Особенности формирования репертуара детского народно-певческого коллектива 1 страница

В деятельности детского народно-певческого коллектива огромное значение имеет верно, подобранный репертуар, доступный и интересный детям, обогащающий их ум и сердце и, кроме того, посильный для исполнения.

Репертуар - основа всей деятельности любого народно-певческого коллектива, определяющая его художественно-творческую направленность. Репертуар - это также отражение творческих взглядов руководителя, т.к. позволяет судить о художественных принципах и эстетическом вкусе музыканта. Формируя репертуар, нужно учитывать, что каждый конкретный исполнительский состав уникален по характерности звучания голосов, тембровой красочности, вокально-техническим возможностям.

Профессионализм руководителя не должен ограничиваться только разучиванием текста и мелодии, что является первой ступенью в вокально-хоровой работе. Педагог, работающий с детским коллективом, должен обладать профессиональными знаниями и навыками, чтобы помочь ребенку глубже понять народную песню и раскрыть ее поэтическое и музыкальное богатство, учитывая также способности и возможности каждого воспитанника.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего не владеют большим вокальным диапазоном. Добиваться качества исполнения от малышей очень сложно, поэтому развитие их творческих способностей направлено на усвоение большого количества материала народного творчества, в частности, детского игрового фольклора, который отличается своей краткостью, малым объемом и максимально доступен детям, способствует смене деятельности на занятиях. Соответственно, репертуаром для них могут быть колядки, масленичные и колыбельные песни, припевки, потешки, дразнилки, осенние и весенние заклички, в которых многократно повторяются короткие мелодические обороты в узкообъемном диапазоне с интонацией зова. Детские народные песни с шуточной тематикой, авторские песни, доступные для понимания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время есть достаточный выбор детского репертуара, и при творческом подходе его вполне возможно реализовать в доступной для детей форме.

Физиологические возможности детей подросткового возраста, связанные с мутацией голосового аппарата, приводят к необходимости соблюдения щадящего режима на занятиях: умеренно использовать силу голоса, подбирать песни в удобной тесситуре, не перегружать голос. С этой целью дополнительно вводится разыгрывание театральных действ, где участники разучивают стихотворения или какой-либо текст, играют различные роли, что дает возможность не перенапрягать голосовые связки, но в то же время заниматься творчеством, пополняя репертуарный архив коллектива.

Репертуар старших воспитанников более усложнен, расширяется певческий диапазон, укрепляется голосовой аппарат, дыхание, более осмысленный подход к исполнению произведения, возможно освоение элементарного двух-трехголосия. Эта группа может позволить себе исполнение не только зычных календарных песен, хороводных, игровых, но даже и некоторых лирических образцов. Для расширения кругозора участников в репертуар включается диалектное пение, пение с огласовками. Диалектные украшения вставляются аккуратно, чтобы для нашего Поволжского региона песня звучала понятно. Очень помогает прослушивание записей мастеров-песенников, аутентичных ансамблей, народных коллективов.

Сценическое воплощение народно-песенного материала требует его аранжировки: музыкально-поэтическое редактирование народно-песенных партитур, их облегченное изложение и переложение. При редактировании музыкального материала мы, как правило, применяем изменение голосоведения в тех случаях, когда строфа отличается сильно варьированным изложением. Точное заучивание детьми таких партитур, как показала практика, невозможно. В процессе облегченного изложения многоголосных народно-песенных партитур для детей сохраняется ведущая роль основного напева, ладогармонические и метроритмические особенности песни.

Иногда приходится варьировать мелодию, чтобы было меньше скачков, часто сочиняются вторая и третья партии, добавляются подголоски, то есть все возможно при наличии голосов участников. Часто используются модуляции как средство движения и развития музыки, сокращаются куплеты. Но при сокращении куплетов надо внимательно следить за сюжетной линией, чтобы она не ломалась.

Форма произведения выстраивается по вкусу и художественному чутью руководителя. Сюда входят инструментальные проигрыши с использованием других мелодий, контраст темпов, динамики, развитие кульминации, использование фермат и цезур и тому подобное.

Не случайно народные песни всегда сопровождаются пляской, то есть в исполнении участвует не только голова, но и ноги, руки, весь организм. Все это в единении дополняет друг друга. Ребёнок должен жить песней. Часто в плясовые песни вводятся шумовые инструменты. На них играют как сами участники, так и отдельные исполнители.

В процессе освоения репертуара развиваются певческие и артистические навыки. Работа над репертуаром сама подскажет правильные пути нахождения и передачи своеобразия стиля и манеры исполнения.

Народная песня - это такой инструмент, в котором самое главное - душа. Не нужно увлекаться исполнением народной песни под фонограмму, она должна затрагивать тонкие струны души человеческой. А это возможно только при исполнении песни «вживую», где каждый исполнитель привносит в песню свою тембральную окраску.

Формирование репертуара ансамбля - это сложный процесс, требующий тонко чувствовать характер произведения и отношение самих участников к выбору педагога. Не всегда дети, в силу своего возраста и мышления, могут передать настроение песни, ее характер, что приводит зачастую к обычной тренировочной работе. Педагог должен тонко чувствовать это и стараться заменить изучаемое произведение либо внести в него новые элементы, чтобы исполнение песни не сводилось только к выполнению технических задач, а имело целью понимание и раскрытие смысла песни, душевных переживаний героя, артистичности, манерности, чтобы песня оживала на сцене. Важно понимать, что от подбора репертуара зависит творческий рост коллектива, стоящие перед ним исполнительские задачи.

Мельникова Г.В.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОЙ ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «ЗВУК» СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА И ИГРЫ

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

На современном этапе немногие учреждения дополнительного образования в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально включающий в себя нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, игры.

Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, включая в себя полифункциональные задачи - познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, - являются эффективным педагогическим средством формирования личности.

Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по игре. Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства - слова, музыки, танца - в едином синтезе.

Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей.

Учитывая это, мы определили тему нашего исследования: «Развитие музыкальных способностей воспитанников дошкольного возраста детской вокально-эстрадной студии средствами фольклора и игры».

Анализируя состояние музыкального воспитания дошкольников, мы выявили противоречие между потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и ограниченным использованием музыкального фольклора в практике работы с детьми.

Данное противоречие определило проблему исследования: какова совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающая результативное развитие музыкальных способностей воспитанников дошкольного возраста средствами фольклора и игры.

Целью нашего исследования было решение данной проблемы.

Нами была предложена следующая гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей у воспитанников дошкольного возраста средствами фольклора и игры будет успешным, если:

- определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей воспитанников дошкольного возраста;

- разработана технология развития музыкальных способностей воспитанников дошкольного возраста;

- используется весь комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий результативное развитие музыкальных способностей воспитанников дошкольного возраста средствами фольклора и игры.

Для решения задач, которые были поставлены исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, мы организовали опытно-экспериментальную работу. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, индивидуальная беседа с детьми, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, подбор диагностических заданий.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с воспитанниками дошкольного возраста детской вокально-эстрадной студии «Звук». В эксперименте участвовали 30 детей.

В ходе проведения констатирующего эксперимента были выявлены компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей и определен первоначальный средний уровень музыкального развития воспитанников дошкольного возраста детской вокально-эстрадной студии «Звук».

В целом можно было констатировать, что музыкальные способности воспитанников дошкольного возраста детской вокально-эстрадной студии «Звук» находились на тот период в недостаточно развитом состоянии. Лишь двадцать процентов воспитанников показали высокий уровень развития музыкальных способностей, больше половины - низкий.

Причина этого, на наш взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности, неумении проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей.

Несмотря на выделенный низкий уровень знаний, умений и навыков воспитанников в музыкальной деятельности можно предположить, что эти трудности преодолимы при реализации правильной технологии развития данных музыкальных способностей на доступном материале музыкального фольклора. Для этого необходима методическая разработка музыкальных занятий с разнообразными заданиями. Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы разработали технологию развития музыкальных способностей и сформулировали задачи формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент включал в себя 15 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность. В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях на материале детского музыкального фольклора. Применялись все виды музыкальной деятельности во взаимосвязи и интегрировании. Использовался доминантный вид занятия музыкального, на котором ведущей формой проведения была игровая.

Так, в частности, использовались следующие задания.

Задание 1 ставило целью выявить наличие у детей развитого методического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания.

Задание 2 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания.

Задание 3 ставило целью определить наличие у детей звуковысотного слуха, слухового внимания.

Задание 4 ставило целью выявить наличие у ребенка музыкальной памяти по пройденному ранее музыкальному материалу.

Задание 5 имело целью определить наличие и развитость чувство ритма у детей.

Задание 6 ставило целью выявить наличие у детей творческих навыков, умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.

Задание 7 ставило целью определить наличие у детей двигательных навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений.

За несколько занятий с использованием таких заданий у ребят развивались следующие музыкальные способности:

- мелодический слух (дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией);

- тембровый слух (дети без особого труда различают разные тембры, дают им образную характеристику);

- звуковысотный слух (дети имеют более широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им, интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги);

- чувство ритма (у детей есть опыт работы с ритмическими заданиями, они умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения);

- музыкальная память (дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений, могут образно воспринимать и исполнять многие из них с достаточной точностью, воспроизводя интонацию, ритмический рисунок, характер и образ музыкального произведения);

- творческие навыки (в сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии - ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии);

- музыкальное движение (при выполнении задания у детей отмечено разнообразие движений, соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом).

Для определения эффективности разработанной педагогической технологии развития музыкальных способностей воспитанников дошкольного возраста средствами музыкального фольклора был проведен контрольный эксперимент. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что подтвердили корректность выдвинутой гипотезы.

Воспитанники научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Дети без особого труда различают разные тембры, дают им образную характеристику. Они имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений. Могут образно воспринимать и исполнять многие из них с достаточной точностью, воспроизводя интонацию, ритмический рисунок, характер и образ музыкального произведения. При выполнении задания у воспитанников отмечено разнообразие движений, соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом.

На основе разработанной технологии была составлена программа музыкального развития воспитанников дошкольного возраста средствами музыкального фольклора, которая может быть использована в учреждениях дополнительного образования, дошкольных учреждениях.

Милочкина С.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. В свою очередь, я, как музыкальный руководитель, решила также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия. Стремительно возрастающий поток информации ведёт к повыше­нию интенсивности обучения, создавая тем самым перегрузки для наших детей. В этих условиях особое значение приобретает исполь­зование в образовательном процессе здоровьесберегающих приёмов и методов с целью сохранения и укрепления здоровья детей. Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в целях восстановления и укрепления здоровья.

Лечебные свойства музыки известны давно. Но только в прошлом веке было научно доказано, что музыкальные звуки с помощью элек­тромагнитных волн заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокра­щений, ритм и глубину дыхания. Музыка может стать одним из усло­вий формирования здорового образа жизни. Немецкие учёные из Франкфурта обнаружили, что пение укрепляет иммунную систему. Они обследовали людей, профессионально поющих в хоре. Анализ крови у хористов до репетиции, во время которой исполнялся «Рек­вием» Моцарта, и через час после её окончания показал, что концен­трация иммуноглобулина заметно повысилась. Можно сделать вывод: «Пойте и не будете болеть».

Внимательный педагог всегда заметит внешние признаки устало­сти учащихся: сохранение здоровья ребёнка начинается с организа­ции всего учебно-воспитательного процесса. В арсенале учителя музыки есть много здоровьесберегающих приёмов:

- посадка дemeй: минуты расслабления, внимания, принятия певче­ской позы; здесь налицо работа разных групп мышц рук, ног, спины;

- процесс пения: то активно и громко, то спокойно и тихо, передача голосом настроения песни;

- слушание музыки, что само по себе благотворно влияет на здоро­вье (плюс позиция расслабления);

- игра - элементы театрализации, танцевальные движения.

Музыка является одним из условий формирования здорового об­раза жизни. Предлагаю некоторые методы и приёмы музыкотерапии, которые я использую на уроках музыки:

- пение песен успокаивающего и воодушевлённого характера, пе­ние вокализов, нацеленных на формирование навыков концен­трации внимания и сосредоточения на своём внутреннем мире;

- разучивание и исполнение формул музыкального самовнуше­ния, нацеленных на формирование у воспитанников, уверенно­сти в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия и невозмутимости в трудных ситуациях, гуманистического отношения к окружающим и оптимизма;

- двигательные и ритмические упражнения, музыкальные физкультминутки;

- рисование музыки в виде предмета, передача характера музыки в своем рисунке, использование «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения»;

- сочинение мелодии, уловив эмоциональный фон и характер стихотворения или картины;

- игра на шумовых инструментах, созданных самими детьми;

- использование музыки для релаксации (звуки леса, воды, шум волн и т.п.);

- метод «физвокализ», пропевание гласных и согласных звуков;

- дыхательная гимнастика;

- упражнения для артикуляционного аппарата.

Искусство повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаи­модействие всех важнейших зон. Музыка влияет непосредственно на гормональную работу клеток, выбрасывающих ферменты. Самым серьёзным средством влияния на физиологические функции можно считать пение. Звук и вибрационные характеристики издавна использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Правильное, хорошее пение, здоровые голоса способны выправлять, благотворно влиять на весь организм.

Метод «физвокализ» улучшает работу сердца. Исчезает одышка, перестаёт болеть горло. С помощью определённых движений и зву­ков «у-о-а-ф-с» можно помочь вылечиться от бронхиальной астмы, бронхита, болезней лёгких.

1. Правильное использование звука «з» активизирует мозг, нормали­зует функции почек, глаз, носа, ушей.

2. Звук «э» массирует глотку, гортань, щитовидную железу, верхние доли лёгких.

3. Звук «о» приводит в порядок среднюю часть груди, диафрагму, печень, желудок.

4. Сочетание «о-и, я-я» массирует сердце.

5. Сочетание «а-у-м» стабилизирует кровеносную и костную систе­мы.

Необходимо остановиться на упражнениях, которые можно ис­пользовать при вокально-хоровой работе. Артикуляционные упражнения:

1. Зевок. На дыхании - имитация зевка.

2. «Шинковка языка». Зубами прикусывать язык от корня до кон­чика языка, на одном дыхании.

3. «Стирка» легкий массаж лица кулачками рук.

4. «Ракета». На разные слоги с движением рук, «ушу, уше, уши» - сглаживает регистр - опора на дыхание. «У» - вниз вдох как можно ниже и до самого верха - ультразвука.

5. «Рубка дров». Встаньте прямо, ноги шире плеч. Руки опущены, пальцы сцеплены в замок. Поднимите руки вверх, вдохните, прогнитесь назад. Затем, резко выдыхая со звуком «ху», накло­нитесь, опустите руки, как при ударе топором, между ног и тут же поднимите их вверх. Повторите 5-10 раз.

Сформировать хоботок, будто хотите кого-то поцеловать на рас­стоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, сильно растягивая губы и обнажая зубы, изображая из себя кинозвезду. Мысленно считая «раз - два», выполнять это упражнение до 10 раз.

Дыхательные упражнения со звуками «ссс, жжж, ззз». Упражнение можно выполнять стоя или сидя. Спина прямая. После полного выдоха сделайте вдох носом, затем медленно и плавно выдыхайте ртом, произнося один из названных звуков, пока воз­дух полностью не выйдет из лёгких. Повторите 4-5 раз.

Вибрация звуком оказывает благотворное влияние на весь орга­низм, особенно на сердечно - сосудистую систему. Сам звук способст­вует удлинению выдоха, что в свою очередь помогает снять напряже­ние и раздражительность.

Я отметила, что музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогают уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Очень подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а не решительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости. А так же в целом музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

Следовательно, использование элементов музыкотерапии на уроках музыки дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Я считаю, что музыкотерапия - это действенный метод регуляции эмоционального благополучия. Со своей стороны я буду продолжать исследование и внедрение данного метода в свою педагогическую деятельность.

Литература:

1. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия. - М., 1999.

2. Ушакова, Е. Музыкальная терапия //Директор школы. -1998. - № 7.

3. http://www.rybso.ru/info/teacheryear/2009/yrazova.htm / музыкотерапия.

4. http://vscolu.ru/articles/muzykoterapiya-v-ozdorovlenii-detej.html / метод музыкотерапии.

5. http://www.yugzone.ru/articles/music_t.htm / Владимир Элькин "Человек и мелодия" (феномены музыкотерапии мелодическими шедеврами)

Мотовилова И.Г.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста - развивать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес и любовь к музыке, доставлять радость. На музыкальном занятии, праздниках, развлечениях ребенок должен испытывать ощущение удовлетворенности и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, самоутверждаться, учиться творчески мыслить. К сожалению, из-за влияния взрослого мира полного противоречий и условностей, сейчас все чаще и чаще появляются безразличные ко всему мальчики и девочки. Им ничего не надо, ничего не хочется, их позиция: «Оставьте меня в покое». И ростки этого бывают заметны уже с младшего возраста. Чтобы этого не произошло с нашими воспитанниками, мы стараемся пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру, который их окружает, развить в них качества деятельного, позитивного, творческого человека.

В условиях нашего дошкольного учреждения, возникла необходимость в оказании большего внимания развитию музыкальности и эмоциональности старших дошкольников.

Мы стали искать наиболее привлекательное для детей содержание музыкально-ритмических движений и обратились к музыкально-ритмическим композициям - как части музыкально-двигательного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические композиции позволяют решать одновременно много разных задач:

- яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности;

- быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений;

- музыкальный образ, характер исполнения движений развивает фантазию и творческое воображение, заставляет переживать разные эмоциональные состояния;

- композиционные построения развивают умение ориентироваться в пространстве;

- включение в композиции заданий на импровизацию стимулирует творческие способности детей.

Таким образом, в процессе исполнения одной музыкально-ритмической композиции в течение 2-3 минут у детей развиваются разнообразные умения и способности, а так же формируются важнейшие качества личности.

Изучить степень эффективности применения музыкально-ритмических композиций на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками в показателях развития музыкальности и эмоциональности детей стало целью нашей работы по теме: «Развитие музыкальности и эмоциональности старших дошкольников посредством музыкально-ритмических композиций» на 2008-2009 учебный год.

Были разработаны:

- диагностика исследования музыкальности и эмоциональности детей старшего дошкольного возраста (определили показатели и критерии их оценки);

- составлены и апробированы в работе с дошкольниками авторские музыкально-ритмические композиции;

- переработаны с учетом индивидуальных особенностей детей музыкально-ритмические композиции, предлагаемые в программе «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И. и другими авторами;

- разработаны и даны рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса (консультация, мастер-класс);

- разработан и проведен цикл консультаций для родителей «Влияние движения и музыки на развитие дошкольника».

Работу с детьми организовали по перспективному плану, составленному на основе музыкально-ритмических композиций, учитывая их характер и направленность, возможность включения в педагогический процесс (занятия, праздники, музыкальные паузы в повседневной жизни и т.д.).

Продумали оптимальную систему занятий с детьми по освоению музыкально-ритмических композиций: 2 раза в неделю на фронтальных музыкальных занятиях и 2 раза в неделю на индивидуальных, либо подгрупповых занятиях в вечернее время.

Для фронтальных музыкальных занятий с детьми мы включили композиции тренингового характера, в процессе освоения которых главное обогатить детей запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.

Для индивидуальных занятий и разучивания по подгруппам: индивидуально-ориентированный материал, в процессе освоения которых раскрыть способности каждого ребенка, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки.

При подборе композиций мы стремились к их разнообразию по характеру и направленности (сюжетные композиции, образно-игровые, коммуникативные танцы, сюжетные танцы, этюды и импровизации), по сложности и интенсивности движений.

При разучивании музыкально-ритмических композиций выбрали форму обучения - игровое общение с детьми, когда вся дидактика скрыта и незаметна для самого ребенка.

Мы использовали основной прием: «вовлекающий показ» (выражение С.Д.Рудневой) - подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности.

Наши рекомендации