И образовательной практике
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В.
ДИДАКТИКА
Анализ научной педагогической литературы показывает, что среди многоаспектных исследований, посвященных проблеме инноватики, можно выделить следующие основные направления.
1. Создание для учащегося возможностей занимать в учебном процессе активную и инициативную позицию. Ученик в этих условиях не просто усваивает материал, но познает мир, вступая с ним в активный диалог. Основной целью инновационного подхода к учебному процессу является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования у них творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования. С этим направлением связана разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности, учебно-игровой, моделирующей деятельности; обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии.
2. Создание в учебно-воспитательном процессе оптимальных условий для личностного развития учащихся; воспитание обучающихся в духе общечеловеческих, гуманистических ценностей, социализация детей и молодежи. Это направление интенсивно развивается в отечественной педагогической теории и образовательной практике. Существенную роль в изучении этих проблем имеет углубление и расширение методологических оснований современной педагогики на философском, общенаучном, частно-научном, технологическом уровнях. Важное место занимает во многих педагогических исследованиях философия гуманизма и прогрессивные концепции примыкающих направлений: антропософии, педоцентризма, свободного воспитания, природосообразности.
Сегодня отечественными учеными разработано достаточно большое число идей, концепций, подходов, углубляющих и развивающих педагогическую теорию, наполняющих ее новым содержанием. Назовем некоторые из них: концепция гуманно-личностной гармонизации (Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский); гуманистической воспитательной системы (Л. И. Новикова, Н. Е. Шуркова); культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская); представления о гуманитарной образовательной парадигме (И. А. Колесникова); концепция личностно-развивающего обучения (З. И. Васильева, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына); стратегия педагогической поддержки и педагогики свободы (О. С. Газман,
М. П. Щетинин); концепция сохранения психического здоровья, «сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», «экологии детства» (В. Ф. Базарный, И. В. Дубровина, Г. К. Селевко
и др.).
В русле обозначенного направления инновационных поисков разработаны инновационные педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления учебного процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала; природосообразные технологии; технологии развивающего обучения; педагогические технологии авторских школ. Исследованиями определены критерии технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.
Классификация нововведений. Классификация педагогических новшеств является одной из важнейших задач педагогической инноватики. Знание классификации нововведений позволит учителю выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества; понять его общие и отличительные особенности по сравнению с другими новшествами; обосновано выбрать необходимое новое для освоения; разобрать педагогически обоснованную технологию его освоения, учитывающую специфику нововведения.
Следует отметить, что общепризнанной системы классификации нововведений в образовании пока не создано. Многие исследователи пытаются создать такую классификацию на основе типологии нововведений А. И. Пригожина. В этой связи нововведения выделяются по типу новшества; по механизму осуществления; по особенностям инновационного процесса.
Теоретический и практический интерес представляет классификация нововведений, предложенная М. М. Поташником.
Типы нововведений в школе (по М. М. Поташнику)
№ | Основание (признак) классификации | Типы нововведений |
Отнесение к части учебно-воспитательного процесса | – в содержании образования; – в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса; – в организации учебно-воспитательного процесса; – в управляющей системе школы | |
Масштабность (объем) нововведений | – частные (локальные, единичные); – модульные (комплекс связанных между собой, относящихся к одной группе предметов, – к одной группе учащихся и др.); – системные, охватывающие всю школу | |
Инновационный потенциал новшества | – модификационные нововведения, – связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением, модернизацией известного и принятого; – комбинаторные нововведения, предполагающие новое конструктивное соединение ранее известных методик; – радикальные нововведения | |
Группировка по отношению к своему предшественнику | – замещающее новшество; – отменяющее нововведение; – открывающее нововведение; – ретровведение |
В педагогической литературе существуют и другие подходы к классификации нововведений. Так, по признаку характера управления выделяются два типа инновационных процессов: стихийные и целенаправленные инновации.
К первому типу относятся инновации, происходящие в значительной мере стихийно. Они не всегда связаны с полнотой научного обоснования, происходят обычно на эмпирической основе, под влиянием эмпирических требований. Примером инноваций этого типа является деятельность учителей-новаторов, родителей, воспитателей и др.
Второй тип нововведений – деятельностные инновации. Эти инновации в системе образования являются результатом осознанной, целенаправленной деятельности. С точки зрения управления стихийные и целенаправленные инновации делятся на четыре подтипа:
научный – контрольные функции выполняют научные организации;
научно-административный – контроль выполняют они же при поддержке органов управления народным образованием;
административно-научный – контроль и управление осуществляют органы управления, опираясь на науку;
политико-административный – контрольные функции берут на себя административные органы.
Классификация педагогических новшеств позволяет:
учителю – ориентироваться в возможных инновационных подходах к педагогическому процессу с учетом своих индивидуально-личностных способностей, уровня профессиональной готовности.
руководителям образовательных учреждений – определять развитие образовательного учреждения в контексте инноватики.
При этом возникает проблема критериев выбора инновационных идей, обеспечивающих развитие школы в нужном для детей направлении в кратчайшие сроки.
Основными параметрами оценивания идей являются следующие:
– актуальность нововведения по степени его соответствия потребностям школы, социальному заказу, устранения недостатков в работе;
– соответствие предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы;
– оценка результативности нововведения по аналогии с освоением этой идеи в другом месте либо экспертным путем;
– творческая новизна (инновационный потенциал) идеи;
– методическая разработанность идеи;
– возможности потенциальных участников освоения новшества;
– баланс интересов разных групп учителей по отношению к нововведению;
– возможное сопротивление нововведению;
– время, необходимое для освоения;
– финансовые затраты на освоение идеи и его материально-техническое обеспечение;
– организационные условия;
– нормативно-правовая обеспеченность;
– привлекательность идеи;
– соответствие новой идеи личным интересам педагогов, которые будут ее осваивать;
– соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики[58].
1.7. Закономерности протекания инновационных процессов
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: