Комплексный картографический анализ конфликта В.Н. Ковалева
Основу комплексного картографического анализа конфликтов составляет целостный подход в рассмотрении нарушений межличностного взаимодействия. В карте-схеме конфликта (см. рисунок 5) учтены все основные элементы конфликта для того, чтобы получить четкое представление не только о содержании и процессе конфликтного противостояния сторон, но и об изменениях психического состояния у каждого его участника.
Центральное место в картографии занимает предмет конфликта. Его четкое, лаконичное обозначение (порой одним предложением) позволяет аналитику постоянно удерживать в центре внимания ключевые моменты конфликтной проблемы. Но так как предмет конфликта не вскрывает глубинных пластов проблемы, автор счел целесообразным на карте сформулировать суть конфликтной ситуации в виде противоречия между сторонами. Если же истинное противоречие скрыто, следует ограничиться произвольным описанием ситуации. Иными словами необходимо четко зафиксировать, что произошло. Последнее очень важно для обозначения исходных позиций анализа конфликта.
Для удобства карта анализа делится на четыре части. Левая ее половина (сектора I, II) представляет собой характеристику участников возникшего противоречия. В правой части (сектора Ш, IV) - характеризуются содержательная и процессуальная стороны конфликта.
В секторе I карты дается описание всех участников конфликта без глубинного их анализа, то есть те характеристики сторон, которые становятся очевидными уже при первичном рассмотрении ситуации. Сектор II содержит подробные характеристики непосредственных актуальных участников конфликта. Под актуальным участником в научной литературе понимается тот, кто делает все, чтобы изменить конфликтную ситуацию как таковую.
В картографическом методе Ш. Фейр и Х. Корнелиус, в трансактном анализе Э. Берна, в вариативных аналитических схемах М.М. Рыбаковой рассматриваются только актуальные участники конфликта. Поэтому они не всегда дают возможность целостного видения конфликта. Методики Э. Берна и М.М. Рыбаковой могут и не дать оптимального решения в сложных конфликтах на основе анализа действия актуальных участников. Во внутригрупповом конфликте названные ученые рассматривают позиции только актуальных его участников. Члены же группы, присутствующие при конфликте, зачастую не являются его актуальными участниками. Но они представляют ту мощную потенциальную силу, которая существенно влияет или может повлиять на поведение сторон, остроту разворачивающихся событий и даже на исход конфликта. Поэтому при анализе конфликтов, на наш взгляд, важно обязательно учитывать позицию потенциальных участников.
В картографическом методе учитывается также роль опосредованных (вероятных) участников конфликта. К таковым мы относим людей, не знающих о конфликте, но чьи авторитеты могут существенно повлиять на исход событий, если они будут в них вовлечены по предположению, хотя бы одного актуального участника.
Анализируя конфликтную ситуацию важно определить ранг и силу участников конфликта. Ранг - это статус личности, положение ее в социуме, занимаемая должность. Первый ранг имеет человек, выступающий от собственного лица. Вторым рангом обладает индивид, выступающий от имени других лиц. Третий ранг присущ личности, которая представляет интересы коллектива, учреждения. Высший, четвертый ранг имеет субъект, выступающий от имени Закона или Государства. Люди, неуверенные в своей правоте и находящиеся в споре с самим собой, имеют нулевой ранг.
Сила участников конфликта зачастую определяется умственными способностями, знаниями ситуации, волевыми качествами личности, внушительными физическими данными. Например, индивид с высокой реактивностью мыслительных процессов в экстремальной конфликтной ситуации имеет больше шансов на победу.
Значение при анализе конфликтных ситуаций имеет учет стилей поведения сторон. От того, какой стиль доминирует в общении индивидов (сотрудничества, приспособления, конфронтации, подавления или компромисса), зависит эмоциональный накал противоборства сторон, влияющий на психическое благополучие каждой личности и возможность конструктивного решения проблемы для всех участников.
Порой конфликтогенным фактором выступает деструктивная (жесткая) модальность общения индивидов. По модальности легко определить инициирующую сторону, фазу конфликта и вероятность несовпадения индивидуальных систем мировосприятия. Под модальностью общения в данном случае понимается совокупность доминирующих парадигм индивида, используемых им в обращении к оппоненту. Мягкие парадигмы авансируют доверительное, уважительное отношение к человеку, апеллируют к самым добрым чувствам личности. Жесткая парадигма, характеризующая авторитарный стиль общения, выражается в стратегии подавления личности. Она унижает собеседника, оскорбляет его достоинства, посягает на свободу действий и способствует развитию конфликтной ситуации.
В правильной оценке ситуации нередко играют роль индивидуальные и возрастные особенности личности. Несовпадение темпераментов, характеров, эмоциональных и интеллектуальных свойств и качеств индивидов порождают или обостряют уже имеющиеся противоречия между ними. Различный жизненный опыт оппонентов, особенно детей и взрослых, в конфликтной ситуации ставит их в неравные позиции. Поэтому учету рассматриваемых факторов в картографии конфликта мы придаем значение.
Второй блок карты-схемы обеспечивает возможность выработать пути, методы, и средства решения конфликта. Он дает представления об интересах, потребностях, опасениях и мотивах поведения сторон. Конфликты возникают на основе столкновения интересов, желаний, намерений, потребностей и ценностей. Поэтому первостепенной задачей картографии является определение и сопоставление интересов оппонентов, связанных с проблемой.
Таблица 6