Глава 3. цикл занятий по декоративно-прикладному искусству для учреждений дополнительного образования
Содержание, задачи и организация занятий
В изобразительной деятельности, как ребенок, так и взрослый самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ребёнку удовольствие, но прежде всего, обогащает представление о мире, развивает фантазию и воображение. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в учреждениях и вынуждающих обучающихся различного возраста действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности, а у некоторых детей даже вызывают приступы протеста и раздражение.
Новые подходы раскрепощают ребёнка и взрослого человека. Они уже не боятся, что у них что-нибудь не получится, – немного воображения, и пятно на листе бумаги превращается в интересное животное, чудо-дерево, сказочное существо. Всё зависит от педагога, от его терпения, личностных и педагогических качеств, но главное – это любовь к своей профессии и, конечно, любовь к самим обучающимся, без чего педагогу невозможно будет выполнить своё предназначение.
Данный цикл предполагает проведение занятий по декоративно-прикладному искусству с применением нетрадиционных способов рисования, не только на бумаге, но и на ткани – техникой батика.
Технология настоящего батика по-разному даётся для освоения людям разного возраста и с разными творческими способностями. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых, дома, так и в условиях учебного или внеклассного учреждения. Это рисование по ткани акварелью и фломастерами вместо традиционных материалов. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами обои и занавески для кукольной комнаты, а затем и в родительской спальне, скатерку для маленького столика или, готовя подарок бабушке, – картинку на ткани в рамке. Также и взрослым доставляет большое удовольствие делать панно для себя и в качестве подарка для друзей и близких.
Представленные в данной работе занятия, предполагается применять для учреждений системы дополнительного образования, или для факультативных занятий в общеобразовательной школе.
Данный методический материал к занятиям изобразительного и декоративно-прикладного искусства, рассчитан на людей принципиально разного возраста: а именно младшие школьники и взрослые обучающиеся, не имеющие ранее опыта в технике батик.
Овладение техникой требует достаточно много времени для ознакомления, изучения, приобретения практического опыта в данной технике, а затем закрепления с помощью создания, самостоятельной творческой работы, в виде декоративного панно, либо изделия, завершающей курс или цикл занятий. Исходя из этого, ознакомление с данной техникой требует проведения цикла, содержащего не менее 8 – 10 занятий. В идеале же педагог может выделить для данной тематики занятий, целый учебный год, для более полного изучения. Начать ознакомление с техникой можно с аппликации из бумаги, а продолжить изучение темы, в технике витража.
Цели, задачи, формирование композиционных навыков обучающихся сформулированы для каждого возраста отдельно.
Знакомство с технологией и приёмами росписи текстиля происходит для разных возрастов по-разному. Для младших школьников с применением материалов для рисования на бумаге, то есть акварель и фломастеры. А для взрослой группы обучение проходит по традиционным технике и приёмам батика.
Продолжительность занятия определяется возрастом участников. Для младших школьников занятие длится 40 – 45 минут, соразмерно уроку в школе. Для взрослой же группы можно выбрать продолжительность от 1-го астрономического часа до 2,5 часов с несколькими перерывами по желанию обучающихся.
Занятия организованы в специально оборудованном, для изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, классе, с рабочими местами, рассчитанными для соответствующих возрастов.
Занятия проводятся в небольшой группе обучающихся. В начале, деятельность класса фронтальная, то есть педагог объясняет тему занятия всей группе, затем происходит беседа по теме, где проявляют себя все участники процесса. А затем обучающиеся работают вместе с педагогом над своими индивидуальными работами, помогая друг другу советами во время процесса.
Данные занятия являются практическими, то есть цель занятий познакомиться с техникой батик через практику, в итоге которой получаем готовое панно либо изделие, выполненное в технике батик.
Для группы детей перед первым занятием проводится пленер с выходом на открытую местность: парк, лес, на котором дети наблюдают за красотой природы и приобретают навыки изображения с помощью зарисовок элементов природы. На втором занятии, применён такой приём усиления восприятия детей и развития их фантазии, как занятие-история, смысл которого не просто дать детям теоретический материал, а преподнести его в виде сказки, истории, со своими героями, сказочным городом или страной.
Для взрослых проводится серия занятий, что будет более эффективно для ознакомления с современными техниками декоративно-прикладного искусства.