Особенности формирования детского коллектива в кадетском корпусе
Сложность и многообразие перемен, происходящих в нашем обществе, наряду с положительными изменениями породили много серьезных недостатков и их последствия, которые не могли не сказаться на семье. К таким негативным последствиям можно отнести:
- смену мировоззрения в обществе;
-негативное воздействие уличных факторов (наркомания, курение, токсикомания, морально - нравственное разложение и т.д.);
- растущее число неполных семей и т.д.
Обладая определенным запасом всего того положительного, что было накоплено обществом, оно пытается в этих условиях поддержать семью и особенно ее будущее – детей. И создание, вернее возрождение, кадетских корпусов является одним из способов решения данной проблемы. Поступающие подростки представляют собой срез по вертикали всех слоев общества, со всеми присущими этим слоям положительными и отрицательными чертами. И главная задача, которая стоит перед кадетским корпусом и его педагогическим коллективом - это воспитание достойных членов общества. Основными задачами первого этапа по формированию коллектива учебной группы(учебного взвода) кадетского корпуса сразу после набора являются:
-адаптация подростков к новым жизненным условиям;
- сплочение коллектива, создание в нем запаса воинских, этических, морально- нравственных норм, с которыми они должны перейти в следующую фазу обучения высшего военного образования;
- воспитание дисциплинированности, ответственности, отзывчивости, умение вовремя выявить и разрешить конфликтные ситуации, обучение воспитанников способам и методам предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, культуры общения и этики поведения. Поступление в кадетский корпус можно считать для подростка событием, которое коренным образом меняет его взгляды, привычки, формы общения с окружающими, образ жизни. Воспитанник испытывает определенную растерянность и беззащитность. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы, не упустив время, оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку. С первых дней педагоги-воспитатели последовательно и подробно знакомят кадет с расположением кадетского корпуса, его помещениями, их предназначением, обращая при этом внимание на меры безопасности. Знакомят с распорядком дня: куда и в какое время можно ходить, к кому обращаться в тех или иных случаях и ситуациях. В это же время воспитатель чутко отслеживает их душевное состояние, предупреждая тем самым нервные срывы и связанные с ними последствия. И в случае возникновения таких ситуаций, как показывает опыт, существенную помощь в их разрешении оказывают индивидуальные доброжелательные беседы, организация связи с родителями( для иногородних кадет, а таковых большинство) и другие виды социально- психологической поддержки. После первичного знакомства, воспитатели планируют, организуют и проводят анкетирование, поскольку именно в начальном периоде подросток может дать наиболее откровенные ( честные) и исчерпывающие сведения о себе, своей семье, увлечениях и пристрастиях, взглядах на окружающий мир. Тщательное изучение анкет и результаты вступительных экзаменов позволяет выяснить ряд важных моментов:
-определить уровень подготовки кадета;
- автобиографические данные и социальные условия проживания семьи;
- добровольность и осознанность поступления в корпус;
- увлечения и вредные привычки;
- степень контактности;
- уровень дисциплинированности.
Изучение медицинских показателей также пополнит информацию для дальнейшей работы. По результатам проведенной работы и анкет( срок не более 1 месяца)- воспитатель намечает конкретные мероприятия как коллективного, так и индивидуального характера:
1. Во время классных часов сообщение сведений о знаменитых кадетах, прославивших Россию и внесших вклад в развитие различных отраслей науки и культуры страны;
2. Экскурсии по местам исторической и боевой славы ( например, Город-герой Волгоград, Краснодон, город Воиской славы Ростов-на-Дону и т.д.);
3. Спортивно - командные игры на воздухе.
К индивидуальным мероприятиям можно отнести:
1. Согласованные с соответствующими педагогами индивидуальные планы дополнительных занятий;
2. Привлечение для оказания помощи кадет с более высоким уровнем подготовки;
3. Продолжение индивидуальных бесед целевого характера;
4. Индивидуальная работа с кадетами, склонными к нарушениям дисциплины и выяснение причин, побуждающих на совершение тех или иных поступков;
5. Тесная связь с родителями кадет;
6. Беседы по обеспечению здорового образа жизни.
В работе с кадетами в этот период должна постоянно прослеживаться идея полезности и важности для России того пути, который как единственно верный, выбрали люди, ставшие великими ( Радищев, Ушаков, Нахимов, Карбышев, Джанибеков и т.д.): ибо они прославили Россию. На этом этапе, который определяется рамками первой четверти, одной из важных задач является выявление положительных и отрицательных лидеров в детском коллективе. Соответственно, результатом данной работы станет определение кандидатов на должности младших командиров и резерва на их замещение и, как минимум, нейтрализация негативного влияния отрицательных «героев». Хорошие результаты дает метод гласного анализа негативных поступков неформальных лидеров с прогнозированием тех или иных отрицательных событий, которые могли бы свершиться, если бы коллектив пошел бы за ними. Для достижения позитивных результатов следует опираться на положительные поступки.
Второй этап формирования коллектива проходит в рамках второй учебной четверти. Его особенностями являются:
- появившиеся у каждого кадета определенный опыт жизни и учебы в условиях кадетского корпуса;
- проведение первого каникулярного отпуска ( встреча с семьей).
К моменту возвращения кадета из отпуска готовятся письма родителям, в которых отражаются успехи и недостатки в учебе, отношение к требованиям внутреннего распорядка, состояния дисциплины, состояния здоровья, отношения с товарищами, а так же содержится просьба к родителям поделиться сведениями, которые они получили от сына в отношении:
-бытовых условий;
- питания;
- усвоения учебной программы;
- взаимоотношений с товарищами своей учебной группы и старших групп.
В первые дни после возвращения из отпуска, очень важно побеседовать с теми кадетами, которые отличались психологической неустойчивостью, негативными взглядами на распорядок и правила, действующие в корпусе, с нарушениями дисциплины. Целесообразно в начале второй четверти окончательно определиться с младшими командирами и их обязанностями. Главной задачей этого периода является формирование у кадет поведенческого типа, отвечающего требованиям устава кадетского корпуса. Второй этап сплочения необходимо закончить собранием, на которое приглашаются преподаватели базовых дисциплин. На этом собрании дается характеристика учебной группе в целом и каждому кадету в отдельности, объявляются благодарности и поощрения.
Работа на завершающем этапе сплочения коллектива проводится на протяжении третьей и четвертой учебных четвертей. Если воспитатели настойчиво, качественно и системно проводили мероприятия (см. изложенные выше), то к началу третьей четверти с большой долей уверенности можно констатировать достижения:
- коллектив ( в основном) сформирован и управляем;
- устранено негативное влияние неформальных лидеров;
- учебный процесс принял устойчивые формы;
-сформирован и притупил к работе родительский комитет;
- воспитатель достаточно глубоко изучил каждого кадета, его характер, способности, наклонности, возможности, мотивацию и т.д.;
- устранена устойчивая связь с родителями.
Особенностями этого этапа являются:
- выход обще познавательных интересов кадет за рамки учебной программы (дополнительное образование);
- расширение познаний географии городов и как следствие расширение круга знакомых ( с целью повышения кругозора и общей осведомленности);
- возникновение микро-конфликтов на бытовой почве, как в учебной группе, так и в корпусе в целом.
Итоги работы и особенности третьего этапа совершенно не говорят о том, что теперь планомерная и настойчивая работа с коллективом должна быть продолжена. Третий этап требует определенной перестройки предыдущей системы с целью перераспределения нагрузки на младших командиров, родительский комитет и введение очередных методов, способов и приемов работы, преследующих цель закрепления достигнутых результатов. Одной из важнейших составных частей работы педагога- воспитателя третьего периода и в последующее время является привитие кадетам ответственности и уважения к труду, интереса к систематическому чтению художественной и научно-популярной литературы, которая дает заряд духовности, нравственной чистоты, любви к своей Родине и гордости за нее, патриотизма и чувства долга. Как правило, начинать надо с чтения вслух отрывков из тех или иных художественных произведений с целью пробуждения у кадет желания прочесть книгу или журнал самостоятельно. Рекомендуется ведение «Экрана успеваемости», который вывешивается в классе, и в который вносятся оценки из классного журнала, «Экран» дает возможность видеть реальную картину успеваемости, и при необходимости оказывать помощь кадетам, у которых возникли трудности. Продолжать индивидуальную работу, так как ее значение по- прежнему велико, и на основе сложившихся доверительных отношений между педагогом – воспитателем и воспитанниками есть огромная вероятность предупреждения конфликтов различного уровня в коллективе подростков. Заканчивается третий период традиционным общим собранием в конце учебного года с приглашением ведущих учителей-предметников и членов родительского комитета. Очень важно, чтобы в преддверии продолжительного летнего отпуска оно несло в основном положительный эмоциональный характер, настраивало кадет на культурно-нравственное его проведение и своевременное возвращение в кадетский корпус. Заключительным мероприятием, которое организует и проводит педагог-воспитатель ( офицер-воспитатель) является инструктаж по мерам безопасности жизнедеятельности и действиям кадета в сложных ситуациях. При этом кадеты получают индивидуальные рекомендации на продолжение самосовершенствования в различных направлениях.
Вывод по 2 главе
Самый главный вывод из всего вышеизложенного заключается в том, что в воспитательной работе и её психологических аспектах, направленных на формирование коллектива в кадетском корпусе, не должно быть мелочей и штампов. Работа по воспитанию кадета и кадетского коллектива кропотлива, регулярна и крайне трудна. Каждый воспитанник (кадет) - это целый мир, вмешиваться в который, дозволено лишь доброму, чуткому, сопереживающему человеку, которым и должен быть педагог-воспитатель.