Педагогическое обеспечение действий личного состава в экстремальных условиях и постэкстремальный период

Глубоко ошибочно полагать, что всесторонняя подготовка людей проведена, а теперь им остается действовать, как учили и указывали. Напротив: люди, их состоя­ния, поведение, действия в экстремальных ситуациях нуждаются в постоянном повышенном внимании, в под­держке, помощи, заботе, учебе, воспитании, сплочении и др. Толь­ко неопытный руководитель полагает, что стоит ему сказать хоть слово, шевельнуть пальцем, как все сломя голову забегают, исполняя его волю. Любой приказ, будь он самым лучшим, самым рас­прекрасным, останется бумажкой или незначительным и быстро развеявшимся сотрясением воздуха, если рядовые работники не совершат, получив его, требующихся действий, если каждый из них, превозмогая трудности, опасности, усталость, возможно и не­желание, не пойдет, куда надо, не проползет, если надо, не сделает, что надо, не изменит что-то в реальной обстановке. В сложной и опасной обстановке — тем более. Как верно говорят: пока солдат не сделает — ничего не сделается.

В экстремальных условиях и по ходу служебно-боевых действий необходимо продолжать работу с личным составом, даже усиливать ее с учетом происходящих событий и их состоянием. В этой работе есть аспекты, относящееся к экстремально-педагогическому обеспе­чению, которое представляет собой специально организуемый комплекс мер. Задачи этого комплекса:

• подбор по педагогическим показаниям подготовленности и готовности сотрудников, которым поручается служебно-боевое задание;

• участие в непосредственной подготовке (перед самым выходом на задание) групп и сотрудников, отправляемых на задание;

• мобилизация сотрудников на полное проявление своих экстремальных способностей и подготовленности, чувств патриотизма и долга, ответственности и дисциплины, оптимизма и веры в успех, соблюдения порядка и организованности, сплоченности и коллективизма, мужества и стойкости, терпения и выдержки, целеустремленности и настойчивости, соблюдении строгой законности действий и др.;

• поддержание бдительности сотрудников, их смелости и разумной осторожности, наступательности, заботы о собственной безопасности, безопасности коллег и граждан;

• воспитывающие напоминания об уважении к гражданскому населению, о равенстве народов и религий, проявлении по­сильной заботы и внимания к нуждающимся в помощи гражданам, укреплении авторитета правоохранительных органов и их поддержки населением;

• непрерывное и внимательное изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния и боевого на­строя сотрудников и групп, их поддержание и повышение, предупреждение падения боевого духа, возникновения слухов и панических настроений;

• безусловное соблюдение всех прав и гарантий сотрудников, предусмотренных нормативными документами, принципиальная и непрерывная забота об обеспечении их всем необходимым и положенным в экстремальных условиях, принятие всех мер, исключающих возможность нарушений;

• постоянное повышение профессионализма личного состава на основе своего боевого опыта, а также опыта других;

• проведение культурно-досуговых мероприятий и воспитательной работы в часы отдыха; обеспечение личного состава газетами, журналами, книгами, радио, телевидением и связью;

• выявление и устранение всех факторов и обстоятельств (в том числе связанных с бытом, питанием, отдыхом, гигиеной, оружием, боеприпасами, средствами индивидуальной защиты, денежным довольствием, социальными и правовыми гарантиями, медицинской помощью, оказанием помощи раненым, выполнением долга в отношении к погибшим и пр.), вызывающих негативные реакции у действующего в экстремальных условиях личного состава;

• постоянная помощь и консультирование начальников и командиров в вопросах педагогического руководства личным со­ставом и оценки противника.

Наши рекомендации