Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива

С начала 20-х до 60-х г.г. проблема коллектива считалась тради­ционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. Сначала 60-х г.г. инте­рес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук.

Основной целью воспитания, как считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.

Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ кол­лективного воспитания детей и подростков. В своих многочислен­ных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива.

Теория коллективного воспитания получила практическое вопло­щение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе первой опытной станции по народному образованию ру­ководил С.Т. Шацкий.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллекти­ва внес А.С. Макаренко. Он доказал, что никакой метод не мо­жет быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в пе­дагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского.

В последние десятилетия педагогические исследования были на­правлены на выявление наиболее эффективных форм организа­ции, методов сплочения и формирования воспитательных кол­лективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принци­пов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гор­дин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций кол­лектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), разработ­ку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Ку­ракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как свое­образную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа.

Признаки коллектива:

Æ Общая социально значимая цель.

Æ Общая совместная деятельность для достижения постав­ленной цели, общая организация этой деятельности.

Æ Отношения ответственной зависимости.

Æ Общий выборный руководящий орган.

Уровни развития учебно-воспитательного коллектива:

1. Группа-конгломерат.

2. Номинальная группа.

3. Группа-ассоциация.

4. Группа-кооперация.

5. Группа-автономия.

6. Группа-коллектив.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это ор­ганизованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются соци­ально и личностно значимым содержанием совместной деятель­ности.

Основные условия развития коллектива:

ü В качестве важнейших средств форми­рования коллектива выступают учебная и другие виды разнооб­разной деятельности школьников.

ü Деятельность воспитанни­ков должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового об­щественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

ü Педагогическое требование по праву считается важнейшим фак­тором становления коллектива.

ü Предъявление требований тесно связано с приучением и уп­ражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива, опираясь на них.

ü Общественное мнение в коллективе - это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни.

ü Организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С. Макаренко закон движения коллектива.

ü Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться «сверху», т.е., начи­ная с создания органов, оно естественно должно вырастать «сни­зу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов) развития коллектива:

Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяют­ся содержанием их совместной деятельности, ее целями, зада­чами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и об­щей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива» Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога,

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о до­стигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суж­дений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии раз­вития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент инди­видуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Меж­ду стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней.

Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутри коллективных отношений. Отличительным признаком сформи­рованного коллектива он считал:

a мажор - постоянная бод­рость, готовность воспитанников к действию;

a ощущение соб­ственного достоинства, вытекающее из представления о цен­ности своего коллектива, гордости за него;

a дружеское едине­ние его членов;

a ощущение защищенности каждого члена кол­лектива;

a активность, проявляющуюся в готовности к упоря­доченному, деловому действию;

a привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между лич­ностью и коллективом:

û личность подчиняется коллективу (конформизм);

û личность и коллектив находятся в оптималь­ных отношениях (гармония);

û личность подчиняет себе кол­лектив (нонконформизм).

В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: кол­лектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосу­ществование по принципу невмешательства и т. д.

В практике педагогического управления коллективом младших школь­ников необходимо соблюдать следующие важные правила:

· Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность.

· Коллектив ¾ динамическая система, он постоянно изме­няется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным.

· Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и достоянную связь с семьей.

· Формализм ¾ злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленность, но также и в смене объ­екта педагогического управления. Им становится требующая квалифицированной педагогической помощи развивающаяся личность.

· Показатель правильного руководства ¾ наличие в кол­лективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса.

· Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязан­ностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и само­контроль в первичном коллективе (по горизонтали).

· Психологические исследования показали, что межлич­ностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру.

· В разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потреб­ностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников. Тогда положение каждого в системе коллектив­ных отношений окажется наиболее благоприятным.

· Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необ­ходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутри коллективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общи­тельность, оптимизм, внешняя привлекательность и т. д.); чер­ты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

· Положение ученика в коллективе зависит также от норм и стандартов, принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентации. Один и тот же ученик в одном коллек­тиве может оказаться в благоприятном, а в другом ¾ в небла­гоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот кол­лектив, где они могут получить более высокий статус.

· На положение школьника весьма ощутимо влияет изме­нение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно забо­тится об изменении характера и видов коллективной деятель­ности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

Вопросы и задания

1. Раскройте теоретические основы и конкретные пути формирования детского коллектива.

2. Назовите основные признаки детского коллектива.

3. Чем характеризуются основные условия развития коллектива?

4. Раскройте содержание основных стадий развития коллектива.

5. Какие правила необходимо соблюдать в практике педагогического управления коллективом младших школьников?

Наши рекомендации