Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулирована стратегическая цель политики государства в области образования - приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и производства, повышение качества образования согласно требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина.
Одним из направлений реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является совершенствование трудового воспитания учащихся на основе профильной ориентации и создание условий для их адекватного профессионального выбора. Соответственно, требуется новое понимание профессионального самоопределения старшеклассников, определяемое как профильно-ориентированное, призванное способствовать формированию человеческого потенциала, обеспечивать рост благосостояния страны в процессе развития экономики и социальной сферы.
Результатом профессионального самоопределения для самого подрастающего человека является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план как минимум ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы, профессионального обучения, учебного заведения).
Рассматривая профессиональное самоопределение личности как сложный, непрерывный и целостный процесс, можно условно выделить его качественные уровни: самоопределение в обществе и культуре, самоопределение на уровне конкретного государства, самоопределение в рамках какой-то отрасли общественного производства, самоопределение в рамках конкретного учебного учреждения (общеобразовательного или учебно-профессионального), личностное самоопределение.
Исходя из сущности профессионального самоопределения, можно выделить основные средства его формирования: профессиональная информация и просвещение; развитие интересов, склонностей и способностей; профессиональные пробы; профессиональная консультация; профессиональный отбор; социально-профессиональная адаптация. Указанные средства составляют логико-содержательную основу профессионального самоопределения.
Сложность профессионального самоопределения обусловливается действием многих разноплановых факторов, которые можно свести в три группы:
- факторы общественного воздействия на мотив выбора профессий, то есть факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций;
- факторы личного характера: склонности, способности, интересы и психофизиологические качества людей, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки;
- факторы, связанные с потребностями народного хозяйства в кадрах, с характером требований профессий и трудовой деятельности к человеку.
Профессиональное самоопределение старшеклассников мы рассматриваем в исследовании как процесс образования, развития и формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, ответственности за принятие решения о выборе профессии, основанном на оценке своих способностей, интересов, склонностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, которые обеспечивали бы возможность личностного и профессионального развития личности.
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у старшеклассника внутренней готовности к самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Ключевым моментом профессионального самоопределения является осознанный самостоятельный выбор профессии человеком, обеспечивающий проявление и раскрытие его индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, ориентированный на ближайшую перспективу личностного и профессионального развития.
…Можно выделить основные приоритеты в профессиональном самоопределении старшеклассников, соответствующие современной ситуации:
- формирование у старшеклассников умения прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менеджер, телохранитель и т.п.);
- помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым профессиям, но и по отношению к профессиям, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию.
Готовность к профессиональному самоопределению у старших школьников происходит наиболее эффективно в процессе целенаправленной деятельности общеобразовательных учреждений как неотъемлемой составной части целостного учебно-воспитательного процесса. При этом можно выделить очень важный акцент – за учеником закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего индивидуальностью, правом выбора, рефлексией, самоактуализацией. Это является важнейшим основанием взвешенного выбора учащимися качественного образования, соответствующего потребностям и способностям, траектории личностного развития, приоритетам в трудовой сфере, ценностным ориентациям и индивидуально выраженным целям, связанным с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.
В контексте современного образования в качестве инновационной модели получения образования может рассматриваться профильное обучение, которое ориентировано на более глубокое изучение учащимися отдельных предметов (при полноценном освоении базовых дисциплин), подготовку к работе по программам высшего профессионального образования; развитие адаптивной способности к современным рыночным условиям; дифференциацию образовательного процесса старшеклассников с опорой на их интересы, способности и возможности и построение гибких индивидуальных образовательных программ и др. Кроме того, профильное обучение как культурный процесс строится с учетом поиска личных смыслов, диалога и сотрудничества его участников. Оно может быть наполнено социально одобряемыми образцами современной жизни, ориентироваться на значимые для обучающихся ценности, и это придает процессу внутреннюю привлекательность и активность. Профильное обучение представляется нам также процессом, в котором определяется педагогический потенциал творчества, личностного и профессионального саморазвития, перспективных ожиданий.
Во второй главе «Формирование профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения» охарактеризованы педагогические аспекты профильного обучения как средства формирования профессионального самоопределения старшеклассников, раскрыты ресурсные возможности профильного обучения в педагогическом процессе общеобразовательной школы для эффективности профессионального самоопределения учащихся старших классов.
В качестве руководящего документа на стадии перехода к профильному обучению году была разработана и утверждена
В «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (утверждена Министерством образования РФ и Российской академией образования в 2002 г.), зафиксированы следующие основные цели:
•обеспечение углубленного изучения отдельных дисциплин программы полного общего образования;
•создание условий для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
•способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
•расширение возможности социализации личности, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективной подготовки выпускников образовательных учреждений к освоению программ высшего профессионального образования.
В соответствии с названной Концепцией «профильное обучение есть средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».
В рамках профильного обучения в систему общего школьного образования вводится принципиально новая составляющая, а именно: целенаправленная подготовка старшеклассников к выполнению в общественном производстве определенных видов трудовой деятельности. Школами совместно со специальными учебными заведениями разрабатываются различные программы этой подготовки с учетом реальных запросов рынка труда определенного региона, а также интересов, способностей и склонностей учащихся.
В данном исследовании под профильным обучением в общеобразовательной школе понимается система организации образовательного процесса, обеспечивающая успешное профильное и профессиональное самоопределение учащихся средствами вариативности и индивидуализации учебного процесса, расширения социальной ситуации развития, вовлечения профессионального контекста, и на этой основе - подготовку учащихся к дальнейшему профессиональному обучению и профессиональной деятельности по избранному профилю. Отличительными признаками такой подготовки являются: создание классов определенного профиля, начиная с 8-го, ведущие учебные предметы в которых имеют достаточно четкую профессиональную направленность; включение в учебный план элективных учебных курсов, раскрывающих содержание конкретного направления профессиональной деятельности; установление связи трудовой подготовки старшеклассников с профилем их обучения; кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Таким образом, основная линия развития профильного обучения, заключающаяся в профессиональном самоопределении учащихся на старшей ступени общего образования, органически связывает профильное обучение с общими приоритетными направлениями развития образования в стране. Профильное обучение выступает в качестве одного из конкретных ведущих направлений развития школы, интегрирующим в себе все основные позиции системной, институциональной модернизации общего образования – от изменения структуры образовательного стандарта до кардинального обновления экономических и управленческих механизмов функционирования школы.
Для того чтобы самоопределение было успешным, необходимо обеспечить два условия:
- подготовку учащихся к самостоятельному и ответственному выбору (реализуется на этапе предпрофильной подготовки учащихся основной ступени школы средствами информационной работы, профильной ориентации, элективных курсов и др.);
- обеспечение реальности выбора (реализуется на этапе профильного обучения на основе одной из следующих моделей:
выбор одного из нескольких профилей; формирование индивидуального учебного плана).
На эффективность данного процесса в ходе профильного обучения влияют определенные факторы: образовательный заказ на профильное обучение; социальная среда, в составе которой реализуется профильное обучение; особенности профильного обучения учащихся старших классов, в том числе содержательные, функциональные и методические; комплекс качеств личности.
Для профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения наиболее актуальными являются следующие направления психолого-педагогической работы:
· предоставление информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии после окончания основной школы;
· подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана (старта); формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;
· воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным;
· позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, а именно на формирование таких качеств и умений, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умение делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;
· превращение учащихся в субъектов, заинтересованных в саморазвитии и способных к нему, активизация поисков собственного пути к освоению профессии; развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний;
· усвоение старшими подростками важнейших социальных ценностей (гражданских и нравственных); формирование комплекса мотивов выбора профессии, где оптимально сочетались бы: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям (обществу), заработать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей) и др.;
· усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии: о мире профессий, о самом себе и о потребностях в кадрах в своем регионе, основных перспективах его развития.
Для обеспечения успешного профессионального самоопределения старшеклассников необходимо осуществлять профильную подготовку комплексно: дополнить курсы по выбору системой мероприятий, направленных на самопознание (в частности, педагогическая и психологическая диагностика), развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность), ориентироваться в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаимодействие учреждений при организации учебного процесса).
В системе профильного обучения сегодня появились педагогические технологии, процессуальные характеристики которых оказались уникальными с точки зрения формирования ценностных ориентаций личности в контексте профессионального самоопределения учащихся - это технологии развития критического мышления, коучинг, портфолио. Считаем, что использование этих педагогических технологий в профильном обучении может придать дополнительные импульсы профессиональному и личностному развитию старшеклассников.
С учетом потенциальных возможностей профильного обучения имеется необходимость разработки педагогических основ управления процессом профессионального самоопределения старшеклассников, которые, с одной стороны, интегрировали бы диагностику, консультирование, психолого-педагогическое сопровождение и др., с другой стороны - включили бы в модель управления процессом профессионального самоопределения старшеклассников всех субъектов: учащихся, родителей, педагогов, учителей, значимых сверстников и отвечали требованиям Концепции модернизации образования.
Психолого-педагогическое управление процессом профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения понимается нами как система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, родителей, администрации, направленных на создание оптимальных условий для профессиональной самореализации учащихся.
Эффективно управлять профессиональным самоопределением учащихся можно только на основании определенных показателей, характеризующих его как процесс, который предполагает развитие индивида как субъекта своей будущей профессиональной деятельности. Они включают в себя информированность учащегося; сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии; сформированность профессиональных интересов; наличие выраженных специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности; практический опыт в избранной трудовой деятельности; сформированность профессиональных намерений; реальный уровень профессиональных притязаний; состояние здоровья.
Можно выделить две основных составляющих организации управления процессом профессионального самоопределения в общеобразовательной школе: профессиональную направленность и профессиональное самосознание. Профессиональную направленность можно определить как систему мотивов предпочтения индивидом конкретной профессиональной деятельности (или сферы профессиональной деятельности), которая складывается в процессе профориентационных воздействий на личность. Вместе с профессиональной направленностью либо несколько позднее формируется профессиональное самосознание, представляющее собой рефлексию личности на складывающиеся интересы и склонности, возникающие под влиянием профессиональной направленности личности.
Модель управления профессиональным самоопределением старшеклассников в процессе профильного обучения представляет собой интегративное научно-теоретическое структурирование процесса комплексного сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, построенного на основе принципов системного подхода (целостность, наличие связей между элементами, упорядоченность системы, целесообразность функционирования), включающего функции, компоненты, образовательную среду, результаты и критерии эффективности педагогического управления, отражающего специфику профильного обучения как вариант создания оптимальных условий, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассников.
Ниже нами представлена модель управления процессом профессионального самоопределения в системе профильного обучения.
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения понимается нами как комплекс мер, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся в виде оперативной помощи в выборе оптимальной профессиональной сферы с учетом индивидуальных способностей, возможностей, социально-экономической ситуации на рынке
Цель-подготовка школьников к самоопределению, основанная на учете индивидуальных особенностей человека, особенностей профессии, возможных изменений требований