Анализ учебных программ по декоративно-прикладному искусству по теме исследования

Современные программы позволяют раскрыть новые формы и методы проведения уроков по декоративно-прикладному творчеству в процессе внеурочной деятельности. Аналитический обзор педагогических подходов был выполнен на основе изучения опыта работы следующих учителей изобразительного искусства: все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в школьных учреждениях важную роль отводят воспитанию эстетики. Во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитываются разнообразные компоненты воспитательного процесса, который формирует у школьников среднего звена художественные чувства и вкус [6].

Огромнейшую работу в обучении декоративным техникам в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы обучения в процессе внеурочной деятельности детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами.

Существует много программ по изобразительному искусству, но мы проанализируем программы Т.Я. Шпикаловой, В.С. Кузина, Б.М. Неменского.

В программе Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство 5-9 классы» главная цель программы – способствовать воспитанию высокохудожественно-образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребёнка, активизации познавательного интереса к изучению истоков народного и декоративно-прикладного искусства (см. Приложение 5, Таблица 3). Эта цель решается при соединении в интегрированном курсе изобразительного искусства. Эта цель решается при соединении в интегрированном курсе изобразительного искусства и художественного труда, искусства слова и пения (музыки) [17].

Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Учебная программа раскрывает понятия красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и воссоздания звука (слово, песня), движения как отражения окружающей действительности, созданных талантом человека, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа.

Структура программы Т.Я. Шпикаловой необычна: она раскрыта по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй – устному народному творчеству.

В народное декоративно-прикладное искусство входят следующие разделы учебного курса:

- основы художественного изображения;

- орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;

-народный орнамент России: творческом изучение в процессе изображения;

- художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).

Устное народное творчество включает следующие разделы программы:

- учебный материал для восприятия на слух;

- учебный материал для самостоятельного чтения;

- фольклорные праздники.

В программе члена-корреспондента РАО В.С. Кузина «Изобразительное искусство» реализуются следующие цели: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре [16].

Основные задачи программы являются в учении детей элементарным основам реалистического рисунка, формировании навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомления с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; развития у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству (см. Приложение 3, Таблица 1).

Программа академика РАО Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной (см. Приложение 4, Таблица 2).

Выше перечисленные художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.

Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и в связи с этим является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа Б.М. Неменского построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления [15].

Одна из основных целей преподавания искусства является задача в развитии у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний, что является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстрированного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических и современных).

Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для обучающихся среднего звена в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности сможет позволить систематически приобщить их к миру искусства.

В заключении отметим, что проведя анализ выше перечисленных программ для общеобразовательных учреждений В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, мы выяснили, что каждая из программ имеет уроки по декоративному творчеству. Но в педагогическом эксперименте мы будем опираться на программу Т.Я. Шпикаловой, так как именно в ней больше всего времени отводиться на уроки, посвященные декоративному искусству. Она отличается от других программ иной постановкой задач, в основе которой четко выражена системность и поэтапность ведения уроков и методикой, направленной на познание многообразия видов декоративно-прикладного искусства, на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани; овладение опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел.

Наши рекомендации