинтересовать ребенка новизной форм и видов деятельности, включить его в общий процесс с той целью, чтобы в дальнейшем подросток сам принимал активное участие в заинтересовавшей его форме деятельности, предлагал свои идеи, содействовал реализации новых проектов. Условия детских оздоровительных лагерей уникальны с точки зрения самостоятельной жизнедеятельности личности.
Таким образом, рассмотрение детского оздоровительного лагеря как открытой воспитательной системы позволяют реализовать его воспитательный потенциал, обогатить ресурсную базу и сделать тем самым действенным механизмом развития личности во временном детском коллективе.
Список литературы
1. Алехина Е.В. Организационно-деятельностные особенности функционирования православного детского лагеря / Е.В. Алехина// человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147
2. Активный отдых на свежем воздухе. / Кувватов С.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с. - (Мир вашего ребенка).
3. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 256 с.
4. Большая книга детского досуга. / Анисимова Т.Б. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 160 с. - (Мир вашего ребенка) методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 – 160 с.
5. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие. / Руденко И.В. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 128 с.
6. Веселые игры для дружного отряда. / Бесова М.А. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 160 с. - (После уроков)
7. Воспитательная работа в детском загородном лагере. / Байбородова Л.В. М.: Академия развития, 2003. - 256 с. - (Методика воспитательной работы)
8. Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь организаторам детских оздоровительно – образовательных лагерей. Вып.1. – Чита, ИПЦ ЧИПКРО,2001. -123 С.
9. Григоренко Ю.Н. КИПАРИС – 2. Пособие по организации детского досуга. – М., 2002. – 160.
10. Григоренко Ю.Н. КИПАРИС – 3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М., 2003. – 160 с.
11. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. / Титов С.В. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 160 с. - (Ура, каникулы!)
12. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166
13. Данюшенков, В. С. Современные представления о социальном пространстве / В. С. Данюшенков, Н. В. Иванова // Педагогика. – 2004. – № 9.
14. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] - http://минобрнауки.рф/документы/.
15. Левин, К. Топология и теория поля / К. Левин // Хрестоматия по истории психологии. – М., 2004., c. 142
16. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. / Руденко В.И. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 192 с.
17. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с.
18. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А.Левановой. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 176 с.
19. Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 – 47 с.
20. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года//Народное образование. – 2006.- №3 – с.245-251.
21. Организация летнего отдыха и занятости детей/ Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. (Административное управление образованием).
22. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М., 2008.
23. Развитие самоуправления в детских коллективах. Учебно-методическое пособие. / Рожков М.И.. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 158 с. - (Библиотека руководителя образовательного учреждения).
24. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.- метод. Пособие / М.Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
25. Таран Ю.В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря/ Ю.В. Таран// народное образование. - 2004. - №3.- с. 89-94.
26. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты второго поколения) / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
27. Сборник игр-коррекций. - М.: Новая школа, 1993. – 80 с.
28. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере: Методическое пособие. / Должиков И.И. - М.: Айрис-пресс, 2005.- 176 с.
29. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки: учебное пособие. - М.: Новая школа, 1993. - 112 с.
30. Шмаков С.А. Уроки детского досуга: учебно-методическое пособие. - М., 1992. – 88 с.
31. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию:
32. Юзафавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. Учебно- практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
Приложение №1
Деятельность детского оздоровительного лагеря – часть государственной политики в сфере воспитания детей, цели и задачи которого определены в ряде нормативно-правовых документов. Среди них:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Федеральная целевая программа развития образования
на 2011-2015 годы определяет следующие направления деятельности в области воспитания:
- создание инновационных воспитательных моделей, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. При распространении этих моделей будет выполнен комплекс мероприятий по устранению причин и условий, способствующих проявлениям национализма и сепаратизма;
- создание современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- создание современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающие успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей;
- создание моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности;
- создание моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.