Развитие дополнительного образования для детей в 2016-2017 учебном году

В новом учебном году организации дополнительного образования работают по учебным планам, которые составлены согласно рекомендациям Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (письмо МОН ДНР от 28.06.2016 г. № 2719 «О рекомендациях по составлению учебного плана учреждения дополнительного образования в 2016-2017 учебном году»).

Обращаем внимание, что образовательные программы дополнительного образования для детей составляются согласно Требованиям, утвержденных приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392. Дополнительные образовательные программы рассматриваются педагогическим или методическим советом учреждения дополнительного образования и утверждаются директором учреждения дополнительного образования. Ответственность за содержание и реализацию дополнительной образовательной программы возлагается на автора-составителя данной программы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе учреждения дополнительного образования.

Учреждениям дополнительного образования следует уделить особое внимание методической работе. Основная цель методической работы учреждения дополнительного образования – создание условий для совершенствования личностно-профессионального уровня педагогов, формирования их педагогического мастерства и творчества.

На создание системы методической работы влияют следующие факторы:

• концептуальная модель развития учреждения;

• локальные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность;

• этап развития учреждения дополнительного образования (стабильное функционирование, режим развития, становление нового педагогического коллектива и др.);

• проблема, над решением которой работает учреждение;

• единая методическая тема (если учреждение работает в режиме развития);

• региональные особенности учреждения (республиканское, городское, районное, профильное, многопрофильное и др.);

• профессиональный уровень педагогов;

• морально-психологический климат в коллективе;

• наличие социально-педагогической и психологической службы;

• уровень и стиль управленческой деятельности;

• материально-техническая база.

Для успешного решения целей и задач методической работы педагоги объединяются в профессиональные методические формирования. В настоящее время в учреждениях образования действуют самые различные профессиональные формирования педагогов: методические объединения, школы передового опыта и развития профессионального мастерства, педагогические студии, ателье, мастерские, творческие и проблемные микрогруппы, временные творческие и научно-исследовательские коллективы, проектные команды, школы исследователей, лаборатории, кафедры, кружки качества, творческие союзы, психолого-педагогические консилиумы и так далее.

Наиболее распространенным в педагогической среде профессиональным формированием является методическое объединение. Этот вид педагогического сообщества позволяет объединиться педагогам одного конкретного направления (или смежных) для решения, в первую очередь, частнометодических проблем. Разумеется, в арсенале методических объединений есть и обсуждение современной нормативной базы и инструктивно-методической документации по общим вопросам развития системы дополнительного образования. Рассматриваются также и «вечные» общепедагогические проблемы.

Документация методического объединения:

• приказ директора об организации методической работы;

• положение о методическом объединении;

• функциональные обязанности руководителя и членов методического объединения;

• план работы методического объединения на учебный год;

• протоколы заседаний методического объединения;

• мониторинг профессионального роста педагогов;

• темы по самообразованию;

• банк инновационного опыта (приемы, методики, технологии);

• материалы по обобщению эффективного педагогического опыта;

• результаты внутреннего контроля (информационные и аналитические справки, сведения о профессиональных потребностях педагогов, полученные в результате анкетирования).

В мае-июле 2016 года согласно плану работы отдела дополнительного образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики с целью выполнения статьи 26 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» был проведен мониторинг информационного наполнения и обновления официальных сайтов учреждений дополнительного образования городов и районов. В результате проведенного мониторинга выявлено следующее.

Большинство учреждений дополнительного образования городов и районов не имеют функционирующих сайтов (некоторые учреждения имеют официальные страницы в ВКОНТАКТЕ). Отмечаем хорошее содержание официальных сайтов таких учреждений дополнительного образования, как Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр, Донецкий Республиканский Центр туризма и краеведения учащейся молодежи,Донецкий городской дворец детского и юношеского творчества, Макеевский городской дворец детского и юношеского творчества им. В.Г. Джарты, Торезский дворец детского и юношеского творчества «Юность».

Учитывая вышеизложенное, директорам учреждений дополнительного образования рекомендуется в сжатые сроки создать официальные сайты учреждений, повысить ответственность за информационное наполнение сайтов, осуществлять систематический контроль за своевременное обновление сайтов.

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики для практического использования в работе образовательных организаций рекомендует методические рекомендации, разработанные Донецким республиканским институтом дополнительного педагогического образования, которые будут размещены на сайтах Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики и Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.

Для практической деятельности педагога дополнительного образования Министерство образования и науки рекомендует следующей перечень документов:

1. Дополнительная образовательная программа.

2. План занятия. При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

3. Индивидуальные образовательные маршруты (если существует необходимость в индивидуальной работе и есть резервные часы педагогической нагрузки).

4. Журнал планирования и учета работы кружка.

5. Заявление о приеме обучающихся в детское объединение от родителей обучающихся (законных представителей).

6. Расписание занятий, оформленное как отдельный документ.

7. Инструкции по технике безопасности во время учебных занятий и проведения массовых мероприятий.

8. Копия должностной инструкции педагога дополнительного образования.

9. Материалы по организации и проведению массовых мероприятий.

10. План самообразования педагога дополнительного образования.

11. Материалы обобщения педагогического опыта работы.

Наши рекомендации