Профессиональное самоопределение

Королев

§ 1 Основы профессионального самоопределения

Пути освоения профессии

Когда речь заходит о выборе профессии учащимися, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а, скорее, начало, профессиональный старт.

В даль­нейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания, и новые воз­можности. По сути, процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека.

*Но в начале всех начал — обучение. Это первая ступень.

*Первый шаг к выбору профессии — это выбор профессионального учебного заведения. И очень важно, чтобы притязания на высоту первой ступени профессионального образования были реальными.

В системе профессиональной подготовки кадров в России можно

выделить три уровня (табл. 17).

Таблица 17. Система профессиональной подготовки кадров

Уровень подготовки Учебное заведение
Начальный Профессиональные училища, межшкольные учебные комбинаты, учебно-курсовые комбинаты
Средний Техникумы, колледжи, специальные средние школы и училища
Высший Государственные и частные вузы

Уже в старших классах школы следует выбрать для себя какой-либо профиль обучения:

· гуманитарный,

· естественно-научный,

· физико-математи­ческий,

· индустриально-технологический и т. д.

· в межшкольном учебном комбинате можно освоить конкретную профессию.

Начальный Подготовка рабочих непосредственно на производстве осуществля­ется, как правило, от б месяцев до 1 года. Она идет под непосредственным руководством рабочего-инструктора или наставника. (Ученичество бывает и бригадным). Обучающемуся выделяется оснащенное рабочее место, на котором он готовит все учебно-производствен­ные задания. Теоретическая подготовка осуществляется в учебных группах, соз­данных для всех обучающихся по однородным и родственным специальностям.

· При индивидуальном производственном обучении инструктор сам переда­ет ученику свои знания, производственный опыт и помогает овладеть наиболее рациональными трудовыми приемами и навыками..

· При бригадной форме производственного обучения учащихся объеди­няют в специальные бригады под руководством бригадира (инструктора) или включают в состав бригады квалифицированных рабочих. Теоретиче­ское обучение ведут инженерно-технические работники.

Наиболее благоприятные условия для подготовки рабочих кадров соз­дают учебно-курсовые комбинаты промышленных объединений, строительных комбинатов, различных государственных или частных организаций.



Начальный В процес­се обучения учащимся дается необходимый минимум знаний и практических умений для самостоятельной работы. Теоретические занятия на курсах с отры­вом и без отрыва от производства проводятся по группам для рабочих однород­ных специальностей с одинаковой общеобразовательной подготовкой. Производственное обучение на курсах проводится освобожденным инструк­тором непосредственно в учебных мастерских или в цехах предприятий.  

Курсовая форма обучения особенно удобна в тех случаях, когда для ов­ладения профессией нужны специальные теоретические знания, а прово­дить занятия непосредственно на рабочем месте невозможно.

Таковы про­фессии водителя автомашин, трамваев, троллейбусов, машинистов бульдо­зеров, аппаратчиков, наладчиков, операторов ПЭВМ, машинистов дизельных машин, крановщиков, токарей, слесарей, каменщиков, маляров, плотников и др.

Однако получение рабочей квалификации на производстве имеет недостатки:

· обучение сводится главным образом к выработке профессио­нальных навыков

· Систематическому изучению основ специальных наук по избранной профессии уделяется недостаточное внимание.

· Подготовка на предприятиях рабочих, которые могут выполнять ограниченный круг опе­раций или специализируются на изготовлении одного вида изделий, резко сдерживает маневренность производства, увеличивает сроки освоения но­вой техники.

Средний Поэтому основной формой подготовки и переподготовки ра­бочих кадров являются профессиональные училища. Срок обучения в ПУ на базе основного среднего образования — 3 года, на базе полного среднего об­разования — до 1 года. Учащиеся получают общеобразовательную, об­щетехническую и специальную подготовку. Теоретическое обучение ведется в специализированных кабинетах, производственное обучение — в мастер­ских или непосредственно на производстве.


Время обучения в профессиональных училищах засчитывается в не­прерывный трудовой стаж. Выпускникам ПУ, обучавшимся на базе девяти классов, выдается диплом о присвоении профессии и получе­нии полного среднего образования.

Специалистов средней квалификации для различных отраслей на­родного хозяйства и культуры готовят средние специальные учебные заведе­ния:

· техникумы, колледжи (промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, экономические, кооперативные и др.),

· училища (пе­дагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные, мореходные, речные, военные и др.) и

· специальные школы (спортивные, милиции и др.).

В средние специальные учебные заведения принимаются выпускни­ки 9 и 11 классов, успешно сдавшие вступительные экзамены.

Обучение мо­жет быть платным (на коммерческой основе) и бесплатным.

Кабинеты и ла­боратории средних специальных учебных заведений оснащены современ­ными механизмами, машинами, лабораторными установками, приборами.

Срок обучения — 2,5-5 лет. Средние специальные учебные заведения имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Выпускники получают ди­пломы специалиста средней квалификации.

Специалистов с высшим образованием для различных сфер произ­водства готовят высшие учебные заведения. Срок обучения в вузах — от 4 до 7 лет, в зависимости от избираемой профессии. Наряду с дневной существует вечерняя и заочная формы обучения. По окончании высшего учебного заве­дения выпускники получают диплом о присвоении высшей квалификации.

В настоящее время осуществляется укрупнение вузов и превращение их в университеты.

Существуют

· государственные университеты,

· академии и ин­ституты,

· наряду с ними формируется сеть частных коммерческих институтов.

Внимание!

При поступлении в профессиональные учебные заведения (тех­никумы, институты и др.) следует обязательно убедиться в наличии ли­цензии, выданной учебному заведению органами лицензирования на оп­ределенную профессиональную деятельность.

Получение профессионального образования сегодня затруднено тем, что обучение профессии, на которую есть социальный заказ, как прави­ло, становится платным. Некоторых, кроме того, ограничивает в возможно­стях и состояние здоровья. В настоящее время ко времени окончания шко­лы более 40 % выпускников не могут посвятить себя любимому делу из-за не­достаточного уровня здоровья.

Ситуация выбора профессии

Выбирая профессию, о чем мы думаем прежде всего?

1. Мы думаем о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа, интересна ли она нам, т. е. определяем наши желания, интересы и склонности — ХОЧУ.

2. Потом — достаточно ли наших способностей, чтобы заниматься ею, позволит ли нам здоровье посвятить себя тому, что нас привлекает, т. е. определяем свои возможности — МОГУ.

3. Затем мы обдумаем, как обстоят дела на рынке труда. Может быть, профессия, привлекающая нас, не требуется в обществе, и мы просто не сможем найти работу, т. е. мы анализируем, что надо рынку — НАДО.

При этом на нас, на наше решение могут оказать влияние родители, друзья или средства массовой информации.

Сделать хороший выбор — это значит, выбрать такую профессию, ко­торая нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда. Это — во-первых.

Во-вторых, она должна быть доступной и посильной для вас

и, наконец, спо­собной приносить радость, удовлетворение.

Коротко формулу хорошего вы­бора можно выразить тремя словами:

· «надо», «могу», «хочу».

· А сверхзадача выбора профессии — максимально реализовать себя, свои способности, си­лы и интересы в избранном деле.

Правила выбора профессии

Выбирая профессию, необходимо:

1. Рассмотреть как можно больше профессий.

При этом можно ис­пользовать ресурсы Интернета и справочники, в которых дается описание профессий с их краткой характеристикой. Выявить, какие специальности востребованы в регионе, где вы проживаете.

Ниже приводятся адреса интернет-сайтов, которые помогут вам как можно больше узнать о современных профессиях, требующих как высшего, так и среднего образования. На сайтах размещена информация о наиболее востребованных на сегодняшний день специальностях, о таких областях профессиональной деятельности, как право, информационные технологии производства, финансы и реклама, клиентские отношения, администриро­вание, работа с персоналом, маркетинг и продажи. Даются краткие толко­вые словари иноязычных названий профессий и специальностей.

· http://www.e-xecutive.ru/professions

· http://www.moldovajob.ournet.md/dictionary_profession/dictio-
nary_profession_a.htm

· http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html

· http://naviobraz.tsu. ru/slov_prd. htm

· http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov

· http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm

· http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm

· http://www.vak.ansn.com.ua/showArticleNames.html?id=24

2. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя:

(интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, па­мять, внимание, мышление, здоровье, самооценку).

3. Найти как можно больше информации о том, какие профессии вос­требованы на рынке труда сегодня и какие будут нужны через 3-5 лет.

4. Выбрать наиболее привлекательную профессию, которая обязательно должна соответствовать вашим интересам, склонностям и личностным
качествам.

5. Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим
представлением о ней.

6. Посоветоваться с родителями, учителями, врачами. Если есть возможность, получить квалифицированную консультацию у кого-то из спе­циалистов.

Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стрем­лении овладеть ею в совершенстве.

Опорные понятия

• Профессиональное самоопределение • Правила выбора профессии.

Практическая работа

1. Попытайтесь определить смысл и цель своей жизни.

2. В колонках ниже отметьте:

· Какой из факторов оказывает наибольшее влияние на вас при выборе
профессии (в баллах — от 1 до 9)?

· Кто является для вас профессиональным идеалом (в баллах — от 1 до 9)?

Фактор воздействия Влияние на выбор профессии Профессиональный идеал
Родители    
Родственники    
Учителя    
Друзья    
Литературные персона­жи, герои кинофильмов, теле- и радиопередач.    
Кто-то еще    

Домашнее задание

Найти в тексте ответы на вопросы, выделите текст с ответами.

1. Какую роль играет выбор профессии в жизни человека?

2. Кто может оказывать влияние на выбор профессии?

3. Перечислите возможные ошибки при выборе профессии.

4. Назовите правила выбора профессии.

5. Если у вас возникли затруднения с выбором профессии, к кому вы об­ратитесь в первую очередь? Почему?

6. Какие новые профессии появи­лись за последние годы?

7. Дайте краткую характеристику двум привле­кательным, на ваш взгляд, профессиям и опишите необходимые для них профессиональные качества.

Классификация профессий

Формула профессии

В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от опасностей. Постепенно происходило разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие; затем появились ремесла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложня­лась деятельность людей, появились профессии и специальности.

Прежде всего, нам необходимо научиться различать понятия «про­фессия» и «специальность».

Профессия — род трудовой деятельности, тре­бующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существо­вания человека.

Специальность — более узкая область приложения физиче­ских и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. На­пример, профессия учителя включает специальности: учитель истории, учи­тель математики, учитель химии и т. д. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, или, другими словами, клас­сификация. Наиболее широко известна классификация профессий по отрас­лям экономики — по принадлежности к какой-либо отрасли: промышлен­ность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура, искус­ство и др. (схема 21).

Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учеб­ных заведений, но малопригодна для человека, выбирающего профессию, поскольку не учитывает взаимоотношений «профессия ―личность».

В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. С предметом что-то надо сделать — это цель труда. В любом труде есть специфические орудия. И наконец, человеку важ­но, в каких условиях протекает его работа.

Ø Предмет туда, цель труда, орудия труда и условия труда — вот четыре признака, по которым строится класси­фикация профессий, удобная для обдумывающего выбор.

Схема 21. Отрасли экономики

Профессиональное самоопределение - student2.ru

Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А. Кли­мов. Основными признаками этой классификации являются

Ø предмет, цель, орудия и условия труда.

1. Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и в то же время органически включенные в самые недра материального производст­ва, являются гностическими (познавательными).

Цель специалистов этих профессий: распознать, выявить, найти, определить и т. д. Профессии это­го класса можно встретить в пределах любого из пяти перечисленных ниже типов профессий:

Ø Человек — природа: физиолог, агроном, зоотехник, ветеринарный
врач, эколог, ихтиолог, приемщик сельскохозяйственной

продук­ции, лаборант государственной семенной инспекции,

лаборант хи­мико-бактериологической лаборатории,

сортировщик овощей и плодов, сортировщик яиц, приемщик

молока и т. д.

Ø Человек — техника: инженер-механик, инженер-электрик,

инже­нер-строитель, контролер-приемщик станочных и слесарных работ, контролер сварочных работ, контролер минералов и пород, осмотр­щик вагонов, обходчик железнодорожных путей и т. д.

Ø Человек — человек: учитель, врач, вахтер, сторож, ревизор на
транспорте, санитарный врач, следователь, журналист, инспектор
рыбоохраны и т. д.

Ø Человек — знаковая система: чертежник, сортировщик почтовых
отправлений и произведений печати, корректор и др.

Ø Человек — художественный образ: писатель, актер, художник,

му­зыкант, антиквар и т. д.

2. Не все профессии можно отнести к гностическим. Отдельные про­фессии связаны с созданием материальных ценностей, произведений искус­ства: строители, станочники, водители, операторы, скульпторы, художни­ки-оформители и т д.

3. К изыскательским относятся профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (закройщик, кон­структор, модельер, программист, писатель, ученый, художник и т. д.). Их цель — изобрести, спроектировать, создать что-то новое.

4. Значительная часть профессий относится к преобразовательным:
обработать, переместить, собрать и т. д. (токарь, сборщик часов, фрезеров­щик, резчик и др.)

Можно классифицировать профессии на основании использования различных орудий труда. Это профессии:

— ручного труда (хирург, резчик по камню, столяр и т. д.);

— машинно-ручного труда (токарь, шофер, машинист электровоза и т. д.);

— с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов

(печатник, сталевар, оператор прокатных линий и т. д.);

— с преобладанием функциональных орудий труда (певец, учитель, актер).

Специалисты разных профессий работают в различных условиях. Так, шахтер работает под землей, летчик — в небе, хлебороб — на земле, тка­чиха — в цехе и т. д. Классифицируя профессии по этому признаку, можно выделить следующие группы:

Ø труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (секретарь-ма­шинистка, бухгалтер, экономист, сборщик радиоаппаратуры и т. д.);

Ø труд с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами
температуры и влажности (агроном, лесник, геолог, пастух, чабан,
виноградарь и т. д.);

Ø труд в необычных условиях (актер, водолаз, электромонтажник, каскадер, космонавт, артист цирка и т. д.);

Ø труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие материальные ценности (учитель, преподаватель, дирек­тор, актер, врач, писатель, юрист и т. д.).

Для более четкого и наглядного представления классификацию про­фессий можно изобразить схематически, в виде четырех ярусов в восходя­щем порядке (схема 22).

Практическая работа

1. Заполните таблицу:

Профессия Формула профессии
Токарь
Пианист
Инженер
Врач
Программист ПЭВМ
Агроном

2. Определите формулу своей будущей профессии.

3. Заполните клетки кроссворда, обозначив глаголом в инфинитиве цели
различных классов профессий: 1) изыскательских; 2) гностических;
3) преобразующих.

 
  Профессиональное самоопределение - student2.ru

 
 
 
 
 
 
 
 

       
  Профессиональное самоопределение - student2.ru   Профессиональное самоопределение - student2.ru

4. Ответьте на вопросы кроссворда.

Профессиональное самоопределение - student2.ru

1. Промышленная профессия, связанная с использованием ручного тру­да.

2. Профессия, связанная с использованием машин с ручным управле­нием.

3. Профессия, связанная с использованием функциональных средств труда, требующая высокой квалификации.

4. Профессия, связан­ная с использованием автоматов, полуавтоматов, робототехнических комплексов, распространенная в промышленности.

5. Профессия типа «человек — художественный образ», связанная с использованием особо точного ручного труда.

5. Найдите ошибки в таблице:

Профессия Специальность
Токарь Тракторист Столяр Пианист Монтажник Инженер Ветеринарный врач Продавец Сборщик полупроводниковых приборов Парикмахер Хирург Преподаватель, литературный критик Водитель автомобиля Летчик-испытатель Судья Швея Учитель математики Врач Проводник вагонов международного сообщения  

6. Напишите формулы следующих современных профессий: экономист,
программист, эколог, дизайнер, журналист.

Опорные понятия: Предмет труда • Цель труда • Орудие труда • Формула профессии.

Вопросы.

1. Дайте определение профессии и специальности. В чем их отличие?

Приведите примеры.

2. Как правильно составить формулу профессии?

3. Какие профессионально важные качества нужны человеку для работы по профессии типа «человек — человек»?

4. В чем недостатки классифи­кации профессий по отраслям экономики?

5. Что представляет собой классификация профессий по Е.А. Климову?

Чем она удобна?

Профессия — оператор ПЭВМ.

Содержание труда

В общих чертах профессиональная деятельность оператора ПЭВМ состоит в выполнении операций на командном пульте ПЭВМ, т. е. обеспече­нии управления электронной системой.

Условия труда

Операторы ПЭВМ работают в нормальных бытовых условиях, хоро­шо освещенных и вентилируемых помещениях. Рабочее положение — сидя за пультом управления ПЭВМ.

Требования профессии к человеку

☺ Управление ПЭВМ осуществляется в условиях считывания зритель­ных сигналов на шкалах, размещенных над определенными элементами и устройствами машины. Поэтому предъявляются высокие требования к точности зрительного восприятия и его объему. Оператор должен также хорошо различать световые сигналы различного цвета и интенсивности.

☺ Самая большая нагрузка приходится на внимание и память операто­ра: он должен постоянно следить за различными сигналами, помнить мно­жество правил и инструкций по обслуживанию машины, знать способы ис­пользования различных методов управления ПЭВМ.

☺ Высокий темп работы оператора требует от него точных и безоши­бочных действий, а также постоянного внимания на протяжении всего ра­бочего дня. Поэтому необходим высокий уровень развития эмоционально-волевой устойчивости. Недостаточно развитое самообладания создает пред­посылки для возникновения у оператора состояния повышенной усталости, нервного напряжения.

☺ Профессия оператора ПЭВМ требует от человека высокой ответ­ственности, дисциплинированности, трудолюбия, точности при выполне­нии задания, самоконтроля, большой работоспособности, настойчивости, стремления к повышению знаний.

☺ Основными противопоказаниями для выбора этой профессии явля­ются: отклонения в эмоционально-волевой и сенсомоторной сферах; низ­кий уровень развития профессионально значимых свойств (зрения, внима­ния, памяти); сердечно-сосудистые заболевания.

Необходимые знания

Оператор ПЭВМ должен знать математику, физику, языки (русский, иностранный), устройство ПЭВМ, правила пользования вычислительной техникой, языки программирования, условия безопасной работы.

Практическая работа

1. Составьте профессиограмму интересующей вас профессии;

2. Напишите наиболее важные требования, предъявляемые к выбранной вами

профессии. Обоснуйте свой выбор.

ОПОРНЫЕ СЛОВА Профессиограмма • Психограмма • Содержание труда • Условия труда • Требования профессии к человеку.

ВОПРОСЫ

1. Каково назначение профессиограммы?

2. Какие сведения о профессии содержит профессиограмма?

3. Что такое психограмма и какую инфор­мацию она несет?

4. Для чего необходимо составление профессиограм­мы по выбранной

специальности?

Внутренний мир человека

Практическая работа

Задание 1. Определите уровень своей самооценки.

Ø На листе бумаги выпишите в два столбца определения черт характера,
которые предложены вам ниже, распределив их под рубриками:

«Мой идеал» и «Мой антиидеал».

Аккуратность Беспечность Вдумчивость

Вспыльчивость Восприимчивость Гордость

Грубость Жизнерадостность Застенчивость

Заботливость Завистливость Изысканность

Злопамятство Искренность Медлительность

Капризность Легковерие Мстительность

Мечтательность Мнительность Непринужденность

Настойчивость Нежность Несдержанность

Нервозность Нерешительность Осторожность

Обаяние Обидчивость Подвижность

Отзывчивость Педантичность Поэтичность

Подозрительность Принципиальность Развязность

Презрительность Радушие Самозабвение

Рассудительность Решительность Стыдливость

Сдержанность Сострадание Увлеченность

Терпеливость Трусость Холодность

Упорство Уступчивость Энтузиазм

Ø Отметьте знаком «+» те черты характера, которые присущи, на ваш взгляд, вам. После этого количество знаков «+» разделите на количест­во записанных слов в каждом столбце (17) и вычислите коэффициент само­оценки.

Ø По таблице 18 определите характер своей самооценки.

Таблица 18. Характер самооценки

Мой идеал Мой антиидеал
Коэффициент Самооценка Коэффициент Самооценка
0,0—0,3 0,4—0,6 0,7—1,0 Заниженная Нормальная Завышенная 0,0—0,3 0,4—0,6 0,7—1,0 Завышенная Нормальная Заниженная

Задание 2. Сравнив результаты определения самооценки с оценкой дру­гих знающих

вас людей, определите особенности своего характера.

Задание 3. Нарисуйте в тетради лестницу (количество ступенек в ней не должно

быть меньше 10). На самой верхней ступеньке нарисуйте знак «+», а на

нижней — знак «—». Это будет ваша шкала, на которой вы должны

схематически нарисовать себя. Обоснуйте ваше решение, пере­числите

ваши самые главные достоинства и недостатки.

ОПОРНЫЕ СЛОВА

Самооценка • Самосознание • Образ «Я» • Я-реальное • Я-идеальное • Я-концепция.

ВОПРОСЫ

1. Что представляет собой самосознание человека и каким образом оно

формируется?

2. Что такое самооценка? Какие черты наблюдаются в по­ведении человека с заниженной самооценкой? С завышенной?

3. Какова роль самооценки в выборе профессии?

4. Какую роль играет «Я-концеп­ция» в жизни человека? Почему человеку так важно формировать пози­тивную «Я-концепцию»?

Схема 24

Профессиональное самоопределение - student2.ru

Профессиональное самоопределение - student2.ru

Рис. 1. Различие в проявлении интересов и склонностей

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Прове­рить себя, подлинность своих склонностей можно только в деятельности, на практике.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельно­сти. Поэтому надо включаться в разные ее виды, не бояться менять увлече­ния, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответ­ствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспе­чивающие ему успех в деятельности.

Ø От уровня способностей зависит ско­рость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, уме­ний и навыков.

Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к ус­пешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например,

Ø если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это — способность чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, пова­ра, химика, фармацевта, дегустатора.

Ø Способность прочно удерживать в па­мяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др.

Ø Особыми способностями должны обладать люди творче­ских профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения.

Задатки выступают как исходный момент, предпосылки формирования и развития способностей. Они прояв­ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодейст­вии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не ка­кой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способно­стей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как лич­ность (схема 25).

Схема 25. Виды способностей

           
    Профессиональное самоопределение - student2.ru
 
  Профессиональное самоопределение - student2.ru   Профессиональное самоопределение - student2.ru

В любой профессии общие и специальные способности должны со­четаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности.

Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности (табл. 19).

Таблица 19. Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А. Климову)

Литературные Творческое воображение и мышление; хорошо развитая речь; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетиче­ских чувств; языковое чутье
Технические Интерес к технике, техническому творчеству; стремление работать на машинах и станках, с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.
Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психо­логии человека; умение распределить работу между людьми; умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца.
Математические Умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей; логическое мышление.
Педагогические Педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Художественные Особенности творческого воображения и мышления; свойст­ва зрительной памяти, способствующие созданию и сохране­нию ярких образов; развитие эстетических чувств, проявля­ющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упор­ные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способно­стей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениаль­ность. Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятель­ности. Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.

Интернет-ресурсы по данной теме:

• http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=0 - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопро­са): 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на во Профессиональное самоопределение - student2.ru просы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответ­ствующую сферу деятельности.

Практическая работа

Задание 1. Определите свои склонности, выполнив задания теста «Диф­ференциально-диагностический опросник» (ДДО).

II МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ

ТИПЫ ПРОФЕССИЙ

Типы профессий по номеру столбцов:

Человек − природа Человек − техника Человек − человек Человек − знаковая система Человек − художественный образ
«+» «+» «+» «+» «+»
         
         
  -―     -―    
-―       -―    
-―     -―     -―  
10а   -―   -―   10б   -―  
11а   11б   12а   12б   13а  
13б   14а   14б   15а   15б  
18а   -―   16б   -―   17а  
-―   17б   18а   -―   18б  
-―   19а   -―   19б   -―  
20а   -―   -―   20б   -―  
Итого:   Итого:   Итого:   Итого:   Итого:  

Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу про­фессий:

1. «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА» - все профессии, связанные с рас­тениеводством,

животноводством и лесным хозяйством, с охраной

окружающей среды

2. «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА» - все технические профессии, связанные с техникой.

3. «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» - все профессии, связанные с об­служиванием людей,

с общением.

4. «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» - все профессии, связанные с

расчетами, цифровыми

и буквенными знаками,

в том числе и музыкальные

специальности.

5. «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» - все творче­ские специальности.

Если вы набрали максимальное число знаков «+», например, в 1 столбце, то у вас проявляется интерес к отрасли типа «человек — природа». Базой для освоение такого типа профессии является естественно-научный профиль.

А если максимальное число знаков «+» в 3 и 5 столбцах, то ваши интересы относятся к гуманитарному профилю.

Задание 2. Выполните тест «Коммуникативно-организаторские склонно­сти» (КОС).

Инструкция. Вам нужно ответить на все вопросы этого теста.

Если ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте знак «+» перед номером вопроса и в соответствующей клетке листа ответов, если же отрицательный — знак «—».

Никаких допол­нительных знаков делать не следует.

Вам надо очень внимательно про­следить за тем, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда запишете свой ответ, совпадали.

Заполняя лист ответов, имейте в виду, что вопросы ко­ротки и не могут содержа

Наши рекомендации