Учебные и творческие проблемы в обучении школьников декоративно-прикладному искусству.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, в той или иной мере присуще всем людям. Но школа это мир юности, надежд, где почва для творческой деятельности, несмотря на продолжающееся обнищание, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

В нашей школе, однако, еще очень часто встречается шаблонность в работе учителя. Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей Часто приводит к потере у детей способности творчески и самостоятельно работать. Они уже не могут обходиться без помощи учителя. А главное убивается интерес к получению знаний у учащихся.

Учебные задания, выполняемые на уроках, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитие учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала.
Необходимо отметить недостаток внимания к развивающим творческие способности функциям обучения в школе. Можно сказать, что ориентация на формирование в большей мере эмпирического, репродуктивного мышления приводит к тому, что многие из специалистов, знающих школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются в основном на свою память, затрудняются при ответах на проблемные вопросы. Они мало подготовлены к обобщению, к творческому анализу.

На пороге 21 века с распространением электронных и компьютерных технологий на второй план отошли творение рук человеческих- народное искусство и ремесла, веками накапливавшие и хранившие красоту, нравственные традиции и огромный воспитательный потенциал. Народное декоративно- прикладное искусство является одним из самых действенных и что очень важно, деятельных средств эстетического воспитания, так как даёт возможность не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками. В то же время этот богатейший потенциал еще не достаточно используется в общеобразовательных учреждениях.
В своем историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт прошлых поколений. В наше время утрата веры в идеалы, привела к дефициту духовности и чувства национального самосознания у молодежи. Поэтому сегодня необходимо приобщение подрастающего поколения к пониманию ценностей народной национальной культуры. Большое значение в этом процессе приобретает роль учителя, особенно, на начальном этапе, так как педагог не только помогает детям войти в новый мир знаний, но и одним из первых знакомит их с народным искусством и культурой того края или региона, где они проживают

Обычаи, обряды, традиционное декоративно-прикладное искусство, образ жизни являются сегодня не только историческим прошлым, которое составляет значительную часть национальной истории и культуры каждого народа, но и являются базисом современного мировоззрения. Изучение, знание и владение этим материалом в период развития общества особенно актуально.

Многовековые традиции национальной культуры и опыт народной педагогики дают возможность современному учителю воспитывать активных, самостоятельных, способных к творческой деятельности людей, понимающих и сохраняющих культуру своего народа.

Происходящие в настоящее время изменения в системе образования преследуют своей целью создание условий для развития активной творческой личности.

Актуальность народного искусства для развития современной культуры, прежде всего, в его родовой функции, исторических корнях, опыте поколений. Знание его способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания подрастающего поколения -расширения и развития у молодежи художественных представлений, духовных потребностей, воображения, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса.

Трудности, с которыми встречаются учащиеся младших классов в процессе выполнения творческих заданий. Ими являются: недостаточность осведомленности школьников в сфере декоративно-прикладного искусства, слабые знания технико-художественных особенностей и навыков, поверхностные умения в построении орнаментальных композиций, адекватных возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Следует отметить, что в этом сказывается малая заинтересованность общества в познании истоков народной культурной среды, в атмосфере которой воспитывается современное поколение.

Декоративное искусство связано с повседневной жизнью и бытом человека, потому оно наиболее полно передает жизнь и хранит национальные традиции. Важно различать для учеников народное искусство и профессиональное народно-прикладное.

Народное искусство – созданное народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций. Декоративно-прикладное – воплощает изделия с практическим применением в общественном и частном быту, и отличаются декоративной образностью.

Изучение народного и дпи удобно совмещать с краеведением, историей. Народное искусство, как часть духовной культуры, есть источник идей для профессиональных художников. Произведения дпи передают детям представление народа о красоте, добре.

Авторы программ Кузин, Неменский, Шпикалова уделяют внимание декоративному искусству.

Кузин вводит дпи понемногу на протяжении всех лет обучения. Оно осуществляется в процессе в процессе выполнения учащимися декоративных композиций. В содержании «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства воспитания эстетического, трудового, патриотического. Также любовь к родному краю, традициям родной земли, труду взрослых.

Неменский активно использует дпи в своей программе, уделяя год (7 класс). Ученики должны понять особенности дпи, его место в жизни человека, отмечать содержательный смысл художественно-образного языка, знать корни этого искусства, промыслы, и создавать свои проекты.

Шпикалова рассматривает народное искусство как часть материальной и духовной культуры. Считает, что восприятие мира ребенком происходит через дпи, где первоосновой является образ изделия. Программа Шпикаловой направлена на сохранение наследия народа и дпи рассматривается как часть современной жизни.

Наши рекомендации