Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Задания для самостоятельной работы.

1. Произвести лингвистический анализ (фонетический, графический, орфографический, лексический, морфологический, синтаксический) текста.

2. Составить конспект по разделу учебника или монографии.

3. Подобрать лингвистический материал по предложенной теме.

4. Проанализировать лингвистический материал по теме в предложенном учебнике для начальной школы.

5. Составить аннотацию к статье, книге.

6. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем.

7. Провести сопоставительный анализ альтернативных программ по русскому языку по одному из предложенных направлений.

8. Разработать диагностические задания для выявления уровня владения младшими школьниками грамматическими (орфографическими, пунктуационными и др.) знаниями и умениями.

9. Составить картотеку по одной из проблем начального языкового образования.

10. Подготовить наглядный материал по одной из тем курса.

Практическое занятие № 1.

Тема: Языковое образование младших школьников.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и структурные компоненты языкового образования в начальной школе.

2. Содержание языкового образования (1-4 классы).

3. Принципы языкового образования и речевого развития учащихся.

4. Лингвометодическая концепция развивающего начального языкового образования.

Учебно-исследовательские задания:

1. Провести анализ целостного подхода к содержанию и структуре современного начального языкового образования и его компонентов.

2. Проанализировать методические проблемы в организации языкового образования младших школьников.

3. Составить картотеку одной из выявленной проблемы современного начального языкового образования.

Практическое занятие № 2.

Тема: Основные составляющие методики обучения русскому языку в начальной школе

Тема: Лингвистика как база методики обучения русскому языку.

1. Понятие о трёх составляющих основ методики русского языка: лингвистике, психологии и педагогике.

2. Психология как база методики обучения русскому языку.

3. Концепция «развивающее обучение» Л. С. Выготского и его школы в методике обучения русскому языку.

4. Психологической концепции, разработанные А. Н. Леонтьевым,

5. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдовым в методике обучения русскому язык

6. Принцип наглядности в обучении русскому языку.

7. Продуктивная, поисковая или частично-поисковая деятельность детей на уроке русского языка.

8. Педагогика как база методики обучения русскому языку.

9. Лингвистика как база методики обучения русскому языку.

Учебно-исследовательские задания:

10. Сделать анализ теоретических обобщений в области фонетики, графики, орфографии.

11. Изучить грамматические теории о частях речи, словосочетании, предложении.

12. Проанализировать лингвистические концепции в организации обучения русскому языку.

Практическое занятие № 3,4.

Тема: Содержание языкового образования в начальной школе в свете реализации ФГОС.

Вопросы для обсуждения:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения (русский язык).

2. Планируемые результаты освоения учебной программы по русскому языку.

Учебно-исследовательские задания:

1. Провести анализ федеральных государственных образовательных стандартов общего начального образования первого и второго поколения (русский язык).

2. Проанализировать примерную (базисную) образовательную программу по русскому языку для начального общего образования.

3. Представить в таблице планируемые результаты освоения учебной программы по русскому языку.

4. Решить кейс (задание для группы):

Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе? Можно ли перенести этот прием на подростков? В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии? Является ли данное решение актуальным при реализации ФГОС в школе?

В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: – «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, которые сидят справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.

5. Составить кейс по одному из главных отличий ФГОС от ГОСТ (на выбор группы).

Практическое занятие № 5,6,7,8.

Тема: Русский язык как учебный предмет в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

1. Методика обучения русскому языку как учебная дисциплина.

2. Предмет, задачи и структура курса.

3. Источники развития методической науки.

4. Общая характеристика содержания и построения предмета «Русский язык» в начальных классах.

5. Место методики преподавания русского языка в ряду педагогических наук.

6. Роль методической науки в воспитании языковой личности младшего школьника.

Учебно-исследовательские задания:

1. Подготовить материалы к презентации современного уровня методической науки.

2. Проанализировать актуальные проблемы методики на современном этапе развития.

3. Изучить вклад отечественных учёных в методику обучения русскому языку.

4. Проследить взаимосвязь изучения языка и развития речи детей.

5. Сравните основные положения методики преподавания русского языка в трудах Ф.И.Буслаева и М.Т.Баранова. 1. Практическое занятие № 9.

6. Рассмотреть и проанализировать принципы преподавания языковой теории в системе языкового образования учащихся начальной школы (изучение фонетики, графики, орфографии, изучение лексики, фразеологии, изучение морфемики, морфологии, изучение синтаксиса, пунктуации).

Работа в группах:

1. Сделать обзор традиционных (классических) программ и учебников русского языка.

2. Сделать анализ содержания курса методики русского языка в начальной школе (методика обучения грамоте, фонетике, графики и лексике, методика грамматики и орфографии, методика развития речи учащихся).

Практическое занятие № 9,10,11,12

Тема: Обучение грамоте и письму

Вопросы для обсуждения:

1. Требования к урокам чтения и письма.

2. Система уроков чтения и письма в период обучения грамоте.

3. Дифференцированный подход при обучении грамоте.

4. Работа над звуками.

5. Развитие речи в период обучения грамоте.

6. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте.

Учебно-исследовательские задания

1. При обучении звуковому анализу используется прием специального произнесения слова с интонационным выделением определенного звука (См. об этом: «Русский язык в начальных классах....», с. 83—84). Поскольку образец такого произнесения дает учитель, потренируйтесь в последовательном выделении каждого звука в словах сом, крот, еж, сказка.

2. Работа в группах: Решить кейсы

Проанализируйте фрагмент урока. Определите его тему, основные задачи, охарактеризуйте использованные приемы. Выделите: а) действия по аналогии («делай, как я»), б) постановку фонетического опыта, в) наблюдение, г) моделирование.

...Мы с вами сделали важное открытие: мы узнали, что слова, когда их произносят, состоят из звуков... Попробуем узнать, какие звуки есть в слове аист. Произнесем и послушаем это слово. Посмотрите, как я это делаю: аааииист. Вместе протянем и послушаем первый звук: аааааист. Назовите его: [а]. Понаблюдаем, друг за другом: как мы произносим этот звук.

Произнесем тихо..., а теперь громче..., еще громче... Что происходит со ртом? (Открывается). Один ученый так и назвал эти звуки — «ротораскрыватели». А попробуем плотно закрыть рот и произнести этот звук ([а]). Получилось?! Почему? Хотите, объясню? Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы произносим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте. А закрыли рот, образовали преграду — и звук не получился. Звуки, при которых воздух проходит свободно, не встречая преград, ученые назвали ГЛАСНЫМИ. Чтобы нам не потерять гласный звук [а] в слове АИСТ, обозначим его [о].

Теперь послушаем другой звук из этого слова. Посмотрите друг на друга и произнесите: [ссссссс]. Воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где преграда? Проверив: попробуем произнести так, чтобы язык ни к чему не прикасался... Получилось?.. Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали СОГЛАСНЫМИ.

Определите, с какой целью могла быть проведена на уроке представленная ниже беседа. Продолжите ее. К какому выводу подводит детей учитель? (Беседа описана в кн.: Л. Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991, с. 101 — 102).

...Жили-были два медведя. Один был большой, лохматый, а второй — маленький и пушистый. Оба медведя любили петь песенки, сидя на пеньке. Большой медведь пел: «Та-та-та-та», а меленький — «Тя-тя-тя». Можно ли сказать, что песенки медведей одинаковые? (Нет, но они похожи). Большой медведь пел грубым, твердым голосом. Покажите, как он пел. (Дети произносят: «Та-та-та».) Маленький медведь пел ласковым, тоненьким, мягким голоском. Как пел маленький медведь? (Дети произносят: «Тя-тя-тя».) В песне большого медведя согласный звук звучал твердо, послушайте: [т-т-т-т]. А теперь вы произнесите этот ТВЕРДЫЙ согласный. (Дети произносят). А в песне маленького медвежонка согласный звук звучал мягко, послушайте: [т'-т'-т']. Теперь вы произнесите этот МЯГКИЙ согласный звук. (Дети произносят).

3. Продолжите работу, описанную в предыдущей задаче, включив в нее знакомство первоклассников с обозначением твердых и мягких согласных условными знаками, приняты ми в каком-либо букваре.

4. Проанализируйте ситуацию: на уроке знакомства с буквой М после выделения с детьми звуков [м] и [м'] из слов гном и семь, учитель объявил ученикам, что это «одинаковые, но еще не знакомые нам звуки». Оцените лингвистическую грамотность этой формулировки. Почему она требует корректировки? Довольно распространена на уроках обучения грамоте и такая фраза: «Сегодня мы познакомимся с новыми звуками...» А с ней Вы согласны? Почему?

8. Проводя анализ слова ЛОСИ, учитель спросил: «Почему звук [с'] мягкий?» Ученик ответил: «Потому что дальше идет звук [и]», Оцените диалог. Докажите, что неправомерный вопрос повлек за собой неправильный ответ.

9. Разработать кейс.

9. Составить конспект урока чтения на тему «Звуки [л] и [л'], буквы Л, л».

10. Составить конспект урока письма на тему «Буква т».

Практическое занятие № 13,14

Тема: Методика формирования грамматических и словообразовательных понятий

Вопросы для обсуждения:

1. О сущности грамматических понятий.

2. Морфологические понятия «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог».

3. Синтаксические понятия «предложение», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание».

4. Словообразовательные понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «однокоренные слова».

Учебно-исследовательские задания:

Работа в группах

1. Изучить технологии формирования грамматических и словообразовательных понятий.

2. Анализ этапов формирования грамматического понятия.

3. Составить тестовые задания по теме занятия.

Практическое занятие № 15

Тема: Фонетика как раздел науки о языке.

Вопросы для обсуждения:

1. Фонетика как учение о звуках.

2. Фонетическая система русского языка.

3. Общая характеристика гласных звуков русского языка.

4. Общая характеристика согласных звуков русского языка.

Учебно-исследовательские задания:

1. Проанализировать имеющиеся методические проблемы в изучении фонетического состава слова младшими школьниками.

2. Разработать метод-контроль младших школьников при изучении раздела (тест, учебный кроссворд, дидактическая игра и др.).

Практическое занятие № 16

Тема: Теоретические основы изучения орфографии в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «орфограмма», виды орфограмм.

2. Классификация орфограмм.

3. Принципы русской орфографии.

4. Разделы русской орфографии.

5. Различия в понимании основного принципа русской орфографии.

Учебно-исследовательские задания:

1. Пользуясь одной классификаций, дайте перечень орфограмм, изучаемых в начальных классах. Выделите самую обширную группу орфограмм.

2. Покажите на примере конкретного орфографического правила, как усвоение правила зависит от знаний по грамматике.

3. На основе программ начального общего образования (анализ двух программ по выбору) составьте список орфограмм, которые изучаются в начальной школе по классам.

4. Составьте таблицу «Признаки орфограмм».

Орфограмма Признаки
   

Практическое занятие № 17,18

Тема «Формирование орфографических навыков у младших школьников»

Вопросы для обсуждения

1. Структура орфографического действия.

2. Методы и приемы обучения правописанию.

3. Работа над орфографическим правилом

4. Орфографические упражнения.

Учебно-исследовательские задания

1. Составьте конспект урока на тему «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова».

2. Составьте алгоритмы работы над орфограммами, изучаемыми в начальной школе.

3. Перечислите все виды диктантов. Раскройте специфику каждого из них.

4. Назовите виды орфографических ошибок и дайте характеристику каждого из них. Укажите возможные причины неправильных написаний.

5. Перечислите приемы исправления ошибок известные в методике.

Практическое занятие № 19,20

Тема: «Технология работы над морфемным составом слова»

Вопросы для обсуждения:

1. Типы морфем. Корни и аффиксы, специфика их семантики.

2. Признаки корня. Однокоренные слова.

3. Типы аффиксов.

4. Аффиксы словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). Основа слова как особый структурный элемент.

Учебно-исследовательские задания:

1. Слова носовой (платок) - носить многие ученики класса назвали однокоренными, а в словах облетел (землю) - облака выделили одинаковую приставку об-. О каких недостатках обучении свидетельствуют эти ошибки? Составьте фрагмент урока работы над ними.

2. Вычлените те советы по лингвистически грамотному проведению морфемного анализа, которые даны в пособии «Русский язык в начальных классах....» (с. 184—185). На их основе составьте памятку для учителя: как проводить морфемный анализ слов, если заботиться о развитии учащихся. Сущность и назначение каждого пункта объясняйте.

3. Каждая морфема в слове выполняет свою «работу» и, как правило, привносит свое значение. Раскройте этот тезис на примере таких рядов слов.

а) Зима, зимушка, зимний, зимовать, перезимовать, зимовье;

б) вбежать влететь, вползти; отбежать, отлететь, отползти; выбежать, вылететь, выползти;

в) домик, столик, кораблик; ротик, носик;

г) пришкольный, пригородный, прибрежный.

Как Вы считаете, нужно ли проводить подобные наблюдения с детьми? Зачем?

4. Для доказательства того, что выделенная часть слова, действительно, является корнем, приставкой, суффиксом, подбирают слова с той же морфемой. Уточните, что это значит: т а ж е морфема. Решите, в каждой группе выделена одна и та же морфема или нет.

Выключатель, писатель, спасатель; горошина, жемчужина, домина; горевать, гореть, горный; забежать (на минутку), запеть, завернуть (за угол).

5. Распределите приведенные суффиксы имен существительных и приставки глаголов по указанным значениям. Правильность решения доказывайте примерами из приведенных слов

Суффиксы имен существительных
Указание на профессию, занятие («тот, кто...») -ок Уменьшительное, уменьшительно-ласкатель­ное значение Название предмета, с помощью которого что-то делают («то, чем...») Название детенышей животных Значение большого размера, силы Указание на единичность предмета Название действия - ок -ищ   -ин -онок -ник -чик -ик -тель -к

Читатель, нагреватель, чайник, школьник, историк, ветерок, слоненок, головка (ребенка), столик, летчик, жарища, химик, переводчик, арбузище, соломина, рыбина, комнатка, силища, олененок, котик, котенок, котище, градина, кипятильник, морковка, ноготок, прыжок, скребок.

Приставки глаголов  
Начало действия до- Доведение действия до конца, окончание его по- Направленность действия за что-то за- Появление, изменение качества, свойства вы- Направленность действия изнутри наружу от- Направленность действия внутрь в- Непродолжительность действия Удаление от чего-либо до- по- за- вы- от- в-

Практическое занятие № 21,22

Тема: Технология работы над морфемным составом слова в начальных классах

Вопросы для обсуждения

1. Значение и задачи работы по изучению морфемного состава слова.

2. Система изучения морфемного состава слова.

3. Ознакомление с однокоренными словами и корнем.

4. Изучение словообразовательной роли приставок.

5. Методика работы над усвоением функции суффиксов.

6. Особенности изучения окончания.

Учебно-исследовательские задания

1. Опираясь на программу (по выбору), составьте таблицу словообразовательных над формированием которых Вы будите работать в I – IV классах. Выделите признаки этих понятий.

Морфема Признаки 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Существенные Несущественные        
             

2. Любая морфема обнаруживает себя «в действии». Исходя из этого, решите, какой дидактический материал следует использовать при знакомстве младших школьников с понятиями «окончание», «приставка», «суффикс», как организовать работу, чтобы нужные слова, формы слов появились в результате осознанных действий учащихся? Какими должны быть эти действия при знакомстве с окончанием, с приставкой и суффиксом?

3. Последовательность знакомства с морфемами, их группировка в учебниках русского языка разных авторов различна. Посмотрите учебники русского языка, избранные Вами для сопоставления, и покажите, как в них решаются названные вопросы. Постарайтесь понять избранную авторами логику расположения материала и определить к ней свое отношение.

4. Сравните несколько способов предъявления дидактического материала при введении понятия «окончание». Какие из них Вы предпочли бы использовать в своей работе? Почему? Какие из вариантов считаете наименее удачными? Почему?

1) — Что это за предмет? — спрашивает учитель, показывая на парту. — А как назвать все эти предметы, стоящие в классе? (Называемые формы слов записываются на доске так, чтобы были хорошо заметны изменяющиеся окончания. Выделены «рамочкой» они будут позже.)

— А за чем сидит каждый из вас? А к чему я сейчас подошла? А где я остановилась?

— Посмотрите на получившуюся запись:

парта

парты

за партой

к парте

у парты

Что вам пришлось сделать со словом парта, отвечая на мои вопросы? А почему нельзя было не изменять слово? Попробуйте.

— Менялось все слово или только его часть? ...

2) Измените слово река по вопросам: Чего? Чем? На чем? Выделите корень и ту часть, которая стоит после корня. Какая часть слова изменялась?

3) Выпишите изменения одного и того же слова, рамочкой выделите изменяемую часть

Лиса — красивый зверь. У лисы пушистый хвост. За лиса трудно охотиться. ...

4) Спишите, изменяя по смыслу слово лиса и выделяя изменяемую часть.

Лиса — красивый зверь. У (лиса) красивый хвост. За (лиса) трудно охотиться.

1) Спишите, если надо, исправляя предложения.

Лиса — красивый зверь. У лиса красивый хвост. За лиса трудно охотиться.

Почему вы не стали списывать так, как было на доске? Мы меняли целые слова или их части? ...

2) Мальчик-иностранец изучает русский язык. На одном и i занятий, после чтения сказки А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке, учитель попросил его придумать несколько предложений со словом рыбка. Вот какие предложения он составил: Поклонимся дед рыбка. Попросил дед рыбка.

Этот мальчик уже научился русскому языку? Почему вы так считаете? Что же придется сделать, исправляя его предложения?

Использовав один из удачных на Ваш взгляд, вариантов, завершите работу, доведя её до определения окончания.

5. Какой (какие) из способов предъявления материала, приведенных ниже, Вы выберете при знакомстве с приставками? Почему? На основе одного из избранных вариантов разработайте соответствующий фрагмент урока. Обоснуйте весь ход работы

3) Посмотрите на записанные слова:

Входим Выходим Уходим Заходим ...

4) Прочитайте текст и выпишите однокоренные слова. ... Вот мы входим в лес. Походив по опушке, мы двинулись в глубь леса. Переходим овраг и выходим на красивую поляну. Подходим к развесистой березе.

5) Я шла по коридору и услышала такое предложение: Я сразу учувствовал, что пахнет газом. ...

Практическое занятие № 23,24

Тема: Методика работы с лексикой на уроках русского языка в начальных классах.

Вопросы для обсуждения:

1.Недостатки словаря учащихся младших классов.

2. Направления словарной работы в начальных классах.

3. Источники развития словаря учащихся.

4. Работа над изобразительными средствами языка.

5. Синонимы, антонимы, многозначность слова.

6. Активизация словаря.

Учебно-исследовательские задания

1. Составьте схему основных путей словарной работы в школе.

2. Спланируйте словарную работу по рассказу или стихотворению на один урок.

3. Подберите материал для словарных упражнений в связи с изучением какой-либо грамматической темы.

4. Пользуясь словарями (толковым, словообразовательным, синонимическим, антонимическим), составить 5-6 лексических упражнений для 1,2,3,4 классов.

5. Сопоставьте словарные статьи к слову человек в энциклопедическом и толковом словарях. Какая информация о слове содержится в толковом словаре?

6. По образцу словарной статьи в толковом словаре составьте собственные толкования лексических значений слов. Ток-шоу, турне, харизма, электорат.

7. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам.

Длинный — длительный (протяженный, долговременный); запасный — запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); злой — злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый); комический — комичный (смехотворный, комедийный); нестерпимый — нетерпимый (недопустимый, невыносимый); оборотливый — оборотный (предприимчивый, противоположный); опасный — опасливый (рискованный, осторожный); понятный — понятливый (ясный, способный); скрытый — скрытный (неоткровенный, тайный); удачный — удачливый (счастливый, везучий, успешный); фактический — фактичный (действительный, достоверный, документальный); явный — явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).

8. Разработайте упражнения по активизации словаря учащихся к сочинению на тему: «Ясный январский день».

9. Подготовьте сообщение на тему: «Пути повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в словарной работе».

Практическое занятие № 25,26,27,28

Тема: Технология работы над существительными и прилагательными в начальной школе

Вопросы для обсуждения:

1. Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение.

2. Род имен существительных.

3. Число имен существительных.

4. Склонение имен существительных.

5. Имя прилагательное лексическое и грамматическое значение.

6. Род имен прилагательных

7. Число имен прилагательных.

8. Склонение имен прилагательных.

Учебно-исследовательские задания:

1. Изучите программу по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное». Наметьте план работы по этим темам в 1-4 классах.

2. Как учить школьников распознавать части речи? Приведите примеры упражнений, которые формируют это умение.

3. Составить фрагменты уроков на данные темы: «Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?», «Род имен существительных».

4. Составить фрагменты уроков на данные темы: «Изменение имен прилагательных по родам и числам», «Склонение имен прилагательных».

5. Построить таблицу падежных окончаний имен прилагательных для единственного и множественного числа; покажите различия мягкого и твердого вариантов склонения, а также варианты окончаний. Объясните, как соотносятся прилагательные с именами существительными в процессе склонения: в чем согласуются, как пишутся, или произносятся, как проверяется правописание окончаний. Все должно быть выполнено на уровне, доступном младшим школьникам.

6. Покажите на каком-либо примере, как следует использовать выделение пар слов (словосочетаний) в предложении для объяснения правила правописания падежных окончаний имен существительных.

7. Составить конспект урока.

Практическое занятие № 29,30,31

Тема: «Технология изучения глагола в начальных классах»

Вопросы для обсуждения

1. Содержание и задачи изучения глагола в начальной школе.

2. Лексико – грамматическое значение глаголов.

3. Время глаголов.

4. Спряжение глаголов.

5. Словообразование глаголов.

Учебно-исследовательские задания

1. Проанализируйте школьную программу и кратко охарактеризуйте содержание работы над глаголами в 1-4 классах.

2. Проанализируйте материал учебника «Русский язык» (2класс) по Теме:

«Слова, отвечающие на вопрос что делает?. Что делают и т.д.» с точки зрения пропедевтики изучения основных категорий глагола (подготовка к изучению времени и числа глагола).

3. Составьте конспекты уроков на темы: «Изменение глаголов по временам», «Изменения глаголов по лицам и числам».

4. Составьте конспект урока на тему: « 1и 2 спряжение глаголов».

5. Составьте 4-5 упражнений, формирующих умения распознавать глаголы 1 и 2 спряжения.

6. Составьте картотеку статей по теме: « Глагол», опубликованных в журнале «Начальная школа» за 5 лет. Подготовьте сообщение на одну из тем: « Развитие речи учащихся в процессе изучения глагола», « Формирование навыков правописания личных окончаний глагола».

Практическое занятие № 32,33

Тема: Технология работы над синтаксисом и пунктуацией в начальных классах

Вопросы для обсуждения

1. Какое значение для младших школьников имеет усвоение синтаксических знаний?

2. Основные направления работы над предложением в 1—4 классах.

3. Охарактеризуйте (с обоснованием) последовательность изучения предложения в начальных классах школы.

4. В чем выражается углубление знаний от этапа к этапу?

5. Трудности, с которыми встречаются младшие школьники при усвоении связи слов в предложении. Ошибки. Которые они допускают при разборе предложений.

Учебно-исследовательские задания

1. Как познакомить учащихся с особенностями главных и второстепенных членов, с подлежащим и сказуемым? Составьте фрагменты уроков, на которых изучается данный материал. Подберите наглядные пособия.

2. Составьте конспект урока на темы: «Виды предложений по интонации и по цели высказывания», «Однородные члены предложения».

3. Составьте картотеку статей, опубликованных в журнале «Начальная школа» по теме «Синтаксис и пунктуация».

Практическое занятие № 34,35, 36

Тема: Синтаксический уровень работы по развитию речи учащихся

Вопросы для обсуждения

1. Задачи работы на синтаксическом уровне.

2. Направления работы на синтаксическом уровне

3. Работа над словосочетанием.

4. Работа над предложением.

Учебно-исследовательские задания

1. Составьте упражнения на редактирование текста с точки зрения темы или основной мысли.

2. Разработайте цикл упражнений со словосочетаниями к теме «Спряжение глагола».

3. Подготовьте сообщение «Пути повышения познавательной активности и самостоятельности, учащихся в работе над предложением».

4. Разработайте цикл упражнений с предложениями в связи с изучением темы: «Имя существительное» (3 класс).

5. Приведите пример на каждый вид синтаксических упражнений.

6. Разработать конспект урока «Словосочетания»

Практическое занятие № 37

Тема: Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся

Вопросы для обсуждения:

1. Речь и ее виды.

2. Развитие мышления - основа речевых упражнений.

3. Типы речи (текста).

4. Факторы речевого развития.

5. Психологическое содержание речевой деятельности, ее структура.

6. Общая характеристика содержания и речевой работы.

7. Стилистика как база для речевой работы.

Учебно-исследовательские задания:

1. Составьте перечень наук о речи, о речевой деятельности, об общении, о тексте, т.е. современных наук, которые положены в основу методики развития речи учащихся.

2. Составьте краткий терминологический словарь по речеведению, разделив термины на два списка: традиционные термины и новые. Дайте определения этих терминов; в случае затруднения поясните значение термина примером или примерами.

3. Составьте схему, отражающую содержание речевой работы. Конкретизируйте направление отражающее формирование отдельных речевых умений обеспечивающих: создание высказывания, восприятие высказывания.

4. Законспектируйте статью «Лингвистика текста» из энциклопедического словаря юного филолога.

5. Заполните таблицу «Речевая деятельность»

  Выдача сообщения Прием сообщения
Предмет Средство Способ Продукт Результат    

Практическое занятие № 38,39

Тема: Технология работы над сочинением

Вопросы для обсуждения

1. Виды сочинений - устных и письменных.

2. Роль сочинений в воспитании школьников.

3. Тема сочинения и ее раскрытие.

4. Накопление материала для сочинений.

5. Составление плана.

6. Исполнение реализация подготовленного.

Учебно-исследовательские задания:

1. Составьте схему классификации сочинений.

2. Подготовьте фрагмент урока, на котором формируется умение осознавать тему будущего высказывания.

3. Подготовьте фрагмент урока, на котором формируется умение намечать ход развития мысли.

4. Составьте конспект урока на тему «Сочинение на литературную тему», «Сочинение по картине» (на выбор).

Практическое занятие № 40,41

Тема: Технология работы над изложением

Вопросы для обсуждения

1. Требования к устным пересказам и письменным изложениям.

2. Подробные или близкие к тексту образца пересказы и изложения.

3. Выборочные пересказы и изложения.

4. Творческие пересказы и изложения.

Учебно-исследовательские задания

1. Пересказу должен предшествовать его целенаправленный анализ. Перечислите его основные компоненты. Проведите анализ одного из текстов по выбору (См. «русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред.М.С. Соловейчик. С. - 287).

2. Просмотрите несколько текстов из сборника изложений или учебников русского языка и т. д. Выберите наиболее удачные тексты – ясные с точки зрения стиля, типов речи, структуры; решите, на каких вопросах, в том числе культуры речи, следует остановиться при приведении подготовки к изложению.

3. Познакомьтесь с описанием работы над изложениями, описанными в книге О.М. Казарцевой С.460- 476. Соотнесите предложенный ход работы с изложенным в книге М.Р. Львова.

4. Выполните задания № 8.2, № 8.7. № 8.11, № 8.13, № 8.17, № 8.18, № 8. 19, № 8.22. (См. «Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач..»).

5. Видом работы, обратным сжатию текста, является его развертывание.

Подготовьте соответствующий урок. Сначала обдумайте задачи обучения, состав тех умений, которые будете формировать, обдумайте общую логику работы, содержание и организацию каждого из этапов. Четко сформулируйте все вопросы и задания. Напишите конспект урока.

3. Пользуясь методической литературой, подготовьте конспекты уроков каждого вида изложения.

Практическое занятие № 42

Тема: Речевые ошибки их диагностика и исправление

Вопросы для обсуждения:

1. Типы ошибок.

2. Исправление речевых ошибок.

3. Предупреждение речевых ошибок.

Учебно-исследовательские задания:

1. Составьте картотеку детских ошибок, укажите их разновидности, запишите, с чем связана погрешность.

2. Проанализируйте тетради учащихся, подберите 1 – 2 примера по каждому типу речевых ошибок. Объясните причины возникновения каждой ошибки и возможные способы исправления.

3. Составьте план фрагмента урока (20 – 25 мин.), посвященного работе над речевыми ошибками.

4. Подготовьте сообщение: «Какие возможности для совершенствования культуры речи учащихся и для исправления речевых ошибок дает в начальных классах тема «Глагол».

5. Потренируйтесь в анализе детских сочинений. Отметьте в них встречающиеся речевые ошибки и недочеты. Обратите внимание и на достоинства работ, на удачное использование языковых средств.

Золотая осень в лесу.

Пришла в лес осень. Пожелтели березы, покраснели осины. Падают листья как парашютисты. Красиво! Из листьев идет золотой дождь. Меняют свою окраску не только деревья, но и животные. Я видела белку. Она уже не такая рыжая, как была летом. Все напоминает, что пришла осень.

Весной в лесу.

Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Ветерок был теплый, ласковый. Задорчиво чирикал воробей. Это было похоже на песню дудочки. Хорошо, что пришла весна! Она обрядила деревья в весенний наряд, сделала ярким солнышко. На небе редко-редко набежат облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все как бы празднуют праздник весны. Я люблю весну!

Есть ли в этих сочинениях недостатки в содержании? Аргументируйте ответ.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний по дисциплине проводится в течение семестра в устной и письменной форме в виде:

– тестовых, проверочных и контрольных работ, содержащих вопросы репродуктивного, проблемного и творческого характера;

– заданий, требующих сопоставительного анализа различных концепций, программ, учебников по русскому языку в начальных классах;

– анализа языкового материала;

– рефератов по отельным вопросам изучаемых тем;

– коллоквиумов;

– анализа детских работ по русскому языку;

– заданий диагностического характера, позволяющих оценивать уровень овладения студентами содержанием и методами изучения дисциплины.

Система текущей аттестации направлена на обеспечение полноценной качественной подготовки студентов к итоговой аттестации.

Наши рекомендации