Принципы с учётом пяти образовательных областей

Таблица 7

Образовательная область Принципы
«Физическое развитие» Общепедагогические: принцип осознанности и активности (П.Ф. Лесгафт) направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм; принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативности и творчества; принцип систематичности и последовательности означает построение системы физкультурно-оздоровительной работы и последовательное ее воплощение; принцип повторения предусматривает формирование двигательных навыков и динамических стереотипов на основе многократного повторения упражнений; принцип постепенности означает постепенное наращивание физических нагрузок; принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении; принцип доступности и индивидуализации означает обязательный учёт индивидуальных особенностей ребенка для правильного подбора доступных ему физических нагрузок. Специальные: принцип непрерывностивыражает закономерности построения физического развития как целостного процесса; принцип системногочередования физических нагрузок и отдыха направлен на сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной активности; принцип постепенного наращивания развивающее-тренирующих воздействии выражает поступательный характер и обуславливает усиление и обновление воздействии в процессе физического развития; принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок выражает зависимость динамичности нагрузок от закономерностей адаптации к ним ребенка; принцип всестороннего и гармоничного развития личности выражает взаимосвязь физического, интеллектуального, духовного, нравственного и эстетического развития ребенка; принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка; принцип оптимального сочетания фронтальных групповых и индивидуальных способов обучения.
«Речевое развитие» Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; принцип развития языкового чутья; принцип формирования элементарного осознания явлений языка; принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип обогащения мотивации речевой деятельности; принцип обеспечения активной языковой практики. Принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция; в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а так же способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и зрительного ряда; создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев, детско-родительских праздников; отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения. Принципы словарной работы: единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; семантизация лексики (раскрытие и расширение значений новых слов); опора на активное и действенное познание окружающего мира; использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей.
«Социально-коммуникативное развитие» Принципы работы по формированию у детей основ безопасности: важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей их обстановке; воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок, необходимо проигрывать различные жизненные ситуации в реальной обстановке; занятия проводить не только про графику или плану, а использовать каждую возможность в процессе игр, прогулок и т. д. развивать ребенка: его координацию движений, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Принципы социально - нравственного воспитания детей: принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели; принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания и развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение; принцип воспитания в деятельности; принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью; принцип проблематизациизаключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении; принцип сотрудничества и сотворчествапредполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях; принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка; принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни. Принципы патриотического воспитания детей: принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми; принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов; принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке; принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.); принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Свердловской области; принцип интеграции различных видов детской деятельности. принципы трудового воспитания детей (В.А. Сухомлинский): единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического, физического; развитие индивидуальности в труде; высокая нравственность труда, ее полезная направленность; творческий характер труда, объединение усилий ума и рук; посильность трудовой деятельности.  
«Познавательное развитие» Принципы организации работы по формированию элементарных математических представлений: формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмыслении; использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»; стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий; возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий. Принципы ознакомления детей с миром природы: принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе; принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта; принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей; принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания.
«Художественно-эстетическое развитие» Принципы художественно-эстетического развития детей: принцип культуросообразности: построение воспитательного процесса с учётом региональных культурных традиций; принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом; принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); принцип организации тематического пространства(информационного поля) - основы для развития образных представлений; принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий,направленных на создание выразительного художественного образа; принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Наши рекомендации