Маркетинговые исследования в библиотеке. Предмет исследования – изучение информационных потребностей читателей; их удовлетворенность обслуживанием; их предоставления и современной библиотеке и т.д
Предмет исследования – изучение информационных потребностей читателей; их удовлетворенность обслуживанием; их предоставления и современной библиотеке и т.д.
Цель исследования – получение ценной информации о библиотечной среде в том виде, в каком она отражается в сознании читателей.
Исследовательской деятельностью занимается в основном отдел по проблемам чтения молодежи. Сотрудники библиотеки собирают все материалы, которые проводили в библиотеке, и собирают материалы, какие исследования проводят в других библиотеках страны.
Проводят мониторинги, анкеты, опросы, мини-анкеты, викторины.
Библиотека им. В.Яна проводила мониторинг общественного мнения «Роль библиотеки в жизни молодежи».
Анализ работы отдела по проблемам чтения молодёжи
“Университет творческого чтения” за 2010 год
Отдел по проблемам чтения молодежи продолжал заниматься исследованием читательских запросов юношества. За этот год были проведены исследования: «Книги и современная молодёжь» и «Рейтинг популярности периодических изданий среди молодёжи», а так же оформлена выставка «Молодёжи о молодежи»
Целью опроса «Книги и современная молодежь» было выявить: что думает современная молодёжь о чтении книг.
Проанализировав анкеты можно сделать вывод, что нынешнее поколение считает, что им пришлось бы читать больше, если бы они жили в прошлом столетии, так как сейчас информацию можно получить не только из печатных источников, но и с помощью телевидения и Интернета.
Целью анкетирования «Рейтинг популярности периодических изданий среди молодёжи» было - выявить известные и наиболее популярные издания, что конкретно нравится в этом издании, а так же узнать, что мешает читать больше.
По итогам исследования можно сделать вывод, что молодежи знакомы многие периодические издания, наиболее популярными среди них являются журналы Oops, Здоровье, Cosmopolitan, их интересно читать, респондентов привлекает тема журнала, статьи. Большинству читателей библиотеки мешает читать периодические издания отсутствие времени, они предпочитают читать учебную или художественную литературу, а так же работать в интернете или наличие других интересов не связанных с чтением. Периодические издания повлияли на выбор профессии не многих из опрошенных читателей.
Таким образом, для большинства читателей юношеского возраста чтение по-прежнему остается необходимым и привычным занятием. Прежде всего — это деловое (или учебное), а уж затем — досуговое, развлекательное.
В читальном зале сотрудниками отдела была оформлена книжная выставка – познание «Молодёжи о молодежи». Выставка состояла из разделов:
- “Молодёжные субкультуры” (здесь можно было узнать об основных направлениях молодёжных движений);
- “Экстрим это жизнь”(раздел знакомил с экстремальными видами спорта такими как виндсёрфинг, кайтинг, дайвинг и другими);
- “Современное молодёжное искусство” ( направления молодёжного искусства: граффити, брейк-данс, паркур, хип-хоп).
Выставка пользовалась большим спросом у молодёжи. По результатам выставки был оформлен рекомендательный список литературы “Молодежи о молодежи”, который содержал в себе библиографические описания статей из журналов и интернет – ресурсов, книг, и краткие аннотации к ним.
В течение года отдел продолжал вести электронную базу по проблемам молодежи “Молодежь и современность”, собирая справочную, адресную и тематическую информацию по вопросам образования и профориентации, труда и занятости, армейской службы, семьи, здорового образа жизни, молодежных объединений и организаций.
В 2010 году, так же как и в предыдущие годы, Интернет пользуется спросом, особенно у юношества, так как является более совершенным и удобным средством поиска информации. Но уровень пользователей Интернета повышается, они не только общаются в социальных сетях, но и участвуют в олимпиадах, сдают дистанционно экзамены, заходят на сайты учебных заведений для уточнения факультетов и условий поступления. И интернет ресурсы являются реальной помощью для молодых предпринимателей, а так же будущих предпринимателей, которым необходимо написать бизнес-план, узнать о правовой базе, и правильном оформлении документации. Так же большим спросом пользуется литература по экономическим и юридическим дисциплинам. По этим дисциплинам есть новая литература последних лет издания.
В 2011 году отделам предполагается продолжать исследования читательских запросов юношества, оформлять книжные выставки для данной категории читателей, выпускать библиографическую продукцию, вести электронную базу данных “Молодежь и современность”.
Исследовательская деятельность библиотеки хорошо проводится библиотекарями, читатели с удовольствием отвечают на опросы.