Задачи изучения дисциплины

УТВЕРЖДАЮ

Декан педагогического факультета

________________ С.Я.Кострица

___ _________ _________ г.

Регистрационный № УД- _____/р

ПЕДАГОГИКА

(Педагогика современной школы. Педагогические системы и технологии)

Учебная программа для специальности:

(рабочий вариант)

Дошкольное образование

Факультет педагогический

Кафедра педагогики и психологии детства

Курс (курсы) ‑ 1

Семестр (семестры) ‑ 1-2

Лекции - 14 часов Экзамен ‑ 1, 2 семестр

Практические (семинарские)

занятия – 16 часов Зачёт ‑ нет

Лабораторные

занятия ‑ нет Курсовой проект (работа) ‑ нет

Всего аудиторных часов Форма получения

по дисциплине ‑ 30 часов высшего образования ‑ заочная полная (5 лет).

Гродно, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель преподавания дисциплины

Основная цель курса «Педагогика» состоит в том, чтобы помочь студентам усвоить общие вопросы педагогической науки, теории обучения и воспитания, познакомить с системой образования в стране и раскрыть перспективы и пути овладения профессионально-педагогической деятельностью.

Задачи изучения дисциплины

- формирование теоретико-педагогического мышления у студентов, развитие у них способности рефлексировать явления педагогической действительности, формулировать педаго­гические проблемы и разрабатывать способы их решения.

- изучение наиболее востребованных школой обра­зовательных технологий, ознакомление с инновационной практикой органи­зации взаимодействия учителя и учащихся на уроке и во внеклассной дея­тельности, освоение опыта проектирования и реализации педагогических новшеств.

Обобщенные требования к компетентности:

Требования к освоению раздела «Педагогика современной школы»

Студент должен

знать

-сущность образования как социокультурного феномена;

-особенности педагогической профессии;

-требования к личности педагога и критерии успешной педагогической деятельности;

-права ребенка и его позиции в образовательном процессе;

-нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования Республики Беларусь;

-методологические и аксиологические основы педагогики;

-анатомо-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

-дидактические аспекты целостного педагогического процесса;

-сущность и особенности воспитания в целостном образовательном процессе;

-направления развития образовательного процесса, обеспечивающие повышение его качества и эффективности

уметь:

-изучать педагогический процесс с применением научных методов;

-формулировать образовательные и воспитательные цели;

-принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;

-проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных дел (мероприятий);

—применять современные технические средства образования, в том числе компьютер;

-осуществлять различные виды педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и другими субъектами социума;

-стимулировать познавательную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность;

-располагать к себе учащихся и организовывать сотрудничество и сотворчество;

-оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития;

-рефлексировать педагогическую деятельность.

Требования к освоению раздела «Педагогические системы и техноло­гии

Студент должен

знать:

-сущность технологического подхода в образовании;

-педагогические системы и технологии обучения;

-педагогические системы и технологии воспитания;

-технологии управления педагогическими системами;

-альтернативные педагогические системы и технологии;

-технологии коррекционно-педагогической работы;

-функции информационных технологий в образовании

уметь:

-переформулировать идеал образования (гуманистический, когнитив­ный, бихевериальный и др.) в диагностическую цель;

-четко определять конечную цель образовательной деятельности;

-осознанно расчленять образовательный процесс на структурные эле­менты с ориентацией на желаемый педагогический эффект;

-реализовать выделенные структурные элементы в определенной по­следовательности в контексте конечной цели;

-диагностировать начальное, промежуточное и конечное состояние об­разовательного процесса, осуществляемого в форме технологии;

-оценивать и корректировать процесс и результаты качества и эффек­тивности педагогической технологии;

-проектировать структуру и содержание учебно-познавательной дея­тельности учащихся и прогнозировать ее результаты;

-осуществлять оптимальный отбор технологий обучения (воспитания);

-обосновывать и создавать персональную образовательную техноло­гию.

Тематический план курса

Вид учебной работы 1 семестр 2 семестр  
Общее количество часов  
Аудиторные занятия  
лекции  
Практические занятия (семинары)  
Лабораторные работы      
Самостоятельная работа      
Контрольная работа      
Вид итогового контроля экз экз  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п/п Наименование раздела, темы дисциплины Содержание в соответствии с типовой учебной программой
РАЗДЕЛ 1. ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образова­ния Республики Беларусь Образование как ценность, процесс, система и результат. Культуроло­гический и компетентностные подходы к трактовке и формированию образо­вания. Основные законы и институты системы образования Республики Бе­ларусь. Общеобразовательная школа в системе образования. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. Гендерные проблемы в образовании.  
1.2 Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога Возникновение и становление педагогической профессии. Специфика педагогической профессии. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическая направленность. Нравственный кодекс педагога.
1.3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции   Сущность и структура педагогической деятельности. Виды, уровни и критерии оценки педагогической деятельности. Педагог как субъект педаго­гической деятельности. Педагогическое взаимодействие. Профессиональная компетентность педагога. Успешный педагог. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Педагогическая квалиметрия. Ат­тестация и разряды педагогов. Имидж педагога. Саморазвитие педагога.
1.4 Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном про­цессе. Права ребенка Детство как предмет научного исследования. Охрана и защита детства. Права ребенка как ценность. Международные акты в защиту детей: «Декла­рация прав ребенка» (1959 г.), «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.). Конвенция ООН о правах ребенка - моральная и нравственно-правовая основа действий педагогов по защите прав и интересов детей. За­кон Республики Беларусь «О правах ребенка». Этика отношения к детству в ее историческом развитии. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия форми­рования положительного отношения ребенка к школе. Преодоление феноме­на «отчуждения» детей от школы.
1.5 Педагогика в системе наук о человеке Педагогика как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогической науки. Задачи педагогической науки. Теоретическая и технологическая функции педагогической науки, уровни их реализации. Основные категории педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической науки и практики.
1.6 Методология и методы педагогических исследований   Понятие методологии педагогики и ее уровни. Основные философские учения как фундамент научного поиска. Теоретические подходы, состав­ляющие общенаучный уровень методологии педагогики. Сущность систем­ного подхода. Характеристики конкретно научного уровня методологии. Сущность личностно ориентированного подхода в педагогике. Технологический уровень методологии. Логика педагогического исследования. Эмпирические и теоретические методы исследования. Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента и требования к их организации
1.7 Аксиологический подход в изучении педагогических явлений   Понятия «аксиология», «педагогическая аксиология». Место и функ­ции аксиологического компонента в структуре методологической культуры педагога. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педаго­гическую деятельность. Классификация педагогических ценностей. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентации. Ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания как элементы единой аксиологической модели, определяющей гума­нистические параметры деятельности педагога.
1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития   Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: су­щественные признаки, общее и особенное. Трактовка ведущих факторов и условий развития личности в существующих теориях. Роль педагогического процесса в развитии личности. Воспитание и социализация. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учёт и развитие в педагогическом процессе. Социально-педагогические типы современных школьников. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
1.9 Образование как целостный педагогический процесс   Педагогическая процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимо­обусловленных процессов обучения и воспитания, объединённых образова­тельной целью развития личности. Функции процессов обучения и воспитания в педагогическом процессе. Целостность как главная характеристика педагогического процесса. Педагогический процесс как целесообразное, со­держательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на удовлетворение потребностей общества и самой личности в её развитии и саморазвитии. Структура педаго­гического процесса. Этапы педагогического процесса. Проектирование и осуществление педагогического процесса. Противоречия как движущие силы педагогического процесса. Сотрудничество и сотворчество педагогическогопроцесса участников.
1.10 Проблема целеполагания в педагогике   Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования. Потребности и факторы, влияю­щие на выработку целей образования. Целеполагание как вид деятельности педагога. Типы целеполагания. Этапы целеполагания и требования к ним. Условия успешности целеполагания. Диалектика идеи гармонического и все­стороннего развития личности в истории педагогики. Цель воспитания в со­временной школе. Трактовка цели воспитания в директивных документах (Законе «Об образовании в Республике Беларусь», «Концепции непрерывно­го воспитания детей и учащейся молодежи»). Механизмы реализации целе­вых установок воспитания в практической работе школ и учителей в Респуб­лике Беларусь.
1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития   Содержание образования как система знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, усвоение которых обеспечивает формирование базовой культуры личности и ее разностороннее развитие. Источники и детерминанты формирования содержания образования. Формальная, материальная, утилитарная и личностно ориентированная теории формирования содержания образования. Компетентностный подход к формированию содержания образования. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь. Образовательные стандарты, их структура и функции. До­кументы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия. Особенности современных учебных планов и программ.
1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения Предмет и задачи дидактики. Физиологические, социокультурные, ин­формационные и нормативные основы дидактики. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Образователь­ная, развивающая и воспитывающая функции процесса обучения. Виды обу­чения и их характеристика. Структура процесса обучения, ее содержатель­ное наполнение. Закономерности и принципы процесса обучения. Факторы, определяющие продуктивность процесса обучения.
1.13 Методы обучения и их классификация Сущность и определение метода обучения. Бинарный характер методов обучения. Соотношение понятий «метод обучения» и «приём обучения». Многообразие подходов к классификации методов обучения, их достоинства и недостатки. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения. Критерии выбора и сочетания методов обучения. Методический арсенал учителя.
1.14 Формы обучения. Урок - основная форма организации учебного процесса в школе Понятие о формах организации процесса обучения. Общие (индивидуальная, индивидуально-обособленная, групповая, коллективная, фронталь­ная) и конкретные (урок и внеурочные - факультативы, кружки, олимпиады, экскурсии) формы организации обучения. Урок - основная форма организа­ции учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требо­вания к уроку. Пути усиления образовательной, воспитательной и развиваю­щей функций урока. Нестандартные уроки. Развитие форм организации обу­чения в дидактике и прогрессивном педагогическом опыте.
1.15 Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся   Средства обучения. Основные виды средств обучения. Наглядность как универсальное средство обучения. Требования к учебникам и учебным пособиям. Технические средства обучения, их дидактические возможности. Мультимедийные средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность и компе­тентность рациональной организации учебной деятельности учащихся. Ме­тоды самоорганизации учебной деятельности учащихся. Рациональная организация учебной деятельности учащихся как усло­вие повышения качества образования.
1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Спе­цифика обучения одаренных и отстающих учащихся   Понятия «дифференциация» и «индивидуализация обучения», их сущ­ность и взаимосвязь. Этапы развития дифференцированного обучения. Внут­ренняя и внешняя дифференциация, ее виды. Дифференцированное обучение учащихся на разных возрастных этапах. Нетрадиционные формы, методы и средства, используемые при дифференцированном обучении. Детская одаренность, ее положительные и отрицательные проявления. Диагностика детской одаренности. Особенности организации педагогическо­го процесса с одаренными учащимися. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема. Особенности организации педагогического процесса с отстающими учащимися.
1.17 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания   Воспитание как специально организованная деятельность по достиже­нию целей образования. Трактовка воспитания с позиций прагматизма, неопозитивизма, неотомизма и экзистенциализма. Цель и задачи гуманистического воспитания. Закономерности и прин­ципы гуманистического воспитания. Воспитание личности как процесс интериоризации социокультурных ценностей. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
1.18 Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания Метод воспитания как особым образом инструментованное педагоги­ческое взаимодействие, направленное на раскрытие возможностей воспитанника. Ориентированность воспитательного взаимодействия на ценностные отношения. Педагогическое воздействие, его функции и структура. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и отношений. Методы контроля и самокон­троля в воспитании. Условия выбора и эффективного применения методов. Доминирующее средство воспитания и самовоспитания. Общая характери­стика форм воспитательной работы.
1.19 Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности   Сущность мировоззрения, его внутренняя структура и функции. Воз­растные возможности овладения учащимися научным мировоззрением. Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся. Сущность нравственно-эстетической культуры личности как ядра ду­ховной сферы личности и цели нравственно-эстетического воспитания. Ком­поненты нравственно-эстетической культуры личности: нравственно-эстетическое сознание, ценности, чувства, поведение. Возрастные особенно­сти нравственно-эстетического развития личности. Гражданская культура личности, ее основные компоненты. Гражданст­венность как интегративное качество личности. Социально-правовой, мо­рально-этический, социально-психологический, педагогический, социально-педагогический аспекты гражданственности. Пути и средства формирования гражданских качеств учащихся.
1.20 Экономическое воспитание и культура профессионального са­моопределения личности Экономические установки, идеи, взгляды и уклады как часть научного мировоззрения учащихся. Понятие «экономическая позиция». Пути и методы ее формирования. Основные показатели сформированности экономической позиции. Влияние экономической позиции на выбор будущей профессио­нальной деятельности. Сущность понятия «профессиональное самоопределение». Системный подход к профессиональному самоопределению: профессиональное просве­щение, профессиональное убеждение, практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии, дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся. Развитие профессиональных ин­тересов, склонностей и способностей учащихся во внеклассной работе.
1.21 Формирование экологической культуры и здорового образа жиз­ни учащихся Экологическая культура как специфический способ организации и совершенствования экологической деятельности человека. Содержание понятия «экологическая культура». Мотивация экологической деятельности и поведения, осознание ценности природы для общества и человека, система зна­ний о природе, система правил взаимодействия с природой, опыт эмоцио­нально-волевого отношения к природе как компоненты экологической культуры. Технологии формирования экологической культуры. Здоровый образ жизни как условие успешности многостороннего личностного развития. Составляющие здорового образа жизни: двигательная активность, правильное питание, режим дня, отсутствие вредных привычек, саморегуляция настроения. Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни.
1.22 Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме Роль коллектива в формировании личности. Понятие воспитательного коллектива. Динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива. Пути формирования коллектива. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива. Семья - воспитательная среда ребенка. Влияние образа жизни родителей на процесс и результат воспитания личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания, пути их предупреждения. Формы и методы взаимодействия школы с семьей. Роль и значение национальных, моральных ценностей общества, образа жизни, менталитета, средств массовой информации при осуществлении вос­питания. Позитивные и негативные влияния социального окружения в воспи­тании подрастающего поколения.
1.23 Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организа­ций и объединений учащихся Суть ученического самоуправления. Термины «самоуправление», «со-управление», их взаимосвязь. Формы школьного самоуправления. Условия, способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе. Пути развития школьного самоуправления. Участие педагогического коллектива в ученическом самоуправлении. Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее социализации. Функции детских объединений: развивающая, ориентационная, компенсаторная. Вариативность детского движения. Содержание и методика деятельности детских объединений и организаций. Неформальные объединения детей и молодежи. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями.
1.24 Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса обще­ния. Эмпатия. Бессловесный и словесный компоненты педагогического общения. Особенности педагогического общения в работе классного руководи­теля. Конфликтогены педагогического общения. Возрастные особенности конфликтогенов. Методы и средства преодоления конфликтов.
1.25 Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся. Классификации стилей педаго­гической и учебной деятельности. Функции стилей педагогической и учеб­ной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образо­вательному пространству, обеспечивающему взаимосовместимость и эффек­тивное развитие индивидуальных стилей деятельности педагога и учащихся. Диверсификация целей, содержания, программ учебной деятельности, обес­печивающих возможность построения субъектом индивидуальной образовательной траектории.
1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики   Сущность и структура педагогического менеджмента. Власть, автори­таризм и доминантность. Лидерские способности и харизма педагога. Стили педагогического менеджмента. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические из­мерения. Элементы тестологии. Особенности принятия управленческих ре­шений на основе педагогической диагностики при организации учебного процесса и внеклассной деятельности учащихся.
1.27 Направленность развития инновационной деятельности в образовании. Сущность и структура понятия «идеальная педагогическая инновация». Реальные формы инновирования образования. Виды педагогических иннова­ций. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования. Акмеограмма педагога-инноватора.
РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Теоретические основы развития педагогических систем и технологий Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем. Сравнительный анализ развития систем образования в мире. Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущ­ность педагогической технологии, ее научное обоснование. Состав и струк­тура педагогической технологии. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».
2.2 Концептуальные основания проектирования педагогических систем и технологий Сущность технологического подхода к обучению, классификация педа­гогических технологий. Критерии эффективности педагогических техноло­гий. Принципы отбора педагогом педагогических технологий. Банк педаго­гических технологий. Проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического процесса как ведущие технологические аспекты деятельности педагога. Тех­нологии целеполагания, мотивации, интериоризации, экстериоризации, про-блематизации и рефлексии. Моделирование системы педагогических техно­логий.
2.3 Технологии личностно - ориентированного и развивающего обучения Личностно-ориентированный подход в педагогике. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические идеалы и нор­мы. Педагогика сотрудничества: позиция личности учащегося, гуманизация и демократизация педагогических отношений, учение без принуждения, трактовка индивидуального подхода, формирование положительной Я-концепции личности, дидактический активизирующий и развивающий ком­плексы. Личностно - развивающее обучение. Научное обоснование теории раз­вивающего обучения. Система обучаемого развития (Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Дж. Дьюи). Система развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. Давыдов и др.). Гуман­но-личностные технологии Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой и др.
2.4 Технологии организации познавательной деятельности учащихся Учебно-познавательная деятельность учащихся и технология ее организации. Технология полного усвоения урочной темы. Технологии проблемного и задачного обучения. Особенности целепо-лагания при организации проблемного обучения, концептуальные положения и особенности содержания. Уровни проблемности в обучении. Исследовательская технология обучения. Технологии обучения на основе укрупнения дидактических единиц, схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов,П. М. Эрдниев). Игровые технологии. Функции игровой деятельности. Спектр целевых ориентации игровых технологий: дидактические, воспитывающие, разви­вающие, социализирующие. Технология интерактивной игры. Метод проектов. Проектная технология обучения. Проект в системе учебных занятий. Организация обучения в малых группах.
2.5 Технологии эффективного управления процессом обучения   Технологии дифференцированного обучения. Обучение учащихся на уровне их учебных возможностей и способностей. Внутришкольная, меж­классная, внутриклассная, смешанная дифференциация. Технология программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная. Блочная система обучения. Модульная технология обучения. Диалоговая система обучения (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы, индивидуального стиля деятельности учителя и учащихся.
2.6 Гуманистические воспитательные системы и технологии Гуманистические воспитательные системы: история и современность. Личность ребенка как субъекта в гуманистической воспитательной системе. Проектирование структуры воспитательной системы школы, гимназии, лицея на основе субъект-субъектных отношений. Педагогические идеи, лежащие в основе различных региональных воспитательных систем: «средовой подход», создание эмоционально насыщен­ного развивающего и воспитывающего пространства для учащихся, использование творческой социально значимой трудовой деятельности школьников. Воспитательная система класса. Подходы к созданию ученического коллектива. Общешкольный коллектив - ядро воспитательной системы шко­лы. Основные аспекты управления воспитательной системой школы. Анализ опыта создания воспитательных систем (В. А. Караковский, А. А. Захаренко и др.).
2.7 Технологии развития интеллектуального и творческого потенциалов личности Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитиев целостном педагогическом процессе. Диагностика интеллектуальных и творческихспособностей. Технология формирования научных понятий. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся (И. П. Волков, Т. С. Альтшуллер), технология воспитания социального творчества (И. П. Иванов). Коллективное творческое воспитание, его основные идеи. Технологии разработки коллективных творческих дел.
2.8 Технология организации отдельных компонентов педагогической деятельности классного руководителя Технологические аспекты деятельности классного руководителя, вариативность его деятельности. Взаимоотношение классного руководителя и педагогического коллектива. Содержание воспитательного процесса в образовательном учреждении. Формы организации воспитательного процесса, их классификация. Эффективное использование форм воспитательной работы классным руководителем. Планирование воспитательной работы с классом. Виды планов. Возможные варианты планирования. Технология создания плана воспитательной работы. Привлечение учащихся к планированию.
2.9 Технология педагогического менеджмента Педагогический менеджмент, его элементы. Школа как педагогическая система и объект педагогического менеджмента. Целеполагание и планирование как функции управления школой. Устав школы. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Виды учебных планов. Развитие школьного самоуправления. Имидж учебного заведения.
2.10 Технология организации методической работы в школе Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры. Основные формы организации методической работы в школе. Са­мообразование учителя. Аттестация педагогических работников. Инновационная направленность организации методической работы в современной школе.
2.11 Педагогические системы и технологии авторских школ Сущность авторской школы. Типология авторских идей и гипотез. Альтернативность основных компонентов педагогического процесса. Концептуальность и социально-педагогическая целесообразность авторских школ. Школа-коммуна (А. С. Макаренко). Школа адаптированной педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде). Методологические позиции, особенности со­держания и технология школы адаптирующей педагогики. Школа самоопре­деления (А. Н. Тубельского). Школа-парк (М. А. Балабан). Агрошкола (А. А. Католикова). «Экология и диалектика» - школа Л. В. Тарасова. Икола «Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов).
2.12 Альтернативные технологии в зарубежной школе Технология мастерских. «Французская группа нового воспитания». Це­левые ориентации и концептуальные положения. Особенности содержания. Характеристики компонентов технологии: индукция, социоконструкция, со­циализация, разрыв, творчество, позиция ведущего мастера. Мастерская как способ организации деятельности учеников в составе малой группы. Сущностные характеристики альтернативных педагогических техноло­гий. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера. Технология свободного труда С. Френе.
2.13 Коррекционно-педагогическая деятельность и ее технология Сущность коррекционно-педагогической деятельности. Причины вро­жденных и приобретенных нарушений психофизического развития ребенка. Создание банка данных о детях с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Законодательно-нормативная база функционирования и развития сис­темы специальных учреждений. Развитие сети учреждений для детей с нару­шениями развития в современных условиях. Коррекционно-педагогическая помощь детям в учебных заведениях разного типа. Средства коррекции недостатков в условиях массовой школы. Трудности коррекционной работы.
2.14 Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения. Суицидное поведение личности, его характеристика. Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личного развития. Поведенче­ские отклонения в развитии детей. Причины девиантного поведения учащихся. Технологии воспитательно-коррекционной работы с подростками. Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению. Виды и содержание профилактической работы среди несовершеннолетних. Семья как важнейший социально-педагогический фактор регуляции поведения подростков. Работа классного руководителя с неблагополучными семьями. Коллектив как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростков. Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, школьным психологом.
2.15 Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема. Дидактический, методический, психологический, медицинский аспекты проблемы. Причины, влекущие отставание детей в школе. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности. Функциональные обязанности и личностные качества педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью (учитель-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог).
2.16 Информационные технологии в образовании   Особенности организации компьютерного обучения. «Проникающие» и «определяющие» информационные технологии обучения. Формы применения компьтера в педагогическом процессе (репетитор, квазипреподаватель, устройство моделирования, инструментальное средство, провайдер). Виды педагогических программных средств, подходы к их классификации. Модель рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера. Информационные монотехнологии (дистанционное, виртуальное, открытое, электронное обучение). Физиолого-гигиенические требования к взаимодействию учащихся с компьютером.
2.17 Технологии разработки мультимедийного сопровождения педагогического процесса Применение презентаций в педагогическом процессе. Виды презентаций (сопровождающие, консультационные, обучающие). Требования к созданию различных видов презентаций, особенности их применения. Разработка фрагментов различных видов презентаций.  
2.18 Технология использования Интернет-ресурсов в работе педагога Дидактические возможности сети Интернет. Обзор образовательных Интернет-ресурсов. Информационный рубрикатор Интернет-ресурсов для педагога. Дополнение информационного рубрикатора Интернет-ресурсов. Оформление библиографических ссылок на электронные ресурсы Информационные технологии в управлении системой образования и организации внеучебной деятельности учащихся.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела,темы, занятия; перечень изучаемых вопросов     Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература (основная)    
лекции семинарские занятия лабораторные занятия управляемая самостоятельная работа студентов Формы контро-ля знаний    
   
   
РАЗДЕЛ 1. ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ  
1.1. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь Образование как ценность, процесс, система и результат. Основные законы и институты системы образования Республики Бе­ларусь. Общеобразовательная школа в системе образования. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности. Гендерные проблемы в образовании.         Презентация 1 1, 5,13, 20, 21, 28 экзамен 1  
1.4 Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка Детство как предмет научного исследования. Охрана и защита детства. Права ребенка как ценность. Международные акты в защиту детей: «Декла­рация прав ребенка» (1959 г.), «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.). Конвенция ООН о правах ребенка - моральная и нравственно-правовая основа действий педагогов по защите прав и интересов детей. За­кон Республики Беларусь «О правах ребенка».         1, 4, 8,15 экзамен 1  
1.5 Педагогика в системе наук о человеке Педагогика как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогической науки. Задачи педагогической науки. Теоретическая и технологическая функции педагогической науки, уровни их реализации. Основные категории педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической науки и практики.       Презентация 2 15, 23, 28 экзамен 1  
1.6 Методология и методы педагогиче­ских исследований Понятие методологии педагогики и ее уровни. Основные философские учения как фундамент научного поиска. Теоретические подходы, состав­ляющие общенаучный уровень методологии педагогики. Логика педагогического исследования. Эмпирические и теоретические методы исследования. Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента и требования к их организации           9, 12,15, 23, 28 экзамен 1  
1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: су­щественные признаки, общее и особенное. Трактовка ведущих факторов и условий развития личности в существующих теориях. Роль педагогического процесса в развитии личности. Воспитание и социализация. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учёт и развитие в педагогическом процессе.       Презентация 3 23, 28 экзамен 1  
1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития Содержание образования как система знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, усвоение которых обеспечивает формирование базовой культуры личности и ее разностороннее развитие. Источники и детерминанты формирования содержания образования. Образовательные стандарты, их структура и функции. До­кументы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия. Особенности современных учебных планов и программ.           23,28 экзамен 1  
1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения Предмет и задачи дидактики. Физиологические, социокультурные, ин­формационные и нормативные основы дидактики. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Образователь­ная, развивающая и воспитывающая функции процесса обучения. Виды обу­чения и их характеристика. Структура процесса обучения, ее содержатель­ное наполнение. Закономерности и принципы процесса обучения. Факторы, определяющие продуктивность процесса обучения.         Презентация 4 19, 22, 23, 28 экзамен 1  
1.13 Методы обучения и их классификация Сущность и определение метода обучения. Соотношение понятий «метод обучения» и «приём обучения». Многообразие подходов к классификации методов обучения, их достоинства и недостатки. Критерии выбора и сочетания методов обучения.           19, 22, 23,28 экзамен 1  
1.14 Формы обучения. Урок - основная форма учебного процесса в школе Понятие о формах организации процесса обучения. Общие (индивидуальная, индивидуально-обособленная, групповая, коллективная, фронталь­ная) и конкретные (урок и внеурочные - факультативы, кружки, олимпиады, экскурсии) формы организации обучения. Урок - основная форма организа­ции учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требо­вания к уроку.         15, 22, 23, 28 экзамен 1  
1.17 Сущность, закономерности, принци­пы процесса воспитания и самовос­питания Воспитание как специально организованная деятельность по достиже­нию целей образования. Цель и задачи воспитания. Закономерности и прин­ципы воспитания. Воспитание личности как процесс интериоризации социокультурных ценностей. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.       Презентация 5 15, 23, 28 экзамен 2  
1.18 Методы, формы и средства воспита­ния и самовоспитания Метод воспитания как педагоги­ческое взаимодействие, направленное на раскрытие возможностей воспитанника. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и отношений. Методы контроля и самокон­троля в воспитании. Условия выбора и эффективного применения методов. Доминирующее средство воспитания и самовоспитания. Общая характери­стика форм воспитательной работы.       Презентация 6 20, 23, 28 экзамен 2  
1.22 Воспитание учащихся вколлективе, семье и социуме Роль коллектива в формировании личности. Понятие воспитательного коллектива. Динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива. Пути формирования коллектива. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива. Семья - воспитательная среда ребенка. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребенка. Формы и методы взаимодействия школы с семьей.         23, 28 экзамен 2  
РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ    
2.1. Теоретические основы развития педагогических систем и технологий Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем. Сравнительный анализ развития систем образования в мире. Генезис понятий «технология», «педагогическая технология». Сущ­ность педагогической технологии, ее научное обоснование. Состав и струк­тура педагогической технологии. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методы», «приемы», «методики обучения и воспитания».         Презентация 7 29, 34, 39 экзамен 2  
2.5 Технологии эффективного управления процессом обучения Технологии дифференцированного обучения. Обучение учащихся на уровне их учебных возможностей и способностей. Технология программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная. Блочная система обучения. Модульная технология обучения.           32, 34. 36, 40 экзамен 2  
2.18 Технология использования Интернет-ресурсов в работе педагога Дидактические возможности сети Интернет. Обзор образовательных Интернет-ресурсов. Информационный рубрикатор Интернет-ресурсов для педагога. Дополнение информационного рубрикатора Интернет-ресурсов. Оформление библиографических ссылок на электронные ресурсы Информационные технологии в управлении системой образования и организации внеучебной деятельности учащихся.           40, 43 экзамен 2  
  Всего            

Наши рекомендации