Интеграция образовательных областей 4 страница
3.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области«Музыка».
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
Группа раннего возраста
Образовательные задачи:
· развивать элементарные музыкально-эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку;
· содействовать развитию музыкальной активности: певческой, музыкально-ритмической, игре на детских музыкальных игрушках-инструментах;
• развивать музыкально-сенсорные способности;
• содействовать развитию чувства любви к музыке, появлению музыкальных предпочтений.
Содержание психолого-педагогической работы
Слушание музыки
Вызывать эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на ее характер и настроение, на музыкальный образ, доступный ребенку. Развивать элементарное музыкально-сенсорное восприятие некоторых средств музыкальной выразительности (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков). Способствовать активным проявлениям детей в процессе слушания музыки.
Элементарная певческая деятельность
Побуждать детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию песни и характерные особенности музыкального образа. Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности песни. Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.
Приобщать к выразительному пению. Содействовать развитию элементарных певческих умений: напевному, протяжному пению; правильной певческой дикции; согласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания; одновременному началу и окончанию песни. Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному со взрослыми, под аккомпанемент и без него.
Музыкально-ритмическая деятельность
Побуждать детей к эстетическому восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность. Приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, игр под музыку, вызывая желание детей с удовольствием участвовать в них. Содействовать развитию элементарных музыкально-ритмических умений: двигаться в соответствии с характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш); с изменением динамики звучания музыки (тихое и громкое звучание), регистров музыки (высокий и низкий).
Приобщать к ориентировке в пространстве, к умению двигаться стайкой за взрослым, становиться в круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять его, становиться парами по кругу (мальчик - спиной, девочка - лицом в круг).
Содействовать выполнению элементарных танцевальных движений: хлопки в ладоши и по коленям, притопы одной ногой и попеременно, полуприседания с легким поворотом тела вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах,
шьных предкружения по одному и в парах, выполнение движений с атрибутами. Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку «бразные роли, понимать взаимоотношения в игре, в движениях. Игра на детских музыкальных игрушках-инструментах Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами. Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т. п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки. Знакомить с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов: духовых инструментов (свирель, дудочка); ударно-клавишных (детское пианино, детские клавишные игрушки-инстру-иенты). Эпизодически приобщать к музицированию на металлофоне.
Вторая младшая группа
Образовательная область «Музыка»
Образовательные задачи:
развивать врожденную способность к телесно-двигательному восприятию музыки и интуитивному постижению ее эмоциональных смыслов на базе актуального жизненного опыта детей;
развивать способность переживать музыку и творчески выражать себя в образном импровизационном движении, пении, индивидуальном использовании атрибутов;
развивать музыкальные сенсорные способности: различение контрастных регистров звучания, контрастной динамики, тембров, звуковысотности;у«ете отличать тембры детских музыкальных инструментов;
развивать музыкальную память, ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления и научить связывать их ассоциативно с простейшими музыкальными смыслами («высоко воробушек порхает», «гром гремит», «зайчик прыгает»);
• обогащать слушательский опыт: поддерживать участие в детских фольклорных играх, слушание маленьких песенок, коротких инструментальных пьес сюжетно-образного содержания (15-30 с);
• воспитывать интерес к музыке: побуждать детей прислушаться, потанцевать, подпевать, хлопать в такт, подыгрывать на шумовых инструментах;
• формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
Содержание психолого-педагогической работы
В содержание образовательной области «Музыка» включены основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах, театрально-игровое творчество. Средствами развития являются музыка, речь, движение в их различных сочетаниях.
Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия, игра, интерес к новому. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удовольствия от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.
Восприятие музыки
Восприятие музыки пронизывает все виды музыкальной деятельности в детском саду, т.к. является фундаментом музыкального развития в любом возрасте, в том числе и дошкольном. Оно присутствует в музыкально-ритмическом движении, пении, музицировании, музыкальных играх, слушании музыки вне движения и игры. Поэтому от качества музыкального восприятия детей зависит успех музыкального воспитания в целом.
Понимание этапов становления музыкального восприятия в дошкольном возрасте и грамотное его развитие являются главными задачами музыкального руководителя детского сада. Формирование восприятия музыки у детей происходит на основе приобщения детей к миру звуков, развития музыкальных сенсорных способностей и воспитания потребности в слушании музыки.
Задачи развития сенсорных музыкальных способностей:
• различение контрастных свойств звуков по высоте, длительности, динамике и тембру;
• подведение детей к понимаю выразительных свойств звука, например: выс звуки - «легкие» музыкальные образы (птички, бабочки), низкие звуки - об «больших» персонажей (медведи, слоны, Дед Мороз и др.);
• формирование у детей основных понятий, связанных со свойствами звуков, и зак ление этих понятий в речи: «высоко - низко», «быстро - медленно», «громко – тихо»
• развитие способности различать контрастные тембры различных музыкальных струментов: бубен, металлофон, фортепиано (пианино) и др. (учить находить звуку разные инструменты, показывать их на картинке). Основная задача развития способности слушать музыку: воспитание интереса музыке, эмоциональной отзывчивости на яркие, образные произведения, доступность детям данного возраста.
Восприятие музыки детьми 3-4 лет вне движения и игры возможно лишь в очень ограниченных временных и образных рамках: дети могут слушать музыку, спокой сидя на стульях не более 15-20 секунд. Произведения для этого вида деятельно должны быть короткими (1-2 строчки нотного текста), яркими и выразительны («Киска плачет», «Курочка», «Ежик», «Дождик»). Для более точного восприятия музыки педагогу необходимо побуждать детей внимательно к ней прислушиваться.
Слушание коротких сюжетных и образных песенок в исполнении педагога я ляется необходимой и доступной формой работы над развитием музыкального в~ приятия в данном возрасте. Текст, поясняющий смысл выразительных средств, нужен детям на данном этапе становления музыкального восприятия.
Музицирование - это комплексное понятие, которое объединяет все активные проявления детей: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, а также различные синкретические формы, в которых виды музыкальной деятельности могут творчески сочетаться.
Пение
Приоритетная задача - воспитание у детей интереса и потребности в пении.
Для этого необходимо создавать ситуацию успеха, получения удовольствия от самого процесса вокального исполнения, в данном случае - удовольствия от подпевания взрослому. Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально-хоровых навыков (дыхания, дикции, звукообразования, чистоты интонации, слаженности пения).
Дети 4-го года жизни часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной (кантиленной) мелодией в умеренном темпе (русская народная песня «Петушок», «Зима» М. Красева и др.).
Педагог учит детей петь естественным голосом, в удобном диапазоне (как правило, первой октавы). Наиболее удобны для развития певческого голоса народные и игры (русские, украинские, чешские, словацкие), а также детские песенки еевой, Т. Попатенко, А. Филиппенко, попевки из «Музыкального букваря», ■оскольку в 3-4 года у большинства детей еще есть проблемы с дикцией, важно внимание развитию артикуляции. С этой целью проводятся голосовые игры, артикуляционная гимнастика. Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не отдельные слоги.
Музыкально-ритмические движения и детское игровое творчество Дети 4-го года жизни проявляют особый интерес к движению под музыку. Наибольшее удовольствие им доставляет импровизация движений, подвижные музыкальные игры с пением, поясняющие музыкальные смыслы и увлекающие детей эмоционально: «Петушок», «Зайчик», «Мы - матрешки» и т.п. Дети данного возраста учатся воспринимать музыку в опоре на свой жизненный опыт и активные формы деятельности, в которых формируется первичный словарь. Важнейшими среди них ввляются музыкальные игры с движением и пением. Задачи музыкально-ритмического воспитания:
• развивать у детей способность передавать в пластике музыкально-игровой образ (зайчики, мишки, куклы, самолетики и др.), используя разнообразные виды движений: основные, общеразвивающие, танцевальные, имитационные, пантомимические и др.
• формировать первоначальные двигательно-пластические навыки, навыки сюжетно-образного импровизированного движения;
• развивать слуховое внимание: умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, умение выполнять движения в соответствии с характером и темпорит-мом, динамикой музыки по показу взрослого и самостоятельно;
• учить различать музыкальные жанры: песня, марш,танец - и показывать это в движениях;
• формировать у детей правильную осанку;
• развивать первоначальные навыки ориентировки в пространстве (двигат кругу и врассыпную, становиться парами лицом друг к другу и спиной, стай
• побуждать исполнять простейшие парные и круговые пляски, хороводы, риг ские композиции по показу взрослого;
• развивать игровое творчество в музыкальном движении, создавать условия эмоционального и выразительного самовыражения детей в музыкальных и этюдах и плясках.
Игра на детских музыкальных инструментах
Игра на детских музыкальных инструментах - это эффективное средство музы ного развития детей, которое используется во всех видах деятельности. Младшим школьникам доступны и необходимы разнообразные шумовые инструменты (мара треугольник, бубенцы, коробочки, тамбурин и пр.), а также ксилофоны и металлоф: Основной формой работы с инструментами в данном возрасте являются игры звуками Игры звуками - это простейшая элементарная импровизация в виде исследования зет ковых возможностей инструментов, которая дает детям первичные представления о 6м гатстве звукового мира музыки и служит началом инструментального исполнительства.
В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: «гром», «дождик», «искорки», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идет», «зайчик скачет», «барабан с маракасом поспорили», «два кузнечика» и т.п. В подобных играх-импровизациях, смоделированных педагогом, дети начинают различать и интуитивно понимать выразительность темпа, динамики (громкости), ритма, различных тембров, звуковысотности -вначале как отдельных элементов музыкального образа, а затем в их различном сочетании. Главная задача педагога в данной форме работы - показать, что каждый музыкальный звук несет смысл и он может быть понят. Важнейшую роль в таком приобщении играет умение педагога организовать творческую деятельность детей -игры звуками игры с инструментами, которые должны носить характер спонтанных импровизаций.
Задачи музицирования с инструментами:
• при прослушивании развивать основы интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами; тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок;
• развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации (в умеренном темпе), формировать телесные ощущения выразительных средств музыки через движение и игру: музыкальных темпов (быстро - медленно), контрастной динамики (громко - тихо), контрастной звуковысотности (высоко -низко), контрастных ладов (мажор - минор);
Средняя группа
Образовательная область «Музыка»
Образовательные задачи:
воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на музыку в активной творческой музыкальной деятельности;
развивать первоначальные навыки слухового контроля исполнения (в пении, движении, игре на инструментах);
содействовать развитию метро-ритмического чувства как базовой музыкальной собности;
развивать и обогащать исполнительский опыт в музыкальных играх, пении, играх [инструментами;
поддерживать желание и умение использовать различные атрибуты, украшающие различные виды музицирования (музыкальное движение, игра на инструментах).
Содержание психолого-педагогической работы
Музыкальное воспитание детей 4-5 лет направлено на дальнейшее развитие способности к восприятию музыки, совершенствование музыкальных навыков в различных: видах исполнительской деятельности.
Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия, игра, интерес к новому. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удовольствия от музицирования в творческих формах и от общения, которое его сопровождает.
Слушание музыки
Восприятие музыки как базовый вид музыкальной деятельности развивается постепенно в процессе всех форм музыкальной активности детей.
Приоритетное внимание уделяется развитию музыкальных сенсорных способностей (умению различать 4 основных свойства звука) и воспитанию интереса и любви к музыке, потребности в активном участии в различных видах музыкальной деятельности.
Стратегическая задача развития музыкальных сенсорных способностей - это различение свойств звуков с постепенным уменьшением контрастности звучания (высокий - средний - низкий регистр, громкое - умеренно громкое - тихое звучание, быстро - умеренно - медленно), тембры различных инструментов (бубен, колокольчики, металлофон, треугольник и др.).
Задачи по слушанию музыки
• воспитание любви, интереса к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
• обогащение музыкально-слухового опыта (приобщение к детскому музыкальному фольклору, слушание детских песен, коротких пьес разных жанров: марш, танец, колыбельная и др.);
• развитие способности чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения и выражать его в движении, игре, инструментальном музицировании;
• развитие музыкально-слуховых представлений, музыкальной памяти.
Важнейшая роль отводится развитию музыкального восприятия в активных его формах. Это сложный и длительный процесс, который идет естественным путь внешнего - к внутреннему», от активного действия - к сворачиванию его во внутренний план. В этой связи развитие музыкального восприятия обусловлено приобретением чувственного опыта детей в музыкальном исполнительстве, и особенно музыкально-ритмической деятельности, поскольку моторная, двигательная пр музыки ярче воспринимается и выражается на телесном уровне.
Дети 4-5 лет особенно чувствительны к развитию у них метро-ритмического ства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, ступность и легкость речевой импровизации являются основой для творч действия детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством раз интонационного слуха. Именно из речи ребенок постепенно черпает все болеет оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.
Разнообразные атрибуты, яркие цвета, оригинальные формы предметов, ис зуемых в музыкальных играх, очень значимы для развития у детей восприятия нообразных интонаций музыки (на основе художественных ассоциаций).
Пение имеет большое значение в общем и музыкальном развитии детей 4-5 лет. пению детей приобщают в организованной образовательной деятельности, а также процессе различных режимных моментов (например, пение вместе с воспитателем м сопровождать детские игры или бытовые режимные моменты - умывание, одеван др.). В этом возрасте важно уделить внимание совершенствованию вокально-хор-навыков. Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразова педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые игры.
Охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирова навыка звукообразования: легкого, ненапряженного звука) уделяется приоритет внимание, так как это условие не только эстетического воспитания, но и сохранен здоровья ребенка, его природного инструмента - голоса. Продолжительность музыкальной фразы - до 4 секунд (или два слова). Диапазон голоса детей 4-5 лет е невелик"(ми-соль-ля, иногда ре-си первой октавы). Правильный подбор репертуа имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хой ровых навыков детей. Народные песенки и попевки, упражнения из «Музыкально™ букваря» Н. Ветлугиной и Е. Тиличеевой способствуют развитию координации межд| слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом свое пение. Маленькие, но яркие по образу песеня
нравиться детям, и тогда они будут исполнять их эмоционально и вырази-э. Важно побуждать детей петь не только на занятиях, но и в свободных играх. Шачи певческого развития детей Ввоспитание любви и интереса к пению;
• формирование вокально-хоровых навыков: дикции ( припевать все слова, пра-I иильно артикулируя безударные гласные в конце слов, петь протяжно, удерживая р вдыхании два слова, петь естественным голосом, чисто интонировать несложные мелодии в пределах доступного диапазона; одновременно начинать и заканчивать исполнение песни);
:подведение детей к эмоциональному исполнению песни.
Музыкально-ритмическая и игровая деятельность
Эта деятельность особенно привлекательна для дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Однако выполнение сложных по координации движений им еще недоступно. Дети пятого года жизни склонны к подражанию, поэтому взрослый должен вовлекать их и совместные занятия музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.
Задачи по развитию музыкально-ритмического движения:
• воспитание потребности к самовыражению и движению под ритмичную музыку;
• развитие воображения, фантазии,умения находить свои, оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа музыки (индивидуально, а также вместе с педагогом и сверстниками);
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под разную по характеру музыку;
• освоение разнообразных доступных видов движений: основных (ходьба, бег, прыжки), общеразвивающих, имитационно-образных, плясовых;
• развитие умения двигаться под музыку различного темпа: быструю, умеренную, умеренно медленную; реагировать на смену характера, динамику;
• развитие способности детей передавать игровой образ в движениях под музыку: «Кузнечик», «Киска умывается», «Мишка по лесу идет» и др.;
• освоение танцевально-двигательного пространства (организованное движ свободное врассыпную), простейших фигур перестроений (круг, колонна, по кругу лицом, держась за руки) и т. п.