История проблемы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно - прикладному искусству и ее современное состояние

Данное искусство предоставляет нашему вниманию огромный объём многообразия форм: от расписной матрешки до красочных ковров, от мебели до сложных систем элементов в композиции. Оно передает нам сложное идейно-эстетическое содержание русской культуры. Что может в первую очередь привлекать зрителя? Это простота и понятность форм, выразительность цвета, специфичность орнамента и многое другое. В настоящее время интерес к росписи не угас, но мы сталкиваемся с проблемой воспитания и стимулирования интереса ребенка сначала к искусству, а затем к истории родного края. Наша задача сформировать эстетическое восприятие и познавательный процесс в условиях урока для воспитания детей. И как уже было сказано, данное направление искусства всячески развивает ребенка как интеллектуально, так и художественно наилучшим вариантом является, как раз обучение декоративно-прикладному искусству. Можно обозначить данный процесс гармонизации детей. Нам необходимо все свести к систематике обучения. К постоянному натаскиванию и зрительному контакту объекта и субъекта. Мы не развиваем художественный вкус и эстетическую оценку, не приобщаем к гуманитарной деятельности, художественному творчеству и как показывает практика субъекты либо мало интересуются ДПИ, либо вообще не интересуются. Принимая во внимание этот факт можно сделать вывод актуальности решения проблемы путем внедрения в школы образовательных программ школьников с целью их продуктивного обучения. Огромный вклад в изучение данной проблемы внесли искусствоведы специалисты в области Декоративно-прикладного искусства, такие как Н.Д. Бартрам, Г. Блинов, Л.А. Динцес и другие

проблемы влияние и места народного творчества в процессе формирования и развития личности мы обращались к исследованиям С.М. Гаджимурадова, М.К. Даутова, Н.В. Ефремичевой, В.В. Корешкова, М.В. Соколова, Р.У. Тебуева, ТЛ. Шпикаловой и др.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, Н.Т.Климовой, Г.С.Масловой, М.А.Некрасовой, Е.И.Прибыльской, И.П.Работновой, Б.А.Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др.

Результаты исследований ученых отражают народную, художественную культуру в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспекте.

Просмотр результатов и анализ научно-теоретических исследований, проработка специальной литературы свидетельствует, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере детской художественной школы) недостаточно исследована. «Модность» такой проблемы обусловлена, в первую очередь, поддержкой и значимостью национальных традиций художественной росписи, которые являются синонимом слова народные. В системе образования, как общего, так и дополнительного огромное значение имеет художественная школа. Она является, приобщением к данному виду искусства, участвует в формировании эстетического вкуса, в формировании оценочно-творческих способностях и к знанию простейшей истории формирования. Если вспомнить азы психологии, что же заставляет открывать новые грани вещей и предметов, как человека, так и ребенка? Конечно же, интерес. Он служит стимулятором в познавательной, духовной и творческой деятельности. Без заинтересованности ребенку, по сути, нет пользы от предмета. Проблема формирования познавательного интереса будет успешно закрыта, если будут выполняться следующие требования в педагогической практике:

1) Технологические процессы урало-сибирской росписи должны быть изучены учениками от начала и до конца, начиная от теории и переходя к постепенной практике. Естественно практика превалирует.

2) При формировании навыков и умении, они должны находиться в тандеме и взаимосвязи с трудом на практике при выполнении художественной росписи под присмотром и наставничеством учителя.

3) Непосредственное применение по декоративно-прикладному искусству различных методик, сочетаний форм, направленных не только на восприятие национальных традиций, но и на интеграцию навыков, умений и знаний, конечно же, продуктивное обучение творческих способностей учеников

4) Использование форм и методов обучения художественной росписи, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста.

5) Использование наглядных пособий и технических средств обучения, обеспечивающих высокий уровень обучения, формирования познавательного интереса учащихся на занятиях в ДХШ.

На основе данной проблематики были выявлены основные аспекты, помогающие в решении. В них входит немаловажное престольное рассмотрение народного и декоративно-прикладного искусства, их влияние на личность индивида, его формирование и развитие в художественном и творческом плане. Выявление специфики самого познавательного процесса, проведение аналогии влияния при научно-техническом прогрессе. С учетом изучения национального декоративно-прикладного искусства и народных традиций областей и других регионов России разобрать формы и методы занятий в детской художественной школе. Экспериментально осуществить проверку разработанной методической системы в практике детской художественной школы и предложить рекомендации по совершенствованию обучения учащихся. В процессе занятий - художественной росписью выявить научно-теоретические основы формирования умений и навыков. Таким образом, систематическая методика как для формирования интереса учеников школ, так и для педагогических условий преподавания.


Наши рекомендации