Особенности тематического содержания программы по изобразительному искусству для младших школьников в системе дополнительного образования.

Пространство дополнительного образования позволяет педагогу осуществлять эстетическое развитие обучающихся, организуя их знакомство с различными видами изобразительного искусства: плоскостными (живопись и графика) и объемными (лепка и конструирование из бумаги) [148, 149]. Интеграция изображения на плоскости и создание объёмных пластических композиций позволяет не только развить пространственное мышление младших школьников, но и способствует формированию у детей универсальных композиционных приемов и средств выразительности в искусстве.

Для реализации такого обучения в программу «Волшебная кисточка» были включены задания, обогащающие опыт цветового и пространственного восприятия детей и развивающие их способность выразить своё эмоциональное состояние с помощью изобразительных средств.

Различные виды искусства объединяют уникальные принципы создания образов красоты: целостность, мера, ритм, симметрия, пропорции, композиционное и конструктивное равновесие и другие структурные категории эстетики, лежащие в их основе [128]. Этими принципами, разработанными в теории и практике, руководствовались создатели разных видов и стилей художественной деятельности с древнейших времен и до наших дней.

В ходе данной интеграции внимание обучающихся акцентируется на поиске универсальных способов построения красоты посредством соединения частей и элементов изделий, величин, форм и цветов изображений при различной технологии, на разном материале и с использованием различных инструментов [150]. Таким образом, в изобразительную деятельность включаются те виды пластических искусств, изучение которых, как правило, не включается в программу по изобразительному искусству: скульптура, архитектура, макетирование и т.п. Результатом этих занятий являются созданные детьми красивые и полезные вещи, которые ребенок может употребить в жизни, что позволяет ему осознать практическую значимость своей деятельности.

Для обеспечения перечисленных выше условий в программу «Волшебная кисточка» включены пять содержательно – методических линий: основы живописи, искусство графики, бумажная пластика, лепка, рисование с натуры. Рисование с натуры выделено как отдельная методическая линия так как в её рамках перед детьми ставиться задача исследования окружающей среды, что часто сопряжено с работой в условиях пленэра. Данная методическая линия тесно связана с остальными, так как активно использует умения и навыки, сформированные при создании произведений живописи, графики или объемных композиций. При этом развитие умения восприятия и анализа натуры позволяют обогатить визуальный и эмоциональный опыт детей.

При обучении предметам эстетического цикла формирование знаний, умений и навыков у обучающихся происходит не в ходе объяснения и определения общих способов ведения работы преподавателем, а в процессе их восприятия ребёнком через действие с опорой на уже имеющийся опыт. Поэтому основной задачей преподавателя на первом году обучения является выявление и обобщение имеющихся у детей знаний и умений, чтобы с опорой на них организовать освоение обучающимися новых видов деятельности [155]. При этом необходимо поддерживать сложившееся в дошкольном детстве отношение к художественной деятельности: желание выразить себя в творчестве, радость от создания чего – то нового своими руками [88]. Основы классического изобразительного искусства надо закладывать, не переучивая на «правильное» изображение, а стимулируя развитие творческих способностей обучающихся посредством обогащения опыта ребенка новыми художественными средствами.

В начале своего обучения дети применяют те виды изобразительной и трудовой деятельности, которые по технологии им доступны: скульптурная лепка, преобразование красок в цвет, декоративная роспись и конструирование, на основе чего формируются основные понятия (общность и различия линий, пятен, силуэтов, формы) [88]. В процессе продуктивной деятельности ученики вводятся в новый принцип эстетики — целостность восприятия произведений искусства и собственных работ через практические действия по соединению между собой в единое целое частей изображений на рисунках (людей, животных, строений и т. п.), деталей разных поделок и объемных форм скульптуры [149]. Критерием соединения служит соразмерность соотношения величин, форм, цветов и т. д. Дети пробуют соединять линии, пятна, силуэты, учитывая их мерность хотя бы в трех градациях — крупный, средний и мелкий, применяя мерность ко всему: к средствам деятельности, материалам и инструментам. В ходе практической работы применяются: различные формы (округлые — угловатые — смешанные), величины (большие — маленькие — средние), цвета (светлые — темные — средней светлотности), краски (густые — жидкие — средней густоты), кисти (широкие — тонкие — среднего размера, а также жесткие — мягкие, круглые — плоские) [129]. При этом дети осваивают, общие способы художественной деятельности, позволяющие находить самые разные выразительные соединения форм, цветов, величин независимо от используемых материалов, инструментов и технологий. Дети устанавливают смысловые и выразительные связи между изображениями, соединяют в соответствии с собственным замыслом рисунка, скульптуры, поделки.

В рамках тематического планирования программы «Волшебная кисточка» предусмотрено создание условий для развития способности обучающегося воспринимать гармонические взаимосвязи как в окружающем мире, так и в своих работах.

Обучающиеся приобретают первые представления о пластике и выразительности плоских и объемных форм. Они учатся выражать различие в характеристике форм (гладкий, пушистый, волнистый, колючий и т.д.) [145], используя такие инструменты, как кисть, карандаш, ножницы, стек, и всевозможные приёмы работы с ними. Эти представления формируются в ходе различных видов деятельности (при освоении первичных приемов скульптурной лепки, конструирования из плоского материала объемных изделий, поиска художественной выразительности живописных, графических и декоративных рисунков). В ходе такой деятельности дети сталкиваются с линиями различного характера, пятнами, силуэтами из цветной бумаги, различных тканей и объемными формами из пластилина, по-разному соединяя их в сказочные, фантастические и реальные изображения. Данный процесс требует от них осознанного планирования своих действий.

У детей 6—7 лет замысел редко предшествует процессу рисования и, как правило, имеет не образную, а словесную форму, в которой лишь перечислены объекты будущего изображения [171]. Бывает и так, что ребёнок рисует совсем не то, о чем говорил, или вообще не знает, что нарисует, движимый желанием порисовать. Педагогу при организации занятий необходимо учить детей планировать свою деятельность. В ходе творческой работы над своими произведениями обучающиеся учатся осознанно выбирать способы работы и последовательность действий для реализации своего замысла. В зависимости от индивидуальности замысел складывается по-разному: у одних детей — это только общая идея, для выражения которой надо еще найти материал; у других — развернутый и продуманный план всех этапов работы. Художественный замысел, обогащаясь и даже изменяясь, руководит процессом создания произведения, что позволяет получить целостную и содержательную художественную композицию, которая сама по себе убедительна и не нуждается ни в словесных дополнениях, ни в логических доказательствах.

На формирование способности у младших школьников планировать свои действия и воплощать свой замысел большое значение оказывает проговаривание своих действий во внешней речи [88]. Так как занятие в системе дополнительного образования продолжительнее урока в школе, а количество детей – меньше, чем в классе, преподаватель имеет возможность выслушать каждого ребенка. Кроме того, в процессе работы дети «про себя» (а некоторые и вслух) рассказывают о том, что изображают, помогая себе действовать по намеченному плану. Описание своего рисунка компенсирует для ребёнка невозможность передать характер изображаемого события и его участников через композиционные, пластические, живописные и стилистические средства выразительности. Поэтому дети так любят пояснять свои рисунки, рассказывая по ним много больше того, что нарисовали. Это желание педагог должен использовать, организуя обсуждение готовых работ при подведении итогов деятельности детей на занятии, что включено как обязательный этап (рефлексия) каждого занятия при работе по программе «Волшебная кисточка».

Выразительная художественная форма вначале создается на детских рисунках стихийно, но не случайно [128]. Увлеченность позволяет ребёнку интуитивно находить выразительные и своеобразные художественные решения своего замысла. Педагогу необходимо поощрять деятельность детей по поиску художественной выразительности и фиксировать их внимание на случайно получившемся результате. Все вышесказанное относится и к созданию изделий художественного труда, при этом выразительность изделий во многом будет зависеть от соблюдения детьми технологии работы. Так как необходимого для этого опыта (как и в рисовании) у большинства из них очень мало или нет, педагог может использовать на занятиях произведения мастеров и технологические схемы, помогая детям найти способы воплощения своего замысла [106].

При организации любого вида занятий преподавателю необходимо продумывать задания, выполняя которые каждый из обучающихся сможет сочинить свой замысел рисунка или изделия. Если это вызывает трудности у детей (слабая группа, новая техника работы), преподаватель может показать примеры выполнения различных элементов, опираясь на которые дети могут составить свою композицию. От занятия к занятию дети должны убеждаться, что источники их замыслов ничем не ограничены, их основой может стать любой образ или событие из жизни. Внимательное и осознанное изучение окружающего мира способствует созданию ярких, оригинальных, точных образов. При подборе тематического содержания программы «Волшебная кисточка» учитывалась необходимость создания условий для развития этих способностей.

Обеспечение органического единства учения и творчества на занятиях способствует продуктивному обучению детей художественной деятельности. При этом надо помнить: существуют навыки, которые можно выработать путем прямого научения (овладение различными приемами изобразительной деятельности при работе с различными техниками, материалами и инструментами), и художественные способности, формирующиеся в ходе организации деятельности детей, способствующей повышению уровня их эрудиции (художественный вкус, креативность мышления и т.д.) [94]. Но необходим отметить, что учить можно не только «техническим» приемам и операциям, но и способам действий, овладевая которыми ребенок подготавливает себя к творчеству. Например, действиям по созданию гармоничной, уравновешенной композиции на листе бумаги, действиям художественного поиска, овладев которыми в начале обучения, дети будут пользоваться и совершенствовать в дальнейшем. Креативность учащихся не поддается формированию напрямую. Ее формированию способствует ряд психолого - педагогических условий для раскрепощения личности, овладения способностями понимать свои эмоции и выражать их в своем творчестве, понимания, что изобразительная деятельность позволяет выразить свое отношение к миру, заново пережить положительные эмоции и избавиться от отрицательных, выплеснув их [94]. Первоочередная задача преподавателя создать на занятиях условия, при которых творческие способности детей будут развиваться. К одному из таких условий можно отнести уже упомянутое выше действия, подготавливающие детей к творчеству. Среди других существуют более сложные и многообразные педагогические средства, пробуждающие творческую активность обучающихся [81]. На каждом занятии они обеспечиваются по-разному, однако, общим для них будет результат – положительная мотивация каждого ребенка к предстоящей деятельности. Создание творческой атмосферы на занятиях будет способствовать развитию креативности обучающихся. При организации обучения нужно создавать условия для осознанного усвоения детьми новых средств художественной деятельности в процессе решения различных задач. Подбор учебных и творческих задач в программе «Волшебная кисточка» направлен на создание условий, позволяющих детям выявить механизмы действий при переходе от решения простых задач к решению более сложных. Организуя решение детьми учебных задач, педагог и обучающиеся действуют совместно, однако, педагог, не дает примеры правильного решения, а задает вопросы, позволяющие детям предположить, как действовать дальше. Однако, в процессе изобразительной деятельности даже в ходе решения учебных задач дети совершают действия, которые нельзя отнести к чисто исполнительскими. Такие действия приводят к интуитивным или случайным «находкам», объяснить получение которых дети затрудняются, более того, они их могут даже не заметить. Эти находки являются следствием творческой активности детей на занятии, задача педагога – обратить на них внимание обучающихся и помочь детям включить их в систему своих умений. Появление таких находок является следствием умения педагога, руководя ходом решения задачи, создать обстановку общей заинтересованности и увлеченности поиском ее возможных решений. Поэтому в состав учебных задач по программе «Волшебная кисточка» помимо действий, которыми должны овладеть дети, включены ситуации, побуждающие креативность обучающихся. При решении творческих задач создание подобных ситуаций — является непременным фактором развития обучающихся на занятии. Конечная цель любой творческой задачи побудить детей, хотя бы отчасти, на этапе планирования рисунка или поделки учитывать особенности используемого материала, (линий, пятен, цветов, объемов и т. п.), раскрывая выразительные отношения художественной формы [150].

Решение учебных и творческих задач, позволяет детям попробовать свои силы и возможности в изобразительном искусстве. Педагогу необходимо создавать позитивную установку на «пробу нового» в обучении, при этом не требует одинаково высокого уровня в освоении способов изобразительной деятельности от всех детей, заботясь о создании ситуации успеха для каждого ребенка. Одни обучающие быстро «схватывают» сущность нового способа действий и легко реализуют их в своих работах, другие достигают этого позже. Есть и такие, которые продвигаются в обучении очень медленно. Это обусловлено различными причинами: темпераметром ребенка, наличием в дошкольный период специального обучения, неодинаковым уровнем развитости их способностей, индивидуальным темпом овладения новыми знаниями и умениями и т. п [20]. Однако не стоит торопиться на основе удачных или неудачных проб возможностей обучающихся в художественной деятельности поспешно разделять их на способных и неспособных. При овладении различными видами художественной деятельности способности каждого обучающегося могут проявляться индивидуально и неравномерно: у кого – то легче идет рисование, у кого-то - лепка. Поэтому в ходе обучения по программе «Волшебная кисточка» предполагается знакомство детей с многообразием видов, жанров и технологий художественной деятельности.

Наибольшую активность в обучении и творчестве дети проявляют на второй год занятий в кружке, если для этого будут созданы благоприятные условия: творческая обстановка, деловое свободное общение между детьми и педагогом, наличие чувства значимости и уверенности в своих силах [149].

Креативность проявляется вообще, и у детей в частности, в основном в самостоятельном осмыслении учебных и творческих задач [94], а не в исполнении того, что педагог объяснил и показал. Это приводит к учебной инициативе детей: они хотя бы немного опережают то, что узнают от преподавателя, предчувствуют ход дальнейших действий, угадывают вопросы, которые педагог еще не поставил. Чтобы побуждать детей к такой активности, в ходе планирования занятия по программе «Волшебная кисточка» планируется место и время для самостоятельности детей, предлагается, каким образом ее пробудить, когда прервать свои объяснения, чтобы могла проявиться инициатива детей.

Младшие школьники восприимчивы и отзывчивы ко всему, ранее неизвестному и новому, так как это мотивирует их к его изучению и освоению [20]. В ходе этого возникает дискуссия, причем не только с педагогом, а, что самое ценное, между обучающимися, проявляются разные мнения и предположения о том, как это делать и что для этого надо применить. Такая ситуация возможна при анализе образцов выполнения задания и произведений искусства, а также в ходе обсуждения детских работ в конце занятия. Особенно важную роль играет дискуссия при организации знакомства детей с новыми способами художественной деятельности, стоит отметить, однако, что в процессе самостоятельного выполнения заданий она может мешать творчеству детей. Кроме того, превращаясь в спор ни о чем или в разговор о том, что не рассматривается на этом занятии, дискуссия становится бесполезной.

Для успешного создания ситуации учебной активности детей при работе по программе «Волшебная кисточка» предполагается соблюдать следующие условия:

· не следует открыто проявлять свое отношение к успехам или неудачам детей на занятии, так как они это болезненно воспринимают;

· следует поощрять учеников не столько за верные ответы и выполненные задания, сколько за инициативу и оригинальность решения;

· необходимо учить детей графическим способом высказывать свои мысли, сопровождая эти действия словесными пояснениями, тат как в художественной деятельности невозможно до конца объяснить все словами, а требуется что-то показать на рисунке, картине, схеме – это заложит основу профессионального мышления;

· стремиться к созданию комфортного микроклимата на занятии, что будет стимулировать творческую активность детей, способствовать поддержанию у них веры в свои силы;

· учитывая, что мера успешности индивидуальна для каждого ребенка, следует стараться отметить малейший успех каждого из детей;

· общему и художественному развитию детей способствует обучение успехом, поэтому при обсуждении работ следует не порицать за ошибки, а обращать внимание детей на удачные решения.

Особую роль активность детей играет на этапе освоения нового материала, когда целью является введение нового общего способа изобразительной деятельности или еще незнакомых детям разновидностей этого способа.

Для успешного решения учебных и творческих задач в их полном объеме требуется обучить детей действиям моделирования, которое осуществляется замещением натуральных объектов (или их частей) условными или знаковыми [94]. Моделирование позволит ребенку осознанно находить верное композиционное, пластическое и колористическое решение. Одним из приемов организации работы детей на этапе освоения нового знания является ограничение в использовании материала, выборе жанра и техники исполнения, способствующее построению ребёнком общих способов художественной деятельности. Вводя необходимые ограничения, детям надо предоставлять возможность выбора [148]. Соответственно своим склонностям и способностям ребенок должен иметь возможность включать в свою работу все то, что он самостоятельно увидел и понял в показанных педагогом произведениях мастеров, опережает текущий учебный материал и не нуждается в данных ограничениях. При подборе тематического содержания программы «Волшебная кисточка» учитывалась необходимость создания условий для развития этих способностей.

В отличие от задач учебные задания направлены на отработку различных операций, следовательно к их выполнению должны быть предъявлены более определенные и строгие требования, чем к творческим работам детей. В особенности это относится к операциям и технологии изготовления изделий художественного труда.

Особое внимание в ходе организации знакомства детей с новым материалом по программе «Волшебная кисточка» уделяется толкованию значений слов - терминов художественной деятельности. Обычно ребенок лучше запоминает такие слова-названия, которые часто употребляются, имеют образную или эмоциональную привязку, или происхождение которых он понимает. Независимо от широты употребления слов-терминов художественной деятельности, используемых на занятиях с детьми изобразительным творчеством и художественным трудом, для развития ребенка важно, что эти слова-термины помогут закрепить в его памяти опробованные на занятиях способы художественного изображения. Организуя освоение детьми этих терминов, педагог акцентирует внимание ребенка на межпредметных связях, что способствует формированию у него целостной картины мира. Так как существуют термины, которые применяются почти везде — в науке, технике, искусстве и повседневной жизни (форма, цвет, ритм, симметрия и т. п.), другие — во всех видах искусства (музыке, поэзии, танце и т. д.). Помогая детям запоминать слова-термины, педагог пользуется различными приемами. При этом, для развития детей бесполезно и вредно требовать заучивания таких слов с последующим опросом для проверки их запоминания, так как это не способствует установлению у детей связей этих слов-терминов с выполнением практических действий [149]. Значительно полезнее для развития детей, включать слова-термины в свои и детские суждения в процессе совершения действий, связанных с назначением этих терминов. Процесс запоминания терминов, закрепляющих в памяти ребенка способы построения художественного изображения, будет оказывать наибольшее значение для его развития. Очень важно, чтобы термины, изученные на первых занятиях, использовались на последующих занятиях, когда решение детьми новой задачи связано с той, которая им уже знакома. Например, при выполнении заданий, связанных с живописным решением, полезно актуализировать понятия, связанные с характеристикой цвета ( светлый - темный, теплый – холодный) и т.п. На первых занятиях изучения нового вида деятельности надо соблюдать меру при включении новых художественных терминов, акцентируя внимание детей на одном-двух терминах, чтобы избежать механического запоминание, не вызвать переутомления детей, что приведет к потере интереса к занятиям. При этом, на последующих занятиях полезно употреблять все термины, составляющие тот или иной способ.

Самая объемная по времени (более одного занятия) и педагогически наиболее сложная часть занятия – это самостоятельная работа детей [20]. Творчество её основная составляющая, учение выступает здесь в форме личного сотрудничества преподавателя и обучающегося в реализации замысла ребёнка. Очень важно предоставить при этом детям возможность самостоятельного выбора способов художественной деятельности. Результат создания замысла рисунка или изделия напрямую зависит от степени овладения общими способами художественной деятельности: чем лучше освоен общий способ действия, тем будет интереснее, сложнее и содержательнее замысел ребёнка, верно и обратное: чем обширнее у ребенка набор замыслов, тем целенаправленнее он ищет способы и средства художественной выразительности при работе с различными материалами.

Организация самостоятельной работы детей - по содержанию, методам и формам очень разнообразна и требует особого педагогического мастерства и психологической чуткости от преподавателя. Необходимо контролировать ход выполнения этой работы каждым ребёнком, своевременно внося необходимые коррективы, при этом, не подавляя самостоятельности ребёнка и не нарушая хода его мысли [154].

Природа творчества сугубо индивидуальна и для успешной реализации задуманного требуется полная самоотдача и сосредоточенность в работе [94]. Помехи, перерывы, критика подавляют образы воображения, тем более, что у маленьких детей еще не развита способность их долго удерживать: многие могут «забыть», что хотели сделать вначале. Наилучшими условиями для организации самодеятельности обучающихся являются условия, позволяющие каждому ребенку работать без помех, будучи поглощённым своей деятельностью. Трудность создания таких условий вызвана достаточно большим количеством детей на занятии, различием их характеров, темпераментов и привычек. Педагогу необходимо поддерживать рабочее состояние группы во время самостоятельной деятельности. Этому способствует соблюдение преподавателем определённых правил: негромко общаться индивидуально с одним ребенком, при этом свое мнение надо высказывать в форме совета, а не требования, отмечать только положительное (успехи, удачи, достижения), направлять ход деятельности ребёнка, стимулируя его найти правильное решение.

Никогда не следует лишать ребёнка самостоятельности, выполняя за него работу, вызывающую трудности. При этом иногда педагогу необходимо вмешаться, показав прием работы или способ художественной выразительности, чтобы создать для обучающегося ситуацию успеха [106]. Главное при организации самодеятельности – не превращать поиск художественного образа в дидактическую схему.

Одним из важнейших показателей эффективности работы педагога являются результаты самостоятельной творческой деятельности детей, так как она оказывает наибольшее влияние на развитие детей [150].

Результаты своей деятельности дети представляют для обсуждения всей группой законченных работ, что завершает этап самостоятельной работы. Формирование у обучающихся способности к адекватной самооценки является основной целью такого обсуждения [136]. Подведение итога в форме обсуждения позволяет обобщить полученный детьми в ходе занятия опыт, который станет базой для последующих учебных действий. Кроме того, в процессе таких обсуждения у детей необходимо формировать навыки толерантного общения и развивается способность к эстетическому суждению о произведениях искусства. Проведение обсуждения в начале следующего занятия позволяет актуализировать знания, которые будут опорными на этом занятии, что особенно важно в случае, когда выполнение работы рассчитано на несколько занятий. Кроме того, это позволяет реализовать принцип непрерывности в ходе обучения художественной деятельности. В ходе обсуждения преподаватель может спросить автора рассматриваемой работы о его согласии с суждениями других детей, если он уверен, что ответ не вызовет у ребенка отрицательных эмоций [136].

Для организации обсуждения в ходе работы по программе «Волшебная кисточка» могут использоваться разные формы, выбор которых зависит от периода обучения и конкретных целей занятия. Фронтальная форма обсуждения преимущественно используется в начале обучения, при этом дети высказываются с опорой на критерии, которые задает педагог. Если сначала автор обсуждаемого рисунка и другие дети высказывают свое мнение, обращаясь к педагогу, то постепенно дети начинают обсуждать работы между собой, адресуя свои высказывания друг другу. В ходе таких обсуждений педагог выступает на стороне автора работы: обращает внимание детей на её достоинства, не замеченные другими, и, если необходимо, защищает от несправедливой критики, становясь рядом с ребенком, чтобы другие дети обращались к нему. В дальнейшем преподаватель участвует в обсуждение только в тех случаях, когда видит, что какие-то важные качества работы ребенка не отметили, предоставляя большую самостоятельность детям.

Соблюдение описанных нами рекомендаций к организации деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования способствуют повышению уровня усвоения новых знаний, умений и навыков, активно влияет на становление и развитие творческих способностей ребёнка, позволяя создать при этом комфортные условия для работы внутри группы обучающихся. При этом авторский или модифицированный курс по изобразительному искусству должен также учитывать личные особенности и склонности ведущего его педагога, что позволит организовать обучение, как творческий процесс взаимодействия взрослого и детей.

Наши рекомендации