Психологические особенности действий личного состава в условиях применения ОМП.

Современный общевойсковой бой может вестись с применением как обычного оружия, которое составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрессовые, инженерные боеприпасы, ракеты в обычном снаряжении, зажигательные боеприпасы и огнесмеси, так и с применением оружия массового поражения (ОМП). К ОМП традиционно относят ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое)оружие. Хотя производство и хранение последних двух видов ОМП в большинстве стран запрещено, наличие неуничтоженных запасов, ведущиеся секретные разработки новых аналогичных средств, существование возможности разрушения предприятий химической промышленности, специальных НИИ заставляют прогнозировать их влияние на психику и боевую деятельность личного состава. По масштабности воздействие на боевую технику и военнослужащих вплотную приближается к категории ОМП ОРУЖИЕ НЕСМЕРТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (ОНД).[140] Имеются данные о разработке в ряде стран и первых попытках применения психотропного оружия, основанного на использовании паранормальных свойств людей (телепатов, экстрасенсов и др.), а так же технических устройств (психотропных генераторов) в целях воздействия на психику людей помимо их желания.

Однако, на сегодняшний день, самым мощным боевым средством является ядерное оружие. О характере его влияния на психику и боевую деятельность воинов сегодня нельзя говорить о достаточной научной точности, так как таких исследований не проводилось. Вместе с тем изучение поведения людей в чрезвычайных ситуациях по описаниям последствий атомной бомбордировки Хиросимы, Нагасаки, испытаний ядерного оружия с участием людей в нашей стране и США, природных бедствий (землетрясений, ураганов, наводнений, горных обвалов и др.), крупных катастроф и по изучению впечатлений участников этих событий позволяют прогнозировать основные реакции и состояния воинов в условиях применения ОМП.

Так, специалисты отмечают вероятность мощного психотравмирующего воздействия на воинов основных поражающих факторов ядерного оружия.

Ударная волна и световое излучение в считанные секунды до неузнаваемости изменят боевой пейзаж. Перед взором воина может возникнуть картина невиданных разрушений, завалов, очагов пожаров, большого количества, выведенной из строя боевой техники, пораженных военнослужащими, сопровождающаяся мощными звуковыми раздражителями. Изучение показывает, что такие условия как правило сопровождаются нарушением восприятия, внимания, ориентировки в пространстве, времени, боевой ситуации: На основе физических травм, (особенно головного мозга), ожогов, ранений возможно развитие психических расстройств различной тяжести. Психологический эффект проникающий радиации и радиоактивного заражения местности обусловлен факторами.

Во-первых, воздействие радиации ни с чем не сравнимо. Большинство воинов не имеет опыта действий на зараженной местности. В результате срабатывает известная психическая закономерность: «Чего не знаю- того боюсь».

Во-вторых, радиация не имеет цвета, запаха, звука, вкуса и обнаруживается только с помощью специальных приборов. При отсутствии или выходе из строя приборов наличие радиоактивного заражения может предполагаться всегда, преувеличиваться или, напротив, игнорироваться. Установлена особая подвергаемость военнослужащих паническим слухам о радиоактивном заражении, которая позволяет выделить такое особое психологическое явление, как «атомобоязнь» или «ядерный невроз». Оно характеризуется тем, что в этом случае даже опытные воины истолковывают обычные нервно-психические реакции (головокружение, тошнота, слабость в мышцах жажды и др.) как симптомы лучевой болезни. Они отказываются от воды и пищи, сторонятся товарищей, жалуются на симптомы радиоактивного поражения, становятся особенно подверженными слухам и панике.

Информация о применении ядерного оружия умышленно инсценируемая противником или распространяемая посредством слухов способна вызвать панические настроения больших групп людей. На Западе разработана статическая модель возможных реакций военнослужащих на ядерный взрыв. Предполагается, что 12-25% личного состава сохранит способность выполнять боевую задачу, 75% временно и 10-25% на длительный срок утратят ее. Считается, что многие солдаты не получившие физические повреждения, окажутся в состоянии психического шока: одни из них будут бесцельно бродить по полю боя, другие будут находиться в состоянии ступора, третьи откроют беспорядочный огонь по всему, что покажется им подозрительным, четвертые потянутся в тыл.

Проникновение психотравмированных военнослужащих в расположение и боевые порядки войск, не пострадавших от ядерного взрыва будет способствовать их деморализации.

Другим фактором, вызывающим «ядерный невроз» является страх перед эскалацией применения ядерного оружия, влекущей разрушение родных городов, гибель родных и близких.

Применение ядерного оружия многократно усилит психическую нагрузку на командиров всех уровней. Кроме прочих задач, перед ними встанет нравственная проблема о возможности и характере использования военнослужащих, получивших смертельную дозу радиации. Предполагается, что в течении некоторого времени (от нескольких часов до нескольких суток) они будут небоеспособны, но затем их состояние несколько улучшается и появляется способность участвовать в боевых действиях еще 5-6 суток до своей неизбежной смерти.

Сильное психологическое воздействие на воинов окажет применение противником отравляющих веществ. Так, в ходе изучения влияния на людей (в следствие утечки и в районах аварий) несмертельных доз нервнопаралитических ОВ установлено, что поведенческие и психические симптомы, некоторые психические расстройства у пострадавших сохраняются еще около 2 месяцев после поражения, что значительно превышает период восстановления биологических показателей крови до нормы. Психологическая симптоматика отравления характеризуется сужением сознания, возникновением и усилением беспокойства, безотчетного страха, стремления убежать, депрессии, мании преследования, подозрительности, быстрой утомляемости. На одном из учений американских войск с применением ОВ у 205 военнослужащих были выявлены психические расстройства, обусловившие прекращение выполнения ими стоящих задач. Опыт показывает, что при угрозе применение ядерного, химического и бактериологического оружия возможно возникновение ложных групповых и массовых поражений ("психических инфекций"), развивающихся по механизму психического заражения и подражания. Так, в годы первой мировой войны в английской и французской армиях было ошибочно эвакуировано с поля боя 25 тысяч солдат, у которых отмечались симптомы поражения ОВ, хотя они не находились в зоне применения газов.

Вследствие применения оружия несмертельного действия отрицательный эффект на деятельность воинов окажет мгновенная остановка и выход из строя боевой техники, систем оружия, нарушение связи, собственная, неподдающееся объяснению резкое ухудшение настроения, возникновение безотчетного страха, потеря зрения и др.

Таким образом современный бой окажет мощное психотравмирующее воздействие на воинов, часть из них не сможет продолжить участие в боевых действиях вследствие психических расстройств. Все это требует их тщательной психологической подготовки, учитывающей психологические особенности разных видов боевых действий и специфику проявления психики воинов в условиях применения ОМП.

Наши рекомендации