Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения. Взаимоотношения старшеклассников с окружающими людьми.

Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений. авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период : примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.Рост самосознания и интереса к собственному “я” у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками повзросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти факторы актуализируют вопрос: “ Кто я? ” Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает ни что иное как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т.е самосознание.

Личностное и проф.самоопределение в ранней Юность – завершающий этап первичной социализации, однако социальный статус юношества неоднороден .Период юности – это период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу юношеского возраста. В качестве главного результата самоопределения психологи выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. В возрастной психологии установлено, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, что юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведение неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально- психологических различий. Характерное приобретение ранней юности – формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненные планы старшеклассников, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих юношей и девушек желание иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно конкретны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек – недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Юность решающий этап становления мировоззрения.Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности.

Взаимоотношение старшеклассников с окружающими людьми.

Старший школьный(сш) возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то сш наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Пик потребности общения – ранняя юность.(интерес, потребность в деятельности,) В юности особенно возрастает необходимость с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищённости и сопереживании. Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения: для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверчивостью, исповедальностью. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение питии к самому себе.Подростки и юноши значительно чаще, чем люди старшего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изоляции, не от плохого окружения, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств.Число друзей своего пола у юношей от седьмого к десятому классу несколько уменьшается (у девушек такой тенденции нет), а приятелей, наоборот, становится больше. Это свидетельствует о растущей избирательности дружбы. При этом у девушек во всех возрастах друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у юношей, и у девушек преобладают сверстники.Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Представление о друге стоит значительно ближе к «идеальному Я» подростка, нежели к его представлению о своем наличном «Я». Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объест привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола; подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами».Юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе – стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

КРИЗИС Юности! При выходе в самостоятельную жизнь перед молодыми людьми открывается широкое пространство

приложения сил и способностей. Субъективно – весь мир перед ними, и они войдут в него тем путем,

который каждый наметил для себя. В своем выборе юноши и девушки выстроили перспективу своей

жизни. Выход в самостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов.

Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни

встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи. Крушение надежд

переживается очень тяжело – необходимо снова начинать работу по самоопределению.

Процесс адаптации первокурсников к

вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленность к

обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного

поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного, повседневного контроля

педагогов; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и

самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и т.п.

В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями,

романтику с экзотикой. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в

себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности

и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и

разочарования в профессиональной и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений

о профессии и реальностью ее освоения.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом –

кризисом смысла жизни. Актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о

назначении человека, о собственном Я. Отсюда – интерес к нравственно-этическим проблемам,

психологии самопознания и самовоспитании. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса

приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм. Крайняя форма

неспособности справиться с кризисом приводит к суициду. Из протеста против массовости и

обезличенности отношений взрослой жизни вырастают объединения и движения хиппи, рокеров,

панков.

Переход к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние

противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек,

начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но с

другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит

его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Молодые

люди стараются всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений,

однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоятельств. Он

болезненно воспринимает, когда ему кажется, ограничивают его самостоятельность, когда критикуют

его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно.

Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм

жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий

жизнедеятельности – и вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых

органов жизнедеятельности. Позитивное начало кризиса юности связано с новыми возможностями

становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности,

сознательного и целенаправленного самообразования.

23.

Наши рекомендации