Педагогические технологии.

Вопросы:

I. Понятие педагогическая технология, ее сущность и основные признаки.

II. Проблема педагогической технологии в истории педагогики.

III. Структура и уровни педагогической технологии. Различия методики обучения и педагогической технологии.

IV. Классификация педагогических технологий.

I. Технология— совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности (Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. 2010).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методовобработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Педагогика – наука о воспитании и обучении человека (Большой Энциклопедический словарь. 2000).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Становление технологии как науки связано со становлением промышленного производства, в XVII века, когда начала интенсивно развиваться металлургия и машиностроение, в том числе производство промышленного оборудования, производство пароходов, паровозов, огнестрельного оружия. С формированием технологии как науки, стало возможным тиражирование технологии и на этой основе осуществлять массовую подготовку специалистов и организовывать массовое производство. В условиях интенсивного развития науки, техники и технологии к системе обучения предъявляются следующие требования:

а) развитие навыков: индивидуальной и самостоятельной работы; творческой работы с научно-технической информацией;

б) развитие способностей; оригинального и нестандартного решения; работоспособности;

в) индивидуализация обучения (вследствие разных способностей к обучению);

г) формирования: мобильности знаний, критичности мышления, творчество и гибкости в работе; адаптивности; к быстрым изменениям условий производства.

Закономерным является то, что «Технология» и «Педагогика» как науки сформировались в исторически одинаковый период времени. Так как организация расширенного и массового производства потребовало наличие массового обучения. Таковым именно является научное наследие Я.А. Коменского, разработавшим основы массового обучения.

Такой же закономерностью является возникновение педагогической технологии отвечающим несравненно высоким и сложным требованиям интенсивного научно-технического прогресса второй половины ХХ века.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным:педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным:описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным:осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Сущность - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых (под влиянием тех или иных обстоятельств) состояний вещи (Философский энциклопедический словарь. — М., 1989).

Педагогика всегда искала пути достижения высокого результата в работе с группой обучающихся, и постоянно совершенствовало свои средства, методы и формы. Она стремилась найти какой-то прием или совокупность приемов, которые позволили бы добиваться желаемой цели. В результате этого появились различные методики. С накоплением педагогического опыта создавались новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали всевозрастающим требованиям. Проблемы стабильности в обучении, гарантии достижения запланированных результатов оставались.
Препятствием к достижению идеализированного единого метода обучения являются: многообразие учебных целей; многообразие элементов содержания образования (видов учебного материала); индивидуальная особенность учащихся.

В практике обучения используется широкое разнообразие приемов, методов и форм обучения. Однако все интенсивнее продолжается поиск единого эффективного (интегрального) подхода в обучении. Идет поиск таких дидактических подходов, таких дидактических средств, которые могли бы превратить обучение, своего рода, в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. С появлением и распространением в 50-х годах машин в учебном процессе начался этап развития педагогической технологии, которому в промышленном производстве соответствовало появление системотехники – научного направления, решавшего задачу построения человеко-машинных комплексов. Важным в этом научном направлении является определение роли человека в системе «человек-машина». К настоящему времени в решении этой проблемы можно выделить три этапа:

Первый этап – проектирование машины независимо от человека, руководствуясь принципом «машина может все».

Второй этап – проектирование машины включающие процессе взаимодействия человека с машиной, на основе принципа распределения функцией между человеком и машиной.

Третий этап – характеризуется отказом рассмотрения человека как компонента технической системы, в основу проектирования закладывается принцип человеческой деятельности, то есть стало проектироваться система человеческой деятельности.

Признак - показатель, примета, знак, по к-рым можно узнать, определить что-нибудь (Википедия).

Г.Е. Муравьева на основе анализа литературы выделяет основные признаки или характеристики технологии обучения как процедуры деятельности:

  • целенаправленность;
  • целостность;
  • научная обоснованность;
  • направленность на результат;
  • планируемость;
  • высокая эффективность;
  • системность;
  • комфортность для учителя и учащихся;
  • законосообразность;
  • проектируемость;
  • надежность;
  • гарантированность результата.

В.В. Юдин выделил следующие признаки педагогической технологии:

  • четкость и определенность в фиксации результата;
  • наличие критериев его достижения;
  • пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.

Е. О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

  • педагогическая идея, то есть определенная методологическая, философская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);
  • фиксированная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом;
  • процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения;
  • воспроизводство любым учителем элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
  • диагностические процедуры, содержащие критерии, по­казатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

II. Проблема - в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать (Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1970—1978).

Проблема педагогической технологии в истории педагогики:

- термин существует относительно недавно;

- дискуссия по поводу того, существует ли в природе педагогическая технология как определенный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый педагог, продолжается до сих пор;

- не все слагаемые педагогической технологии приобрели одинакового развития. Особенно сложным является создание технологии воспитания, хотя и эта отрасль имеет значительные наработки.

III. Структура - внутреннее устройство, пространственное строение чего-либо (Википедия).

Уровень - степень величины, развития чего-нибудь (Википедия).

По мнению Г.К. Селевко в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения;

- цели обучения - общие и конкретные;

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс;

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала

- диагностика учебного процесса.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г.К. Селевко):

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определен ной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогиче ской системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельныхчастей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Методика - описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности» ( К. Д. Ушинский).

Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов (Википедия).

Методика обучения - целенаправленная система методов обучения, обеспечивающее достаточно полное решение задач обучения (http://neudoff.net/info/pedagogika/osnovnye-ponyatiya-didaktiki/).

Различия методики обучения и педагогической технологии. В методиках прописывается деятельность учителя на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана деятельность самих учащихся. Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (преподаватель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методический пособий), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата. О технологии далеко не всегда корректно говорить “моя технология”, поскольку при этом проявляется претензия на универсальность, на научную обоснованность того, о чем говориться, на то, что она воспроизводима и может без купюр принята другими. Ведь систему В. Ф. Шаталова никто полностью не повторил. У него авторская методика, включающая, вместе с тем, большое количество воспроизводимых, технологичных фрагментов.

IV. Классификация - «особый случай применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и так далее)» ( Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.).

«Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам» ( «Классификация», Словарь по профориентации и психологической поддержке).

Олешков в своей книге (Олешков М.Ю., Педагогическая технология: проблема классификации и реализации, 2005) говорит, что "наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г. Селевко (Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, 1998). В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий (от технологии свободного труда С. Френе до агрошколы А. Католикова), которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса":

· Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;

· Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения);

· Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;

· Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала;

· Частнопредметные педагогические технологии;

· Альтернативные технологии;

· Природосообразные технологии;

· Технологии развивающего образования;

· Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств;

· Социально-воспитательные технологии;

· Воспитательные технологии;

· Педагогические технологии авторских школ;

· Технологии внутришкольного управления;

Олешков считает основным недостатком классификации Селевко "размытость" самого понятия педагогической технологии".

Семинар 2 (19.09.2016).

Наши рекомендации