Глава 3. психологические особенности действий личного состава в условиях применения омп и высокоточного оружия

В соответствии с современными военно-научными взглядами и положениями боевых документов общевойсковой бой может вестись с использованием как обычного оружия, так и оружия массового поражения (ОМП). Хотя производ­ство и хранение химического и бактериологического оружия в большинстве стран запрещено, наличие бинарных составов, не уничтоженных запасов, ведущиеся секретные разработки новых аналогичных средств, существование возможности разрушения предприятий химической промышленности, специальных НИИ зас­тавляют прогнозировать их влияние на психику и боевую деятельность личного состава. По масштабности воздействия на боевую технику и военнослужащих вплотную приближается к категории ОМП оружие несмертельного действия1.

Усиленными темпами развивается высокоточное оружие (разведывательно-ог­невые и разведывательно-ударные комплексы, ракеты и снаряды точного наведе­ния и др.).

Все перечисленные средства отличаются выраженными особенностями влия­ния на человеческую психику. Знание этой специфики позволяет подготовить людей, предупредить действие фактора новизны, неожиданности, внезапности, быстро преодолеть психологические последствия их применения.

3.1. Психологическая характеристика боевых действий войск в условиях применения ОМП и высокоточного оружия

К числу наиболее мощных боевых средств по праву относится ядерное оружие.

О характере его влияния на психику и боевую деятельность воинов сегодня
нельзя говорить с достаточной научной точностью, т. к. таких исследований не

К обычному оружию относятся все огневые и ударные средства, применяющие артилле­
рийские, зенитные, авиационные, стрелковые, инженерные боеприпасы, ракеты в обыч­
ном снаряжении, зажигательные боеприпасы и огнесмеси и др. К ОМП традиционно от­
носят ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) оружие. Под оружием
несмертельного действия понимаются средства создания электромагнитных импульсов,
генераторы инфразвука, лазеры, химические и биологические рецептуры, способные из­
менять структуру материалов основных элементов боевой техники, вещества, выводя­
щие из строя топливо, смазку, резинотехнические изделия, дезорганизующие психиче­
скую деятельность, поведение, нарушающие здоровье людей, не приводя к их гибели.

Глава 3. Психологические особенности действий личного состава...



проводилось. Вместе с тем изучение поведения людей в чрезвычайных ситуациях по описаниям последствий атомной бомбардировки Хиросимы, Нагасаки, испы­таний ядерного оружия с участием людей в нашей стране, Китае и США, при­родных бедствий (землетрясения, ураганы, наводнения, горные обвалы и др.). крупных техногенных катастроф позволяет прогнозировать основные реакции и состояния воинов в условиях применения ОМП.

Каковы же психические явления, порождаемые применением ядерного оружия?

Прежде всего, это специфическое психотравматическое действие поражающих факторов ядерного оружия (световое излучение, проникающая радиация, удар­ная волна, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс) па нервную систему и психику военнослужащих.

Психологическое воздействие светового излучения.Исследования показывают, что мужчины из всех возможных бед больше всего боятся потерять зрение и стать импотентами [33; 80; 169]. Страх перед данными нарушениями — один из самых сильных психологических факторов, воздействующих на войска. В результате спе­цифического действия светового излучения возможны временная потеря зрения и полная слепота отдельных военнослужащих и целых воинских подразделений.

Психологические реакции, вызываемые ослеплением, известны с древних вре­мен. На поле боя нередко случалось так, что частично или полностью ослеплен­ные солдаты поддавались панике, психологическому шоку, переставали отличать своих сослуживцев от солдат противника, проявляли импульсивные, неконтро­лируемые защитные реакции и поражали своим огнем сослуживцев. Однако с созданием ядерного оружия возникала перспектива одновременного ослепления сотен или тысяч людей в результате одного взрыва.

Световое излучение вызывает многочисленные возгорания. Человек легко под­дается панике, если ему угрожает огонь. Многие считают смерть в огне самой му­чительной. Из-за врожденного страха перед огнем можно ожидать развития у воен­нослужащих так называемых «термических неврозов» [169, с. 217].

Повышение температуры воздуха до чрезвычайных значений усилит хаос, ца­рящий на поле боя после применения ядерного оружия.

Психологический эффект ударной волны.Изменение картины поля боя, де­зориентация, ошеломление, ужас. Другим фактором, вызывающим ядерный нев­роз, является страх перед эскалацией применения ядерного оружия, влекущей за собой разрушение родных городов, гибель родных и близких.

Ударная волна и световое излучение в считанные секунды до неузнаваемости изменяют боевой пейзаж. Перед взором воина может возникнуть картина невидан­ных разрушений, завалов, очагов пожаров, большого количества выведенной из строя боевой техники, пораженных военнослужащих, сопровождающаяся мощ­ными звуковыми раздражителями. Воины увидят жуткую картину горящих ле­сов, строений, боевой техники, людей.

Изучение показывает, что пребывание в таких условия, как правило, сопровож­даются нарушением восприятия, внимания, ориентировки в пространстве, времени, боевой ситуации. На основе физических травм (особенно головного мозга), ожогов, ранений возможно развитие психических расстройств различной тяжести.

Психологическое воздействие проникающей радиации и радиоактивного за­ражения.Проникающая радиация может оказывать воздействие на психические

208______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

состояния воинов как непосредственно (через поражение жизненных процессов в нервных клетках и расстройство условно-рефлекторных связей в коре головно­го мозга), так и своим устрашающим эффектом.

Психологический эффект проникающей радиации и радиоактивного зараже­ния местности обусловлен определенными факторами.

Во-первых, воздействие радиации ни с чем не сравнимо. Большинство вои­нов не имеет опыта действий на зараженной местности. В результате срабатывает известная психическая закономерность: «Чего не знаю, того боюсь», т. е. действу­ет эффект новизны.

Во-вторых, радиация не имеет цвета, запаха, звука, вкуса и обнаруживается только с помощью специальных приборов. При их отсутствии или выходе из строя наличие радиоактивного заражения может предполагаться всегда, преувеличи­ваться или, напротив, игнорироваться. Это ведет к формированию у военнослу­жащих неверия в собственные силы, недоверия к людям, ответственным за конт­роль над радиоактивным заражением местности и людей.

Перечисленные факторы могут породить такое особое психологическое явле­ние, как атомобоязньили индивидуальный ядерный невроз[169, с. 218]. («не­вроз радиации»).

Оно характеризуется тем, что даже опытные воины, страдающие ядерным не­врозом, будут повсеместно «обнаруживать» признаки выпадения радиоактивных осадков (роса, туман, лужи, бурые пятна на почве и деревьях, пыль и др.), тракто­вать обычные нервно-психические реакции (головокружение, головная боль, тошнота, слабость в мышцах, жажда и др.) как симптомы лучевой болезни. Они отказываются от воды и пищи, сторониться товарищей, жалуются на симптомы радиоактивного поражения, становятся особенно подверженными слухам и па­нике, испытывают парализующее чувство тревоги, смертельной опасности, по­вышенную чувствительность к слухам о радиации, о полной невозможности за­щититься от нее. Особенно травмирующе действуют на людей страхи, связанные со способностью радиации вызывать импотенцию и раковые заболевания.

Американский специалист полковник Ригг описывает события, связанные с испытанием ядерного оружия. При проведении операции «Сэндстоунн» в 1948 г. солдаты, находившиеся на атолле Энивиток, где происходили эти испытания, начали нарасхват закупать сигареты в военных магазинах. На атолле не остава­лось коренных жителей, продавать сигареты по спекулятивным ценам было некому, и тем не менее спрос на них был больше нормального. Когда провели расследование, оказалось, что некоторые солдаты обшивали шорты фольгой от сигарет. И это несмотря на то, что им говорилось следующее:

а) фольга не обеспечивает защиту;

б) удаление от эпицентра взрыва безопасно [174, с. 216].

Как это ни странно, развитию атомобоязни будет способствовать применение защитных противохимичесиких комплектов. Как правило, через несколько ча­сов работы в таких костюмах воины начинают страдать от психических рас­стройств. Причиной является существенное изменение режима теплообмена. Температура воздуха иод прорезиненным костюмом может достигать 65 граду-

Глава 3. Психологические особенности действий личного состава...________________ 209

сов. Нахождение в нем военнослужащего в течение трех часов снижает его бое­способность на 50-80%. Маска противогаза существенно затрудняет обзор, так как очки запотевают от дыхания. Почти вдвое снижается способность военно­служащих слышать и разговаривать друг с другом.

Усугубляющее действие оказывают возникающие у воина, действующего в за­щитном костюме, ощущения его физической изолированности от товарищей [169, с. 218].

Кроме этого многие реакции организма на действия в таком костюме (учащен­ное сердцебиение, усиленное потоотделение, затрудненность дыхания и т. д.) совпадают с первичными признаками радиационного поражения. Находясь один на один с собой, военнослужащий не всегда правильно может объяснить данные симптомы.

Развитие ядерного невроза ускоряется, если военнослужащий, заподозривший радиоактивное заражение, сделает себе инъекцию атропина. Лекарство вызы­вает обезвоживание организма, расстройство двигательного аппарата, наруше­ния мышления. Все это многократно усугубляет психическое состояние психо­логически неподготовленного военнослужащего.

Сильное психологическое воздействие на воинов оказывает применение про­тивником отравляющих веществ1.

Впервые химическое оружие было широкомасштабно применено Германией 22 апреля 1915 г. при битве у г. Ипр в Бельгии, когда было использовано 5000 емко­стей с хлором. В качестве целей были выбраны две лучшие французские дивизии. Часть личного состава погибла, часть получила поражения различной степени, дру­гие были обращены в бегство. В линии союзников была образована брешь шириной 8 км. Впоследствии имело место неоднократное применение химического оружия. По приблизительным данным в период Первой мировой войны жертвами хими­ческого оружия стали 1 млн 300 тыс. чел. Из них 92 тыс. погибли. Более одной тре­ти всех потерь, прежде всего смертельных, понесли русские войска.

Американский план вторжения в Японию в годы Второй мировой войны пре­дусматривал широкомасштабное применение химического оружия против граж­данского населения с целью сведения к минимуму потерь среди союзных войск.

Японские войска неоднократно применяли химическое оружие против китай­ских войск и гражданского населения. Химическое оружие использовалось во Вьетнаме, Камбодже, Йемене, Иране, Ираке.

Так, в ходе изучения влияния на людей (вследствие утечки и в районах аварий) несмертельных доз нервно-паралитических ОВ установлено: поведенческие и психические симптомы, некоторые психические расстройства у пострадавших сохраняются еще около двух месяцев после поражения, что значительно превы­шает период восстановления биологических показателей крови до нормы. Пси­хологическая симптоматика отравления характеризуется сужением сознания, возникновением и усилением беспокойства, безотчетного страха, стремлением

Химическое оружие является одним из тех видов оружия, которое может стать самым смертоносным в будущей войне..

210 ____________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

убежать, депрессией, манией преследования, подозрительностью, быстрой утом­ляемостью. На специальном учении американских войск с применением ОВ у 20% военнослужащих были выявлены психические расстройства, обусловившие прекращение выполнения ими стоящих задач [33].

Применение химического оружия сопровождается психическими расстройства­ми широкого спектра. Так, по подсчетам британской армии, проведенным в 1921 г., из 600 000 личного состава союзных войск, пораженных в результате применения ХО в первой мировой войне, не менее 400 000 имели психические расстройства. Многие военнослужащие, испуганные предстоящим участием в боевых действиях, с помощью небольших палочек наносили себе на открытые участки тела иприт, который оставался на местности в капельножидком состо­янии после его применения. После появления нарывов на коже эти военнослу­жащие обращались за помощью в батальонные медицинские пункты и выбы­вали из строя на определенный промежуток времени.

В другом исследовании, проведенном в 1927 г. специалистами американской армии, отмечалось, что две трети лиц, обратившихся за помощью с симптома­ми поражения от химического оружия, не подвергались воздействию боевых отравляющих веществ. Большинство из них страдали от химического пораже­ния, но симптомы его были вызваны психосоматическими причинами [80].

Многие виды ОВ представляют собой химические соединения без цвета, вкуса и запаха и обнаруживаются только с помощью специальных приборов. Порой единственным способом определения наличия ОВ является снятие противогаза.

Возможность возникновения и распространения массовых инфекционных психических явлений (психозов).Информация о применении ядерного оружия, умышленно инсценируемая противником или распространяемая посредством слухов, способна вызвать панические настроения больших групп людей. Проник­новение психотравмированиых военнослужащих в расположение и боевые поряд­ки войск, не пострадавших от ядерного взрыва, будет способствовать их демора­лизации.

Опыт показывает, что при угрозе применения ядерного, химического и бакте­риологического оружия возможно возникновение ложных групповых и массовых поражений («психические инфекции»), развивающихся по механизму психиче­ского заражения и подражания.

Так, в годы Первой мировой войны в английской и французской армиях было ошибочно эвакуировано с поля боя 25 тыс. солдат, у которых отмечались симп­томы поражения ОВ, хотя они не находились в зоне применения газов. Другой пример. Батальон французского иностранного легиона в 1985 г. под­вергся ложной химической атаке на своей базе на Корсике. Эта часть до этого уже не раз проходила подобные испытания. Обычно самолет, пролетая над войс­ками на низкой высоте, сбрасывал на них воду в парообразном состоянии, ими­тируя применение ОВ.

Однако в тот раз инструкторы применили вместо воды безвредный порошок красного цвета, который был незнаком войскам. Когда личный состав батальона обнаружил, что засыпан порошком, он был потрясен. Все подумали, что произош-

Глава 3. Психологические особенности действий личного состава..._______________ 21_1_

ла страшная ошибка и применено настоящее ОВ. Это привело всех в состояние шока. Десятки солдат корчилось на земле, проявляя все признаки отравления ОВ. Некоторые еле дышали от ужаса, наблюдая.что творится вокруг. Осталь­ных охватила паника и они либо бежали, либо застыли на месте в ожидании смерти.

Большие объемы одновременной психотравматизации личного состава.На

Западе разработана статистическая модель возможных реакций военнослужащих на ядерный взрыв. Предполагается, что 12-25% личного состава сохранят способность выполнять боевую задачу, 75% временно и 10-25% на длительный срок утратят ее. Считается, что многие солдаты, не получившие физические повреждения, окажут­ся в состоянии психического шока: одни из них будут бесцельно бродить по полю боя, другие будут находиться в состоянии ступора, третьи откроют беспорядочный огонь по всему, что покажется им подозрительным, четвертые потянутся в тыл [4].

Резкое возрастание ответственности за управленческие решения.Примене­ние ядерного оружия многократно усилит психическую нагрузку на командиров всех уровней. Кроме прочих задач, перед ними встанет нравственная проблема о возможности и характере использования военнослужащих, получивших смер­тельную дозу радиации. Предполагается, что в течение некоторого времени (от нескольких часов до нескольких суток) они будут небоеспособны, но затем их состояние несколько улучшится и появится способность участвовать в боевых действиях еще 5-6 суток до своей неизбежной смерти (живые трупы).

Однако в современной войне ОМП не будет иметь абсолютного преобладания. Можно сказать, что война с применением обычных средств поражения имеет нео­бычные поражающие факторы.

Истребитель F-4 несет большую разрушительную силу, чем крылатая ракета с ядерной боеголовкой. Три боеприпаса объемного взрыва по эффекту примене­ния равны ядерной бомбе малой мощности. Такие высокоточные средства, как РСЗО MLRS, могут за 30 с доставить до целей 12 реактивных снарядов (или 8 тыс. противопехотных поражающих элементов; 28 ПТМ; 10 убойных элемен­тов типа SADARM — самонаводящихся боеголовок против бронецелей).

Главной психологической особенностью применения высокоточного оружия является ощущение постоянного нахождения «под колпаком» у противника. Про­тивник наносит удары по нашим войскам с филигранной точностью, а ответного удара нанести невозможно из-за того, что он находится на предельно далеком рас­стоянии и может не обнаруживаться.

В результате использования оружия несмертельного действия отрицательный эффект на деятельность воинов окажут мгновенная остановка и выход из строя бое­вой техники, систем оружия, нарушение связи, не поддающееся объяснению резкое ухудшение настроения, возникновение безотчетного страха, потеря зрения и др.

Таким образом, современный бой окажет мощное психотравмирующее воздей­ствие на воинов, часть из них не сможет продолжить участие в боевых действиях вследствие психических расстройств. Все это требует их тщательной психологиче­ской подготовки, учитывающей психологические особенности разных видов боевых действий и специфику проявления психики воинов в условиях применения ОМП.



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

3.2. Психологическая подготовка военнослужащих к действиям в условиях применения оружия массового поражения и высокоточного оружия

В конце XX в. в японском городе Кусиро произошло землетрясение. Оно случи­лось поздно вечером. Двухсоттысячный город лежал в руинах, но не было ни одной человеческой жертвы, произошло только 9 пожаров. Оказалось, что, покидая дома, японцы выключали свет и газ. Это землетрясение не было предсказано. Просто люди находились в постоянной готовности к стихийным бедствиям. На этом при­мере видно, что если люди психологически готовы к действию в самых экстремаль­ных условиях, то негативные последствия можно существенно снизить.

Опыт показывает, что для того, чтобы психологически подготовить военнослу­жащих к действиям в условиях применения ОМП и ВТО, необходимо следующее.

1. Обучать воинов по внешним признакам определять характер и вид ядерного
взрыва и на основе этого быстро оценивать размеры опасности и правильно выби­
рать схему действий.

Знание только поражающих факторов, например светового излучения, может вызвать страх, чувство беззащитности и беспомощности. Необходимо разъяснять, что световое и тепловое излучение распространяются прямолинейно и не прони­кают через непрозрачные материалы. Любая преграда (стена, брезент, окоп) мо­гут защитить от них.

Кроме этого световое излучение может стать своеобразным «союзником» вои­на. Так как свет распространяется быстрее звука, то он выступает в роли своеоб­разного сигнализатора о приближении ударной волны.

Это позволяет снять излишнее напряжение в ожидании приближения ударной волны. Военнослужащие должны четко знать, что если через 10-12 с после вспыш­ки ударная волна не дошла до них, то ядерный взрыв произошел более чем за 20 км (за 2 с ударная волна проходит 1000 м) и реальной опасности не представляет.

Другим видимым эффектом ядерного взрыва является образующееся в первые 1-2 с после вспышки облако, имеющее вид поднимающегося столба дыма с гри­бовидной шапкой. По цвету облака можно определить вид ядерного взрыва. Если оно белое — взрыв воздушный, если темно-серое — наземный. У воздушного взры­ва практически отсутствует радиоактивное заражение местности, что позволяет сразу же действовать в самом эпицентре взрыва в противогазах.

Тело человека способно выдержать давление ударной волны в 20 раз больше, чем выдерживает каркасное здание. Следовательно, если хорошо укрыться от све­тового излучения, то ударная волна представляет меньшую опасность.

Солдатам следует разъяснять, что повторное нанесение ядерного удара но од­ному и тому же месту маловероятно. Поэтому место уже произведенного взры­ва — одно из самых безопасных.

Знание этих фактов имеет большое психологическое значение: оно вселяет уве­ренность в собственных силах и безопасность.

2. Организовывать действия личного состава, в условиях, моделирующих поражаю­
щие факторы ОМП. В этих целях может осуществляться участие войск в испытани­
ях ядерного оружия при определенных условиях (знание расстояния от эпицентра,
использование индивидуальной и групповой защиты и т. д.), имитация примене-

Глава 3. Психологические особенности действий личного состава...



ния ОМП в ходе проведения войсковых учений с помощью специальных имитаци­онных устройств и средств (заводские и самодельные имитаторы ядерного взрыва, учебная радиоактивная пыль, слезоточивые газы, сублетальные дозы О В и др.).

3. Демонстрировать возможности средств индивидуальной и коллективной за­
щиты.

4. Организовывать четкий контроль за радиационной обстановкой. Военно­служащие должны быть уверены, что при фиксации полученных доз облучения соблюдаются принципы точности и справедливости (дозы не уменьшаются, не приписываются тем, кто их реально не получил). Целесообразно приравнивать опасные дозы облучения к ранениям.

5. Осуществлять своевременную эвакуацию облученных, зараженных, поражен­ных военнослужащих в целях недопущения развития у военнослужащих ядерных нев -розов и массовых психических заражений. Организовывать обход войсками мест массовых потерь от применения ОМП и ВТО.

6. Жестко и бескомпромиссно бороться со слухами относительно применения про­тивником ОМП, исправности приборов радиационной и химической разведки и т. д.

6. Обучать воинов методам психической саморегуляции и оказания психологи­ческой помощи пострадавшим.

7. Оказывать своевременную психологическую помощь военнослужащим, подверг­шимся психотравматизации, больным и раненым.

8. Своевременно осуществлять экспресс-программы восстановления боеспособ­ности подразделений, подвергшихся воздействию ОМП и ВТО.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика психологического воздействия на военнослужащих свето­вого излучения?

2. В чем заключается психологический эффект ударной волны?

3. Каковы особенности психологического воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения?

4. Каковы механизмы возникновения и распространения массовых инфекци­онных психических явлений (психозов)?

5. Раскройте содержание психологической подготовки военнослужащих к дей­ствиям в условиях применения оружия массового поражения и высокоточ­ного оружия.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая -ни, П. А. Корчемного. — М., 1998.

2. Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Психологические потери и их профилактика. М., 1990.

3. Курс военной психологии / Под ред. Н. Ф. Феденко. Ч. 2. — М., 1995.

4. Сторм У. Психологический эффект массовых потерь //Современная бур­жуазная военная психология / Под ред. А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феден­ко. - М., 1965.

5. Съедин С. И., Абдурахманов Р. Л. Психологические последствия участия в бое­вых действиях. — М., 1992.

Глава 4. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТИ

Роль и значение психологии определяются важнейшей функцией науки — слу­жить потребностям людей и общественной практике. Собственно вся история развития психологии и есть движение от познания законов функционирования духовного мира личности к их практическому использованию в интересах самой же личности и общества. Постоянно наращиваясвой теоретический и приклад­ной потенциал, психология все настойчивее проникает в самые сложные сферы человеческого бытия, стремится усовершенствовать физический мир через пре­образование духовного мира личности, сделать человека активным творцом сво­ей судьбы. Сегодня ей становится по плечу комплексное осмысление и таких яв­лений, как психология войны и боя.

Есть все основания констатировать, что война является самым суровым и жес­токим испытанием человеческого духа, его нравственных устоев, силы воли и тела. Можно утверждать совершенно определенно — никакой самый трагический из известных природных и техногенных катаклизмов по мощи своего воздействия не сравним с войной. Главной причиной высочайшей психопатогенности войны является то, что в бою человек вынужден действовать вопреки своей природе, наперекор могучим инстинктам самосохранения, игнорируя потребности собствен­ного организм, во имя надличностных, социальных целей и интересов.

Для того чтобы выжить в боевой обстановке, человек должен перестроить все свое существо (уровень бдительности и активности, скорость реакций, стиль по­ведения, систему ценностей и отношений к окружающему, людям, себе и т. д.) в соответствии с ее требованиями. Если этого не происходит, военнослужащий ста­новится «легкой добычей» боевой психической травмы, различных психических расстройств.

Объемы таких расстройств приобретают поистине гигантские масштабы. На­пример, во время Второй мировой войны только американские войска потеря­ли более 500 тыс. человек по причине боевых психических расстройств. Такого количества солдат хватило бы для укомплектования 50 пехотных дивизий, ко­торые могли бы изменить ход любой военной компании. Соотношение психо­генных и физических потерь в войсках в XX в. постоянно «пульсировало», об­наруживая общую тенденцию к росту.

Не случайно попытки приложить психологическое знание к боевой практике известны с незапамятных времен. Еще в трудах Геродота, Ксенофонта, Плутарха

Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности... 215

подвергаются анализу причины героизма и малодушия, верности долгу и преда­тельства, морально-психологического превосходства над противником и некото­рых психических расстройств, даются рекомендации по расширению психологи­ческих возможностей воина и управления войсками.

За время развития психологии в ранге науки такие рекомендации стали более научно обоснованными, конкретными, объективировались в виде своеобразных технологий.

Вместе с тем современное психологическое знание о войне, бое, боевой деятель­ности войск, к сожалению, отличается фрагментарностью, разрозненностью, несет на себе отпечаток различных научных школ и авторских интересов. Провозглашен­ный в отечественной военной психологии личностно-социально-деятельностный подход больше провозглашается, чем реализуется в конкретных исследованиях. По-прежнему поведение человека, его детерминация рассматриваются линейно, без учета влияния на него социальных, эргономических, экологических и иных факто­ров в их диалектической взаимосвязи.

В связи с этим возникает острая необходимость в разработке целостной теорети­ческой концепции психологического обеспечения боевых действий войск. Теоре­тическую основу такой концепции должно составлять четкое, целостное научное представление об объекте и предмете психологического вмешательства в боевую деятельность и вытекающих из него путях и способах психологического вспомоще­ствования участникам военных событий.

Наши рекомендации