Интеграция образовательных областей 3 страница

В художественном конструировании педагог знакомит детей с различными бы­товыми (бумага, картон, гофрокартон, мягкая проволока,упаковки) и природными (песок, снег, камушки, ракушки, шишки, желуди, каштаны, ягоды рябины) материа­лами, создает условия для свободного экспериментирования для выявления их кон­структивных и художественных возможностей. Показывает способы преобразования готовых предметов (прищепки, открытки, трубочки) и различных мз конструкции: складывание, сминание, нанизывание, вдевание, скр мовка, соединение нескольких форм в одно осмысленное целое, прямоугольные и квадратные листы бумаги пополам, совмещая сторояц' глаживать линию сгиба от середины в стороны (книжка-самоделка, елочные гирлянды, флажки); делать игрушки из бумаги, согнутой пополам, приклеив форме детали (домик, автобус, открытки).

В художественном труде педагог продолжает знакомить детей с богатством и разнообразием предметного мира на материале народной культуры. Все образовательные ситуации учебного года выстраиваются в единой логике с условным названием «Веселая ярмарка». Дети совершают «прогулки» по торговым рядам (потешному, калашному, домашнему, гончарному, щепетильному), где рассматривают изделия (игрушки, посуду, выпечку, предметы интерьера, домашние вещи и в доступной форме осваивают способы их создания. Все рукотворные игрушки (кукла-пеленашка, цветные мячики, пасхальный голубок), угощения (калачи, леденцы на палочке, бабушкины пряники), бытовые вещи (лоскутное одеяло пестрый коврик, подсвечник, новогодние игрушки) дети создают, наследуя I вековым традициям и подлинным технологиям народной культуры. Рукотворные предметы широко используются в игровых, образовательных и бытовых ситуаи саду и в семьях детей.

Восприятие искусства (примерный перечень произведений)

Народное и декоративно-прикладное искусство. Коллекция народ (дымковская, филимоновская, богородская, мезенская, курская - кои шок и суджанская рыбка, 3-5 видов матрешек, региональные игрушки -I педагога); коллекция ложек, красивой посуды и других предметов интер ных материалов (дерева, керамики, металла, соломки); тканые и плете тивные вещи (салфетки, полотенца, коврики) на выставке, в мини-музее и в пространстве детского сада.

Книжная графика (иллюстрации). Билибин И. «Белая уточка»; «Русские народные сказки» из сборника А. Афанасьева; Дехтярев Б. почка»; Конашевич В. «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» (К. Лебедев В. «Цирк» (С. Маршака); Рачев В. «Лиса и журавль» (рус. нар. жадных медвежонка» (венгерская нар. сказка); Орлова Н. «Лисичка со < «Лисичка-сестричка и серый волк» (рус. нар. сказки); Репкин П. «У соли стях» (словацкая сказка); Савченко А. «Заюшкина избушка»; Токмаков Л.< Вили Винки» (книга шотландских песенок); Чарушин Е. «Детки в клетке»| шака)и др.

Живопись. Васнецов В. «Аленушка», «Снегурочка», «Иван-царевич волке»; Куинджи А. «Зима»; Левитан И. «Золотая осень», «Весна. Бол1 Маковский К. «Дети, бегущие от грозы»; Остроухое И. «Золотая осень».< Шишкин И. «Утро в сосновом бору», «Зимний лес», «Рожь» и др.

В групповой комнате педагог создает эстетизированную предметнс-пространственную среду для воспитания у детей художественного вкуса.

Старшая группа

Образовательные задачи:

• знакомить детей с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладного ис­кусства, архитектуры и дизайна для обогащения зрительных впечатлений, при­общения к родной и мировой культуре, формирования эстетических чувств и оценок, воспитания художественного вкуса, создания «картины мира»;

• обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в ис­кусстве, природном и бытовом окружении; содействовать выявлению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве, между формой, декором и функцией предмета в декоративно-прикладном искусстве, между формой, назначением и пространственным размещением объекта в архи­тектуре, конструировании и разных видах дизайна;

• обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного

и социального развития детей старшего дошкольного возраста; ини­циировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, обще­ственных и природных явлениях; поддерживать интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отноше­ний - выражать их на «языке искусства»;

учить самостоятельно находить увлекательные сюжеты, отображающие различные взаимосвязи между объектами и причины событий, самостоятельно создавать сю­жетные и орнаментальные композиции в разных видах изобразительной, художе­ственно-конструктивной и декоративно-оформительской деятельности; по своей инициативе интегрировать разные художественные техники; обогащать художественный опыт детей; содействовать дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; создавать условия для экспериментирования с художественными мате­риалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами; совер­шенствовать умения во всех видах художественной деятельности;

содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру и «Я»-концепии; создавать оптимальные условия для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве; использовать процесс и результаты художественного творчества для деликатного познания внут­реннего мира ребенка.

Содержание психолого-педагогической работы

Педагог использует различные образовательные ситуации для обогащения худо­жественных впечатлений детей, продолжает знакомить с произведениями нацио­нального и мирового искусства. Содействует освоению «языка искусства», овладению доступными средствами художественно-образной выразительности скульптуры, жи­вописи, графики (книжной и прикладной), дизайна, народного и декоративно-при­кладного искусства. Развивает эстетическое восприятие, творческое соображение, художественные интересы и способности.

Поддерживает желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматри­вания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года). Учит детей грамотно отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации, конструкции (лес, водоём, пустыню «населять» соответ­ствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).

Поддерживает стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники, по­могает осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (например, комбинировать силуэтную аппликацию с рисованием, соз­дание объемной формы сочетать с декоративной росписью). В дидактических играх с художественным содержанием учит различать цветовые контрасты и нюансы; пред­лагает размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный кр блюдая переходы от одного цвета к другому.

В лепке педагог обращает внимание детей на связь между художественным риалом, пластической формой и рациональным способом лепки, совершен изобразительную технику и учит:

• анализировать и более точно передавать форму изображаемых объектов ( предметов, животных, людей, сказочных героев, транспортных средств), их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействие в сюжете;

• продолжать осваивать и творчески комбинировать различные способы л скульптурный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный и др.;

• самостоятельно выбирать приемы декорирования лепного образа (рельефные лепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по собствен замыслу или по мотивам народного декоративно-прикладного искусства).

В рисовании педагог углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественных техник; поддерживает уверенность, инициативность, творческие замыслы и учит:

• совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками ( смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, в т.ч. светлотные; уверенно пользоваться кистью, рисовать всем ворсом кисти или только концом; создавать полихромный образ с помощью нескольких цветов или оттенков ( пример, разные оттенки коричневого при изображении ствола дерева, два оттенка красного цвета при изображении яблока); осваивать приемы рисо простым карандашом, пастелью, углем, сангиной, цветными мелками; стараться регулировать темп, амплитуду и силу нажима;

• передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; понимать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит один и тот же объект с разных сторон, каким образом учитываются особенности художественного пространства (форма, величина, фактура фона);

• передавать несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей; при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.

В аппликации педагог продолжает знакомить детей с искусством силуэта и «бу­мажным фольклором» для обогащения художественной техники и учит:

• выполнять плоскостную и полуобъемную аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, осенние листья, цветочные лепестки, соломка);

• осваивать новые способы вырезания: симметричное, парносимметричное, пред­метное, силуэтное по нарисованному или воображаемому контуру; накладная ап­пликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, одежда для кукол);

создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи) в сотворчестве с педагогом, родителями и другими детьми.

В художественном конструировании педагог содействует накоплению детьми создания различных конструкций для обустройства игрового, бытового и образовательного пространства детского сада, праздничного оформления интерьера и благоустройства участка детского сада (игрушки, элементы костюма, предметы интерьера, сувениры и подарки). Дети конструируют из бумаги, картона, гофрокартона, природного материала, из готовых и полуоформленных предметов (скрепок, открыток, бумажных полосок, пластиковых трубочек, упаковок), деталей конструктора и др. Основное отличие данного вида детского творчества от технического конструирования и детского строительства (зодчества) состоит в том, что дети получают конструкцию (только практически целесообразную, но при этом красивую и гармоничную, что воляет вывести этот вид деятельности на уровень дизайна. Дети осваивают новые художественные техники: оригами, киригами, мокрое оригами, модульное конструирование, создание бумажных моделей на основе конуса и цилиндра и др. Педагог по своему увлечению и желанию может ознакомить детей (в форме мастер-классов, дополнительной студийной или индивидуальной работы) с техниками квиллинг (бумагокручение) и айрис-фолдинг (радужка).

В художественном труде педагог знакомит детей с художественными ремеслами (художественная обработка дерева, гончарное и кузнечное дело, ткачество, кружевоплетение и др.); предлагает для декоративного оформления объемные изделия, выполненные на занятиях по лепке и конструированию; для иллюстрирования -сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой; показывает способы экономного ис-вользования художественных материалов. Все образовательные ситуации учебного года выстроены в единой логике с условным названием «Город мастеров». Каждый месяц деятельность детей организуется в форме творческого проекта: «Игрушечных дел мастера», «Тайны природы и секреты ремесла», «От ложки до матрешки», «Между молотом и наковальней», «Нитки из кудели для мягких рукоделий», «Хороводы нежных кружев под руками мягко кружат» и др. Созданные детьми изделия широко используются для обогащения предметно-пространственной среды ДОУ.

Восприятие искусства (примерный перечень произведений)

Народное и декоративно-прикладное искусство. Коллекция народных игрушек (в т.ч. региональные игрушки по выбору педагога); коллекция посуды (городецкая, хохломская, гжельская, жостовская, семикаракорская, армянская, украинская, ки­тайская и др.) и других предметов интерьера; коллекция высокохудожественных из­делий для знакомства детей с ремеслами (художественная обработка дерева - скульп­тура, резьба, роспись; художественная обработка металла - кузнечное и ювелирное дело, роспись, чеканка, скульптура; ткачество, ковроделие; кружевоплетение и др.). Изделия широко представлены на выставках и в мини-музее, а также в игровом и бытовом пространстве детского сада.

Книжная графика (иллюстрации). Билибин И. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке», «Царевна-ля-

гушка» (рус. нар. сказки); Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке (А.С. Пушки «Горшок каши» (братьев Гримм), «Золушка» (Ш. Перро); «Старик-годовик» (В. Даля); «Плывет-плывет кораб (англ. детские песенки); Маврина т. «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкина);

В. «Слоненок» (Р. Киплинга), «Сказки в картинках» (В. Сутеева); Чарушин «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа, Томка и сорока» (Е. Чаруши Юфа Т. «Царевна-лягушка» (рус. нар. сказка) и др.

Живопись. Айвазовский И. «Черное море», «Волна»; Борисов-Мусатов В. «Веснай Бродский И. «Осенние листья»; Васильев Ф. «Мокрый луг»,«Перед дождем»; Васнеч^ В. «Гусляры», «Снегурочка»; Венецианов А. «Спящий пастушок», «Портрет крестг ской девочки»; Грабарь И. «Мартовский снег»; Кончаловский П. «Сирень»; Куи' А. «Ночь над Днепром», «Днепр утром»; Кустодиев Б. «Масленица»; Левитан «Март», «Большая вода»; Репин И. «Стрекоза»; Садовников В. «Цветы и фру Серов В. «Девочка с персиками», «Мика Морозов»; Тропинин В. «Кружевница; Хр И. «Фрукты»; Шишкин И. «Корабельная роща», «Березовая роща» и др.

Дети приобретают «опыт зрителя» в художественном музее и на арт-выставке.

Подготовительная группа

Образовательные задачи:

продолжать знакомить детей с произведениями разных видов пластического ис­кусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жан­ров (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный); приобщать к древнейшему декоративно-прикладному искусству и новейшему искусству ди­зайна в разнообразии его видов (архитектурный, ландшафтный, автомобиль­ный, интерьерный, мебельный, костюмный, театральный, книжный, кулинарный и др.); вызывать интерес к освоению художественного «языка» для более свобод­ного «общения» с художником, народным мастером, художником-конструктором, дизайнером; воспитывать культуру «зрителя», создавать «картину мира»;

обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами по­знавательного и социального развития старших дошкольников; поддерживать интерес к воплощению в художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств; содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру и «Я»-концепции; создавать оптимальные условия для развития целостной личности ребенка и ее многогранного проявления в художественном творчестве;

поддерживать стремление детей к самостоятельному созданию нового образа, кото­рый отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; учить находить темы для художественной деятельности; самостоятельно создавать сюжет­ные, орнаментальные и беспредметные (эмоциональные) композиции в разных видах изобразительной, художественно-конструктивной и декоративно-оформительской деятельности; по своей инициативе интегрировать разные художественные техники;

совершенствовать умения и развивать способности в разных видах художествен­ной деятельности; продолжать учить изображать объекты (сюжеты) реального и фантазийного мира с натуры, по представлению и собственному замыслу, пере­давая форму, строение, пропорции, взаимодействие и взаимосвязи, фактуру, осо­бенности движения, характера и настроения;

развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с общим творческим замыслом и с учетом особенностей формы, величины, протяженности, динамики составляющих элементов; создавать композицию в зависимости от сю­жета (содержания); выделять зрительный центр; планировать работу; использо­вать наглядные способы планирования (эскиз, композиционная схема);

обогащать художественный опыт детей; содействовать дальнейшему освоению зовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирова труда; содействовать свободному экспериментированию с художественными риалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами; создание условия для самостоятельного художественного творчества с учетом возрас тендерных особенностей, индивидуальных способностей каждого ребенка.

Содержание психолого-педагогической работы

Педагог продолжает знакомить детей с произведениями разных видов искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения окружающему миру; рассказывает о замысле и творческих поисках художника при создании художественного произведения; поясняет, чем одни произведения искусства ж личаются от других по тематике и средствам выразительности; помогает определить, каким видам и жанрам изобразительного искусства относятся те или иные произведение, обсуждает их содержание; поощряет индивидуальные оценки детьми этих произведений.

Воспитатель расширяет, систематизирует и детализирует содержание художе­ственной деятельности детей; активизирует выбор сюжетов о семье, жизни в детской саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, веселые приключения, дальние страны); поощряет интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейные портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом», представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживает желание детей изображать животных с детенышами в движении; учит передавать свое представление об историческом про­шлом родины посредством изображение характерных костюмов, интерьеров, пред­метов быта; показывает возможность создания сказочных и фантазийных образов (Конька-Горбунка, Русалочки, Жар-птицы Дюймовочки).

Помогает детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность; развивает воображение. Поддерживает самостоятельный выбор детьми художественных тем, образов, сюжетов, материалов, инструментов, технических способов и приёмов реализации замысла; учит определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы. Способствует сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ.

В лепке педагог продолжает обращает внимание детей на гармоничную связь между пластической формой и рациональным способом лепки, совершенствует изоб­разительную технику и учит:

• анализировать и более точно передавать форму изображаемых объектов (пред­метов, животных, людей, транспортных средств, архитектурных сооружений, ска­зочных героев), их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействие в сюжете;

• создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные компо­зиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), ма­териал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, каркасный, рельефный, папье-маше), изобразительно-выразительные средства;

• самостоятельно выбирать приемы декорирования лепного образа (рельефные на-лепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по собственному замыслу или по мотивам народного декоративно-прикладного искусства);

В рисовании педагог углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественных техник; поддерживает уверенность, инициативность, творческие замыслы и учит:

• совершенствовать технику рисования красками (гуашевыми и акварельными), ка­рандашами (простым и цветными, многоцветными), фломастерами, гелевыми руч­ками, восковыми и пастельными мелками, углем, сангиной, соусом; свободно комбинировать изобразительные материалы (уголь и гуашь, акварель и восковой мелок); делать эскиз; уверенно регулировать темп, амплитуду и силу нажима;

• создавать различные композиции с учетом особенностей листа бумаги или иной поверхности (форма, величина, цвет и фактура фона); делить лист бумаги линей горизонта на равные и неравные части; видеть и учитывать два-три плана (перед­ний, задний); учиться передавать глубину пространства (размещать более близкие и далекие предметы, не обязательно изменяя их размеры).

В аппликации педагог продолжает знакомить детей с искусством силуэта и «бу­мажным* фольклором», содействует освоению ножниц как подлинно художественного инструмента и учит:

• создавать художественные произведения, имеющие художественную ценность и прикладную значимость (коллажи, панно, фризы, афиши, стенные газеты, иллюст­рации, открытки, пригласительные билеты, закладки), действуя индивидуально или в сотворчестве с другими людьми (детьми и взрослыми);

• продолжать осваивать новые способы криволинейного вырезания: симметр парносимметричное, ленточное, силуэтное (по нарисованному или вообр мому контуру), накладная аппликация для получения многоцветных образов, резной декор для изготовления ажурных изделий (снежинки, салфетки, зана~ одежда для кукол);

• свободно комбинировать и сочетать технику аппликации со способами декоративного рисования, художественного конструирования, детского дизайна.

В художественном конструировании педагог поддерживает у детей интерес созданию различных конструкций для обустройства игрового, бытового и образовательного пространства детского сада, праздничного оформления интерьера и благоустройства участка детского сада (игрушки, элементы костюма, предметы от терьера, сувениры и подарки) и нацеливает детей на то, что изделия должны быта не только полезными, но и красивыми.

Дети продолжают осваивать технику оригами и киригами, опираясь на показ педагога и технологические карты, схемы, фотографии. С удовольствием конструируют модели корабликов, самолетиков, маски, головные уборы и фигурки персонаж пальчикового театра. Педагог знакомит детей с новыми способами конструирование! из бумажного квадрата для получения пятилучевой (звезда, цветок) и шестилучевой (снежинка) формы, советует дополнять эти способы элементами «бумажного фольк­лора» для получения ажурных изделий. Дети свободно применяют и комбинируют разные художественные техники (оригами, киригами, мокрое оригами, модульное конструирование, создание бумажных моделей на основе конуса, цилиндра, куба, гармошки). Педагог по своему увлечению и желанию может ознакомить детей (в форме мастер-классов, дополнительной студийной или индивидуальной работы) с техниками квиллинг (бумагокручение), айрис-фолдинг (радужка), фелтинг, скреп-букинг (искусство оригинального оформления альбома).

В художественном труде педагог знакомит детей с разными видами дизайна (архитектурный, ландшафтный, автомобильный, интерьерный, мебельный, костюм­ный, театральный, книжный, кулинарный и др.). Все образовательные ситуации учебного года выстроены в единой логике с условным названием «Школа дизайна». На выбор педагогу и детям предлагается серия дизайн-проектов в форме арт-салонов: «Друг детства» (дизайн игр и игрушек), «В тридевятом царстве» (книжный дизайн), «Цветик-семицветик» (дизайн сувениров и подарков), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Бабушкин сундук» (кукольный дизайн), «Хрустальная шкатулка» (дизайн аксессуаров), «Золушка» (дизайн одежды), «Кот в сапогах» (дизайн обуви), «Красная шапочка» (дизайн головных уборов), «Робин-Бобин-Барабек» (кулинарный дизайн), «Три медведя» (дизайн интерьера), «Аленький цветочек» (дизайн аранжировок).

Дети увлеченно, самостоятельно, творчески создают качественные дизайн-изделия, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых, природных) с учётом их функции и места в пространстве; создают арт-предметы по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); участвуют в коллективной работе; планируют деятельность и критично оценивают результат. Все созданные детьми изделия широко используются для обогащения игровой и предметно-пространственной среды ДОУ.

Педагог выявляет и поддерживает индивидуальные интересы детей в художествен­ной деятельности на всех уровнях ее освоения (восприятие, исполнительство, творче­ство); консультирует родителей в вопросах приобщения детей к искусству (книжной графике, фотографии, живописи, скульптуре, архитектуре, дизайну, декоративно-при­кладному); организует экскурсии в художественный музей и различные арт-выставки.

Восприятие искусства (примерный перечень произведений)

Народное и декоративно-прикладное искусство, дизайн предметов и про­странства. Коллекции высокохудожественных изделий из разных материалов (де­рево, керамика, металл, ткань, войлок, соломка, бумага, минералы) для знакомства детей с различными материалами и способами их художественной обработки; кол­лекция народных игрушек; коллекция кукол в костюмах народов мира; коллекция изделий для знакомства с искусством дизайна (одежда, обувь, посуда, мебель, шторы, светильники, часы, игрушки, бижутерия, анимация, афиши, плакаты, буклеты, открытки, фантики, каталоги, упаковки, пригласительные билеты, этикетки, марки, визитки, меню и др.); детские альбомы и книги по искусству, наборы художественных открыток, фотоальбомы и др.

Книжная графика (иллюстрации). Билибин И. «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола» (рус. нар. сказки); Конашевич В. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкина; «Сказки» (Г.-Х. Андерсена), «Ненаглядная красота» (рус. нар. сказки); Лебедев В. Ми­стер Твистер (С. Маршака); Манухин Я. «Микула Селянинович» (былина в обр. А. Не­чаева); Орлова Н. «Двенадцать месяцев» (С. Маршака); Пахомов А. «Азбука «(Л. Тол­стого), «Рассказ о неизвестном герое» (С. Маршака), «А что у вас?» (С. Михалкова); Савченко А. «Волшебник Изумрудного города» (Н. Волкова); Чарушин Е. «Моя первая зоология» (Е. Чарушина), «Лесные разведчики» (В. Бианки); Чижиков В. Иллюстрации к рассказам Н. Носова, «Волшебник Изумрудного города» (Н. Волкова) и др.

Живопись. Айвазовский И. «Девятый вал»,«Радуга»; Бакшеев В. «Голубая весна»; Боровиковский В. «Портрет Лопухиной»; Василенко В. «Юрий Гагарин»; Васильев Ф. «Деревенский пейзаж», «Перед дождем»; Васнецов В. «Богатыри»; Волков Е. «ранний снег»; Гаврилов В. Свежий ветер»; Грабарь И. «Иней»; Врубель М. «Сирень», «Ца­ревна-лебедь»; Кончаловский П. «Сирень белая и розовая»; Куинджи А. «На Севере диком»; Крамской И. «Неизвестная»; Левитан И. «Озеро. Русь»; Кустодиев Б. «На яр­марке», «Купчиха»; Манэ Э. «Васильки», «Одуванчики»; Машков И. «Розы в хрустальной вазе»; Перов В. «Охотники на привале», «Тройка»; Поленов В. «Московский дворик»; Рембрандт «Портрет пожилой женщины»; Рылов А. «В голубом просторе»; Серебря­кова 3. «За обедом»; Шишкин И. «Дебри», «Зимний лес. Иней» и др.

Перечень программ, технологий и пособий по проблеме: «Художественное творчество»

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в ДОУ. Ранний возраст. – М.: Цветной мир,2012

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в ДОУ. Младшая группа. – М.: Цветной мир,2012

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в ДОУ. Старшая группа. – М.: Цветной мир,2012

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в ДОУ. Средняя группа. – М.: Цветной мир,2012

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в ДОУ. Подготовительная группа. – М.: Цветной мир,2012

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Цветной мир,2012

Формы образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые групповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные подгрупповые
· Занятия (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка) · Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр · Экспериментирование · Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства · Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) · Тематические досуги · Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи · Проектная деятельность · Создание коллекций · Наблюдение · Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы · Игра · Игровое упражнение · Проблемная ситуация · Конструирование из песка · Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.) · Создание коллекций · Украшение личных предметов · Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) · Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства · Самостоятельная изобразительная деятельность  

Наши рекомендации