Интеграция образовательных областей 1 страница

Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет. Развитие речи, худо­жественная литература, ИЗО. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Громова О.Е. Беседы по картинкам. Весна — лето. Развитие речи детей 4—5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Громова О.Е. Беседы по картинкам. Зима — весна. Развитие речи детей 4—5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Громова О.Е. Беседы по картинкам. Осень — зима. Развитие речи детей 4—5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольни­ков и сказкотерапия. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Пособия для детей (самостоятельной работы детей)

Большакова С.Е. Конфетка. Формируем слоговую структуру слова. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 1. Человек и его мир. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 2. Транспорт, профессии, мир растений. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 3. Звери, птицы, насеко­мые, рыбы, времена года. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Митропольская О.Н. Конфетка. Правильно называем предлоги. М.:ТЦ Сфера, 2011.

Морозова Е.В. Конфетка. Занимательная фонетика № 2. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Морозова Е.В. Конфетка. Занимательная фонетика. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Пшонко В.В. Конфетка. Доскажи словечко. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Сахарова И.И. Конфетка. Чистоговорки в картинках. М.: ТЦ Сфе­ра, 2009.

Ценина Н.Б. Конфетка. Раз, два, три — слоги повтори. М.: ТЦ Сфе­ра, 2011..

Наглядные пособия

Детям о/космосе. Демонстрационный материал к пособиям. М.:Сфера,2011

Формы образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые групповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные подгрупповые
· Беседа после чтения · Рассматривание · Игровая ситуация · Дидактическая игра · Интегративная деятельность · Чтение · Беседа о прочитанном · Игра-драматизация · Показ настольного театра · Разучивание стихотворений · Театрализованная игра · Режиссерская игра · Проектная деятельность · Интегративная деятельность · Решение проблемных ситуаций · Разговор с детьми · Создание коллекций · Игра · Ситуация общения в процессе режимных моментов · Дидактическая игра · Чтение (в том числе на прогулке) · Словесная игра на прогулке · Наблюдение на прогулке · Труд · Игра на прогулке · Ситуативный разговор · Беседа · Беседа после чтения · экскурсия · Интегративная деятельность · Разговор с детьми · Разучивание стихов, потешек · Сочинение загадок · Проектная деятельность · Разновозрастное общение · Создание коллекций · Сюжетно-ролевая игра · Подвижная игра с текстом · Игровое общение · Все виды самостоятельной детской деятельности предполагающие общение со сверстниками · Хороводная игра с пением · Игра-драматизация · Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка · Дидактическая игра  

3.8.Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области«Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

Группа раннего возраста

Образовательные задачи:

* развивать интерес, позитивное отношение детей к совместному со взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений как предпосылку развития потребности чтения художечтвенной литературы;

• развивать понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведе­нии, учить выражать свое отношение: словом (реплики, повторы, вопросы), эмо­циями и действием (несет книжку, действует с игрушками, персонажами кукольного театра);

• на основе расширения представлений об окружающем мире (природе, растениях, животных, рукотворных предметах, о людях, в том числе о самом себе) учить уста­навливать связи между реальными предметами, слуховыми и зрительными образами;

• поддерживать и развивать художественные предпочтения ребенка, творческое отношение ребенка к художественному образу.

• содействовать развитию у детей воображения.

Содержание психолого-педагогической работы

Продолжать формировать интерес к художественной литературе в разных видах деятельности, связанных с использованием художественного слова. Создавать усло­вия для развития понимания словесного художественного образа. Содействовать са­мостоятельному, инициативному обращению ребенка к художественному образу: рассказывать сказки и стихотворения, рассматривать книги и иллюстрации, предла­гать что-то почитать, инсценировать потешки, короткие стихи, фрагменты сказок. На­пример, ребенок забрался на горку и кричит детям: «Высоко сижу, далеко гляжу»; малыш черкает фломастером на листке и комментирует: «Это коровка, а это коровкина нога. А это акула-каракула подскочила. Видишь? Сейчас съест!».

Рекомендуемые литературные произведения

По мотивам русского фольклора. «Рукавички новые», «Сова-совушка», «Ну-ка, милый пастушок», «Дубы-дубочки», «Уж я Танюшке пирог испеку», «Ладушки, ла­душки, пекла баба оладушки», «Гу-гу-гу-гу-гу-гу, на зеленом на лугу», «Пошел котик на торжок», «Курочка-рябушечка», «Наши уточки с утра - кря-кря-кря», «Как у нашего кота», «Заинька по сеничкам», «Летели две птички», «Жили у бабуси», «Волк-волчок», «Гуси вы, гуси», «Зайчишка-трусишка», «Гуля, гуля-голубок», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Дождик, дождик, пуще!», «Радуга-дуга».

Сказки. «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» (в обработке К.Д. Ушинского), «Те­ремок», «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).

Авторские произведения. Э. Мошковская. «Доктор, доктор, как нам быть?»; Г.Но­вицкая. «Речка льется»; Р. Сеф. «Тот, кто моет руки с мылом», «Я хотя и не большой»; Р. Кудашева. «В лесу родилась елочка»; М. Родина. «Снежинки».

Стихотворения. А. Барто. «Игрушки» («Зайка», «Мишка», «Бычок»», «Самолет» и др.), фрагменты из стихотворений «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Апрель»; В. Бирюков. «Жук проснулся»; А. Костецкий. «Босоногий гусенок»; Э. Мошковская. «Уши»; Г. Лагздынь. «Петушок», «Почему один Егорка?», «Грядка», «Стирка»; Е. Благинина. «Вот какая мама», «Мы пускаем пузыри» (отрывок), «Радуга»,

«Наша Маша»; Е. Гарлапак. «Снежная баба»; Г. Ладонщиков. «Зима»; 3. Александрова. «В рукавичках маленьких», «Валенки», «Вкусная каша», «Мой мишка»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; И. Токмакова. «Каша», «Сад», «Осенние листья», «Поиграем», «Баиньки», «Как на горке - снег, снег»; Н. Пикулева. «Приглашение к обеду»; Л. Ге­расимова. «Ножки пляшут», «Вишневый сад», «Подарок кукле», «Весна»; Э. Успен­ский. «Про мальчика, который дерется лопаткой», «По девочку, которая все время сосет палец»; Г. Ладонщиков. «Играйте вместе», «На песке»; Л. Квитко. «Качели» (отрывок); С. Маршак. «Мяч»; Л. Герасимова. «Солнечный зайчик», «Рисую горошки», «Я рисую вечер», «Строим крепость из песка»; В. Берестов. «Больная кукла», «Воро­бушки», «Веселое лето»; П. Образцов. «Лечу куклу»; С. Капутикян. «Маша рисует» (отрывок), «Маша обедает»; С. Маршак. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»; Л. Толстой. «Была у Насти кукла», «Три медведя»; К. Чуковский. «Цыпленок»; В. Су­теев. «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Кто сказал «мяу»»; В. Коркин. «Что растет на нашей грядке?»; П. Воронько. «Пирог»; М. Познанская. «Снег идет»; 0. Высотская. «Снежный кролик»; Б. Заходер. «Строители»; В. Левин. «Воробьиное купанье» (от­рывок); А. Плещеев. «Осень наступила»; Л. Бродский. «Солнечные зайчики»; А. Яшин. «После дождя».

Вторая младшая группа

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Образовательные задачи:

• развивать у детей интерес к книге, знакомить с произведениями разных жанров (малые формы фольклора, сказки, рассказы, стихи);

• учить сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, внимательно следить за развитием действия художественного произведения, понимать содер­жание, видеть яркие поступки героев, с помощью иллюстраций устанавливать по­рядок событий;

• обращать внимание на средства выразительности литературной речи;

• побуждать к повторению наиболее ярких выражений, запоминанию стихотворных текстов, пересказу с помощью взрослого небольших отрывков, договаривая от­дельные слова и фразы, традиционные выражения начала и окончания сказок;

• развивать способность чувствовать настроение произведения, умение эмоцио­нально откликаться, сопереживать персонажам, узнавать их на книжных иллюстра­циях, давать элементарную оценку, выражать свои впечатления в слове, жесте, участвовать в словесных играх на звукоподражание, в театрализованных действиях.

Содержание психолого-педагогической работы

Дети 3-4 лет относятся к художественному произведению как к явлению реальной действительности, эмоционально отзываются, ярко переживают события, накапливая, таким образом, опыт разнообразных чувств. Их завораживает игра звуков, склад поэтических форм, напевность народных сказок.

Педагог читает детям фольклорные произведения (песенки, потешки, колы ные), русские народные и авторские сказки, а также небольшие рассказы и русских и зарубежных писателей на темы, близкие их опыту: раскрывающие ж детей в детском саду, про окружающую жизнь в доме, в городе, про транспорт, зверей и домашних животных и пр. Художественные произведения отбираются, ходя из образовательных задач, и учитывая интересы и желания самих детей.

Педагог использует художественное слово во всех бытовых и образователь ситуациях. В непосредственно образовательной деятельности ставит и решает за общего и художественного развития детей средствами литературы. Посколько процесс обучения строится на комплексно-тематическом принципе, часто вы художественного произведения обусловлен общей тематикой образовательной работы. Это эмоционально усиливает восприятие детьми общего смыслового п обогащает их кругозор, помогает восприятию увиденного и услышанного. Часто воспитатель сопровождает небольшими стихотворными произведениями, песенками потешками реальные режимные процессы (прием пищи, умывание, укладывай спать, одевание), создавая у детей положительный эмоциональный настрой к ни Наблюдения за явлениями природы тоже могут сопровождаться выразительным исполнением закличек, песенок-потешек, небольших стихотворений. Воспитатель по могает детям уловить сходство поэтического слова и явлений окружающее действительности, вызывает познавательно-эмоциональные переживания детей.

Ежедневно 10-15 минут отводится на чтение литературных произведений по желанию детей. Педагогу необходимо создать свободную, эмоционально позитивную атмосферу в группе. В процессе слушания дети удобно размещаются вокруг педагога на стульях, диване или на ковре. В теплое время года знакомство детей с литературой можно организовать во время прогулки. Положительный эмоциональный настрой, выразительный тон голоса воспитателя - первый шаг на пути развития интереса и желания детей общаться с книгой.

После чтения литературного произведения педагог организует небольшое обсуж­дение, выясняя, как дети поняли общий смысл, какой эпизод больше всего понра­вился. Некоторые фрагменты сказок или небольшие стихотворные тексты можно использовать для инсценирования на фланелеграфе с помощью «театра картинок» или на ширме с помощью пальчиковых и перчаточных кукол.

Рекомендуется повторять прочитанные ранее произведения. Малыши активно ра­дуются знакомому тексту, непроизвольно его запоминают. Повторное чтение дает возможность детям каждый раз услышать что-то новое, что раньше могло остаться незамеченным» Небольшие стихотворения можно выучить наизусть, предложив детям «помогать» договаривать окончания фраз, сопровождая его движениями, разыгрывая небольшие сценки-этюды, протопывая или прохлопывая ритм.

Выразить свое понимание текста произведения дети могут не столько в речи, сколько в игровых имитационных действиях. Они любят показывать, как зайка прыгают, .прислушивается, прячется, как ходит мишка или летает птичка. Им нравятся перевоплощения с помощью некоторых элементов театральных костюмов, шапочек с жением животных. Педагогу следует активно использовать это как в моменты изованного коллективного чтения, так и в играх-драматизациях по мотивам прочитанных произведений.

Детей этого возраста начинают знакомить с загадками, учат отгадывать, выделяя ании наиболее яркие характерные признаки. Доступны малышам стихотворные ки с характерными звукоподражаниями и с рифмованной отгадкой. Слово в у облегчает детям поиск отгадки, дает возможность почувствовать похожие чания слов.

Особое внимание уделяется иллюстрациям в детских книгах. Дети рассматривают вместе со взрослым и самостоятельно. Педагог может использовать рисунки и ил­люстрации для индивидуальной речевой работы с детьми, как опорные картинки для беседы по сказке, восстановления сюжета (последовательности событий).

Все прочитанные книги остаются в книжном уголке, где дети имеют возможность виостоятельно их рассматривать. Здесь же находятся наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры, альбомы-раскраски с образами героев художе­ственных произведений.

Педагог использует художественно-речевую деятельность для текущего монито­ринга с целью получения точной информации о литературных интересах и предпочений детей, об уровне их художественного развития.

Рекомендуемые художественные произведения. Малые формы русского и зарубежного фольклора: песенки-потешки, колыбель­ные, заклички.

Поэтические произведения: о временах года - А. Толстой. «Осень. Осыпается»; 0. Высотская. «Ёлочка»; Бальмонт. «Осень»; И. Суриков. «Зима» и пр.; с именами детей, про игры и игрушки - А. Барто, С. Маршак, С. Михалков, Г. Лагздынь, В. Бере­стов, Б. Заходер, 0. Высотская; к режимным моментам - И. Токмакова. «Ай да суп!», «Каша»; Н. Пикулева. «Приглашение к завтраку»; Н. Саконская. «Где мой пальчик»; Е. Благинина. «Научу одеваться и братца»; А. Барто. «Девочка чумазая»; К. Чуков­ский. «Мойдодыр» и пр.; о животных - В.А. Жуковский. «Птичка»; В. Берестов. «Зая­чий след»; А. Мазнин. «Про сову»; А. Блок. «Зайчик»; произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки», «Усатый-полосатый», К. Чуковского «Федо-рино горе», «Муха-Цокотуха».

Сказки: «Рукавичка», «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя», «У солнышка в гостях» и др.

Рассказы: Г. Снегирев. «Медвежонок»; В. Берестов. «Курица с цыплятами»; «Ко­тёнок», «Бычок»; Е Чарушин. «Кто как живет» (Заяц. Белка. Еж.), «Собака», «Кошка»; К.Д. Ушинский. «Васька», «Бишка», «Лиса-Патрикеевна», «Козел», «Коровка», «Конь»; В. Сутеев. «Три котенка», «Кто сказал «мяу»?»; Л.Н. Толстой. «Белка прыгала с ветки на ветку...», «Пришла весна...»; М. Линдман.

Средняя группа

Образовательные задачи:

поддерживать интерес ребенка к художественному слову; развивать выразитель­ность речи, привлекать к повторению наиболее ярких выражений, эпитетов, сравнений;

продолжать знакомить детей с книгой как предметом культуры; формировать умение эмоционально воспринимать содержание произведений, сопереживать героям;

развивать представления о некоторых особенностях литературных жанров (по­тешки, сказки, стихи, рассказы, небылицы, загадки);

привлекать к высказыванию суждений о поступках героев, опираясь на свои пред­ставления о нормах поведения, понимание причинных связей в сюжете;

формировать умение пересказывать сказки и рассказы, запоминать и воспроиз­водить небольшие поэтические произведения; учить вслушиваться в ритм, чув­ствовать рифму, мелодику поэтического текста; привлекать к играм с рифмами и словами на основе литературных текстов, к элементарному сочинительству по собственному замыслу;

приучать внимательно рассматривать книжные иллюстрации, помогая себе с их помощью понимать смысл произведения.

Содержание психолого-педагогической работы

Особенности восприятия художественной литературы детьми 4-5 лет проявляются в высокой эмоциональной отзывчивости и готовности к обыгрыванию текста, содей­ствию с его героями по мотивам знакомых сюжетов. Дети проживают литературные об­разы и сюжеты через игровые действия, общение с иллюстрацией, часто отождествляют себя с любимым литературным героем, представляют себя участниками событий. Они верят в реальность сказочного вымысла и пока еще не различают жанры повествова­тельной литературы. В то же время дети уже способны более целостно воспринимать художественный текст, выделять героев, отдельные эпизоды, следить за развитием сю­жета. В этом возрасте проявляется повышенная чуткость к слову - его звучанию и смыслу: Дети повторяют и осмысливают новые для них слова, с удовольствием обыг­рывают их, придумывают свои сюжеты с использованием разных речевых конструкций.

Детей 4-5 лет знакомят с произведениями разных жанров: поэтическими и прозаи­ческими, авторскими и народными сказками, рассказами, стихами, загадками, малыми формами фольклора (потешками, песенками). Регулярное чтение обогащает познава­тельные интересы детей, расширяет литературный опыт, позволяет сформировать особо трепетное отношение к книге как источнику знаний и эмоциональных переживаний.

Задачи целенаправленного знакомства детей с литературными произве реализуются в процессе непосредственно образовательной деятельности, того, к художественным произведениям педагог и дети обращаются в режи» менты - например, перед сном, перед едой, на прогулке и пр.

Хорошо, когда тексты художественных произведений подобраны для чтен« образом, что они находятся в едином смысловом поле с содержанием другим деятельности, в первую очередь с познанием окружающего мира и художес творчеством в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Такой подход! гает обогатить представления детей о том или ином явлении, событии, облег нимание сущностного содержания произведения, дает новые темы и сюжеты. 1

Методика работы с детьми этого возраста представляет собой синтез восп развития речи, мышления, исполнительских умений и творческих проявлений. Используется просмотр видео и диафильмов, рассматривание картин, илли к текстам, разыгрывание фрагментов текста с помощью настольного театра, «оживление» героя, который появляется в группе в виде игрушки для реального» Педагог помогает детям понять содержание, поступки главных героев^апоии рядок событий. Привлекает детей к некоторой оценке и высказыванию своих представлений, описанию переживаний, воспоминанию о похожих событиях в их) Прочитанные тексты не только обсуждаются, но и «проживаются» через ис вание имитационных действий и пластических этюдов, разыгрывание отдель логов, небольших сюжетов. Таким образом, происходит формирование сценических навыков детей.

Большое внимание уделяется созданию ситуаций, требующих от детей активного использования средств художественной выразительности, самостоятельного построения речевого высказывания при обсуждении, совместном пересказе, участие в инсценировке. Педагог использует разнообразные речевые задания (кто скажет! точнее, кто больше подберет подходящих слов), игры со словами и звуками, упражнения на интонационную выразительность речи, освоение ее темпа и ритма. Жанровый подход к играм-занятиям становится средством постижения, интуитивном уровне, языковых закономерностей, пробуждения языкового сознания.

Следует помнить, что чем более эмоционально воспринято произведение! ком, тем сильнее проявится его желание вернуться к тексту, прожить его вспомнить и рассказать о нем. Поэтому текст художественного произведения становится основой игры-драматизации, разыгрывания ситуаций с игрушками, включается отдельными фрагментами в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, что активно поддерживает воспитатель.

Рекомендуемые художественные произведения

Малые формы фольклора: народные песенки, колыбельные, заклички, пр загадки.

Поэтические произведения классиков: К. Бальмонта, А. Блока, В.А. Жуко А. Майкова, И. Никитина, А. Плещеева, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева И. Сурикова и(

Произведения современных детских поэтов: А. Барто. «Игра в стадо»,< вочка-ревушка»; Л. Зубкова. «Лаповички»; С. Михалков. «Дядя Степа – милиционер»

. ов. «Новогоднее происшествие»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что плохо»; Д. Хармс. «Иван Иваныч Самовар»; К. Чуковский. «Федорино горе», Цокотуха», «Мойдодыр»; С. Маршак. «Пожар»; А. Усачев. «Поливальная ма-;Э.Н. Успенский. «Разноцветная семейка» и др.

:ие народные и зарубежные сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Ли-со скалочкой», «У страха глаза велики», «Жихарка», «Гуси-лебеди», «Хвосты», ка-сестричка и волк», «Лиса и журавль», «Пастушья дудочка», «Смоляной и др.; «Колосок» (укр.), «Два жадных медвежонка» (венг.), «Лесной мишка зница мышка» (латыш.).

рские сказки: Ш. Перро. «Красная Шапочка», «Три поросенка» (англ. сказка С. Михалкова); В. Сутеев. «Под грибом», «Палочка-выручалочка»; В. Бианки. й колобок - колючий бок»; К. Чуковский. «Доктор Айболит»; С. Прокофьева, кие холода»; Н. Абрамцева. «Чудеса, да и только», «Новогодние подарки»; ксандрова. «Хрюшка и Чушка»; М. Пляцковский «Как щенок Тявка учился ку-ть»; С. Козлов. «Зимняя сказка», «Как Ослик, Ежик и Медвежонок» встречали й год»; сказки Г. Остера из цикла «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста»; Заходер. «Ма-Тари-Кари», «Русачок»; А. Усачев. «Про умную собачку Соню»; Поттер. «Сказки о кролике Питере» (англ.); Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим», Прёйсен. «Веселый Новый год» (норв.).

Проза. Рассказы о природе: В. Зотов. «Дятел», «Заяц-беляк»; Н. Сладкое. «Сини-запас», «Белкин мухомор»; И. Соколов-Микитов. «Белка»; Г. Снегирев. «Как и и птицы к зиме готовятся», «Бобровая хатка», «Скворец»; Н. Сладкое. «Отча-|риый заяц», «Весенние ручьи», «Гнездо»; В. Бианки. «Мишка Башка». О детях: Н.Носов. «Затейники»,«На горке»; М. Зощенко. «Глупая история»,«Острое поросячье [заболевание»; С. Георгиева. «Три снеговика» и пр.

Старшая группа

Образовательные задачи:

с помощью художественной литературы обогащать представления детей об окру­жающем мире, недоступном для непосредственного восприятия; углублять читательские интересы детей, показывать ценность книги как источника новых впечатлений и точных представлений;

знакомить с произведениями художественной литературы разных жанров, при­общать к познавательной литературе, к длительному чтению с продолжением;

развивать умение внимательно слушать тексты, вникать в смысл, понимать мотивы поведения героев, задавать смысловые вопросы и высказываться о прочитанном художественном произведении, выражая свое отношение к литературным персо­нажам, их поступкам, развивать собственное толкование в процессе разных видов;

воспитывать чуткость к слову, умение замечать эпитеты, понимать образные ражения, многозначные слова и использовать их в своей речи и при участии в сценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх;

развивать выразительность речи;

знакомить со смыслом пословиц и поговорок;

• пробуждать интерес к книжной графике; учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению;

• поощрять первые творческие проявления детей, развивать воображение в процессе рифмовки, сочинительства, фантазирования по собственному замыслу, серии сюжетных картинок, используя включение новых героев в известный текст;

развивать воображение и чувство юмора.

Содержание психолого-педагогической работы

К старшему дошкольному возрасту немотивированные эмоциональные переживания детей при восприятии художественных произведений все больше сменяются! интеллектуальными переживаниями: осмыслением, пониманием, оценкой. Дети начинают осознавать свое эмоциональное отношения к героям, различать произведении по жанрам, сравнивать их, устанавливать смысловые связи внутри произведения,эяи мечать некоторые выразительные средства литературного языка. Развивающиеся в этом возрасте образное мышление и воображение позволяют детям представ внешний вид героя, место событий, предвосхитить развитие сюжета в кульмина и придумать свой финал. На этой основе начинают появляться первые ростки л ратурного творчества.

Художественные произведения для детей 5-6 лет подбираются таким образом, чтобы познакомить детей с разными сторонами окружающей их жизни: миром природы, человеческих отношений, миром собственных переживаний. Существенна разнообразятся сказки: появляются волшебные, поучительные бытовые, сказки разнг народов, которые часто имеют похожий сюжет, но при этом несут на себе отпеч национальных культур. Расширяется спектр фольклорных произведений: к песен прибауткам и потешкам добавляются считалки, загадки, пословицы и поговорки.

В репертуаре старших дошкольнику появляются более сложные фор поэтических произведений, рассказы о природе, тексты юмористическ направленности, с игрой звуков, рифм, слов и пр. В этом возрасте вводится длительное чтение, когда детям частями читают на протяжении нескольких дней достаточно объемные произведения как отечественной литературы, так и зарубежных авторов. К этому часто привлекаются и родители.

Чтение произведений художественной литературы происходит ежедневно. Для непосредственно образовательной деятельности педагог сам подбирает разнообразные по темам, жанрам, авторам произведения, решая с их помощью образовательные задачи данной области. В образовательной деятельности в режиме дня литературные произведения используются для обогащения представлений детей о том, что не может быть воспринято в реальности, для усиления эмоционального воздействия на детей при сюжетной связанности разных видов деятельности. Книги читаются и в свободное время, исходя из детских запросов и интересов.

Работая над литературным произведением, педагог привлекает детей к совместному обсуждению его основной проблемы, поощряет желание дать оценку годящим событиям, помогает почувствовать силу художественной детали, включиться в творческий поиск, связанный с прогнозированием событий, шванием нового варианта сюжета (в разных его композиционных частях -в, кульминации, развязке).

Часто используется группировка произведений по темам. Это позволяет демонстрировать детям, как один и тот же образ воплощается разными авторами, -например, в сказках о лисе, в которых она представлена как обманщица и как помощница; птицы, переданный в стихах и природоведческом рассказе; тема дружбы, рытая в реалистическом рассказе и сказке, героями которой являются звери и, пр.

Обсуждая прочитанное, педагог вовлекает детей в диалог, в коллективное обсуждение, старается выяснить, как понят детьми смысл произведения, что их затронуло больше всего, задает детям вопросы проблемного характера, учит пизировать и оценивать поступки героев, соотносить их со своим опытом. Небольшие по объему произведения могут использоваться для пересказа, разыгрывания по ролям, выразительного чтения, озвучивания диафильма голосом или с помощью музыкальных инструментов. В длительном чтении используются приемы восстановления предыдущего сюжета, прогнозирования ситуаций, сочинения других вариантов окончания событий. Творческие задания - неотъемлемый спутник образовательного процесса. Активно используются педагогом такие приемы, как введение новых героев, придумывание других диалогов, речевые игры-придумки с рифмами, звуками, словами, подбор эпитетов и сравнений для характеристики героя или явления и пр.

Дети могут создать по прочитанному произведению самодельные книги, иллюстрированные собственными рисунками, придумать индивидуально или коллективно тексты сказок. Педагог записывает сочиненные детьми сказки, истории, рифмовки, а к концу года составляет из них сборник, демонстрируя достижения детей родителям. В качестве итоговых диагностических мероприятий периодически проводятся литературные конкурсы, игры, досуги и праздники.

Рекомендуемые художественные произведения

Малые формы русского и зарубежного фольклора: песенки, потешки, заклички, дразнилки, считалки, небылицы, скороговорки.

Поэтические произведения: о природе: И. Бунина «Листопад», К. Бальмонта «Осень», И. Сурикова «Зима», А.С. Пушкина «Зимний вечер» (в сокр.), С. Есенина «Белая береза», Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», П.С. Соловьевой «Подснежник», А.Н. Плещеева «Весна» и пр.; познавательной направленности: С. Погореловского «Слава хлебу на столе», «Прежде и теперь», Ф. Глинки «Город чудный, город древний», А. Усачева «Цирк», С. Козлова «В порту», В. Степанова «Праздничная почта», С. Ба­руздина «Кто построил этот дом?», Б. Заходера «Кит и кот» и пр.

Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и собаки», «Царевна-лягушка», «Заяц-Хваста» (в обработке А. Толстого), «Ца­ревна-лягушка» и пр.

Сказки разных народов: С. Топелиус. «Сампо-Лопаренок» (фин.); X. «Гадкий утенок» (дат.); Дж. Родари. «Собака, которая не умела лаять» (итал.)с линг. «Рикки-Тикки-Тави» (англ.); нанайская сказка «Айога»; словацкая с надцать месяцев» (в пересказе С.Я. Маршака); карачаевская сказка «При охотника; чеченская сказка «Три башни, три облака, три волшебных кон* дочери»; узбекская сказка «Три арбузных семечка»; словацкая сказка «Дв месяцев» в пересказе С.Я. Маршака и пр.

Наши рекомендации