Классификация и характеристика основных методов
Рассматривая и классифицируя методы, педагогика выделяет методы прямого и косвенного педагогического влияния. Первые предполагают достижение немедленной или отсроченной воспитательно усовершенствованной реакции сотрудника, а вторые предполагают создание ситуации и организацию деятельности, включаясь в которые воспитуемый ведет себя более воспитанно и определенным образом самосовершенствуется. Последние А.С. Макаренко называл «упражнением в правильном поступке».
По характеру воспитательного воздействия выделяют (Н.С. Кравчун и др.)16 три группы методов:
1) методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, убеждение, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (воспитывающие ситуации, упражнение, поручение, приучение, помощь, требование, торможение, принуждение, коррекция, самоуправление);
3) методы побуждения (стимулирование, соревнование, оценка, самооценка, одобрение, порицание, критика, самокритика, поощрение, наказание).
Один из основных методов воспитания — метод убеждения. Ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности — мировоззрения, сознательности, убежденности. Убеждение — не простой разговор. Оно требует соблюдения определенных педагогических условий:
• глубокой личной убежденности воспитывающего в истинность, справедливость того, в чем он убеждает воспитуемых;
• правдивости, честности, искренности, откровенности, доверительности убеждающего, его готовности и умения отвечать на острые и злободневные вопросы. Это позволяет завоевать доверие слушающего, его внимательное и благожелательное отношение к словам убеждающего, его идеям и советам. Если слушатель посчитает, что убеждающий хитрит, искажает факты, уклоняется от ответов на острые, волнующие вопросы, значит, сам он ведет себя не так, как советует, даже если что-то и говорит правильно;
• безупречной логики и непротиворечивости высказываний и обоснований, научности, объективности, неопровержимости высказываемых принципов, положений, аргументов, фактов;
• широкого кругозора, образованности, эрудиции убеждающего, его жизненной, профессиональной и воспитательной опытности;
• тактичности;
• умения слышать реплики, возражения и мнение убеждаемого, недопустимости высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков;
• единства слова и дела убеждающего, четкой организации повседневной жизни и деятельности органа внутренних дел, высокого авторитета убеждающего в коллективе и т.д.
Метод примера — целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудников положительными примерами поведения, действий, отношений к людям, работы нал собой, накопленными в коллективе, системе органов внутренних дел, в истории МВД и страны, призванными служить образцом для подражания, средством самовоспитания. Такие примеры бывают непосредственного и опосредованного воспитывающего влияния. К примерам непосредственного влияния относятся: личный пример начальников, руководителей; пример товарищей, сослуживцев; положительный пример людей, с которыми сотрудники находятся в постоя и ном контакте. Особое место принадлежит личному примеру руководителя. Его пример — решающее условие воспитания, образен для подражания и средство вдохновения, веры во все то, чего он требует или говорит, он делает сам. Личный пример в значительной степени усиливает или ослабляет действие всех других методов воспитания. Важны и примеры опосредованного воздействия — через устное слово, литературу, кинофильмы, театр, примеры жизни и деятельности исторических личностей, примеры индивидуального и массового героизма, подвига при несении службы и др. Воспитание на положительном примере должно содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального специалиста МВД России, сформировалась вера в то, что положительный герой — не выдумка. Чтобы этот герой пробуждал желание быть похожим на него, постоянно совершенствоваться.
В ходе применения метода примера в воспитании следует соблюдать педагогические условия его действенности:
• обеспечение высокой личной примерности воспитуемых в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение нравственных норм на службе и вне ее;
• знание индивидуальных и групповых особенностей воспитуемых (в чем им нужен пример?);
• общественная и профессиональная ценность примера;
• реальность достижения образца;
• создание обстановки, способствующей достижению образца;
• широкая пропаганда примеров выполнения служебного, гражданского, человеческого долга сотрудниками ОВД;
• яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.
Поведение сотрудника определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Ему необходимо не только разъяснить, показать на примере, как надо действовать. Его надо научить поступать правильно. Это достигается с помощью метода упражнения — такой организации повседневной профессиональной деятельности, службы, поручения дел и заданий, которая позволяла бы личному составу органа внутренних дел, подразделений, отдельным сотрудникам действуя накапливать опыт правильного поведения, развивать у себя нравственные чувства, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением, словом и делом.
Надо создавать такие ситуации и условия на службе, систематически действуя в которых сотрудники были бы вынуждены проявлять качества своей воспитанности и тем самым совершенствовать их. И здесь нужен индивидуальный подход. А.С. Макаренко указывал на необходимость «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек».
Метод упражнения эффективен при соблюдении особых педагогических условий:
• понимания сотрудниками социальной сути, практической значимости своего поведения в целом и его конкретных форм, которые затем превратятся в привычки;
• наличия продуманной системы упражнений (индивидуальный подход, первоочередность, последовательность и регулярность упражнений, объем нагрузок и т.д.);
• всестороннего учета возрастных, индивидуальных особенностей сотрудников, их служебного и жизненного опыта, сильных и слабых сторон личности и выполнения напряженных, но посильных действий и др.
Важное место в воспитании отводится методу поощрения, ибо ему принадлежит стимулирующая функция. Поощрение окрыляет человека, помогает ему правильно оценивать свои силы и способности, вырабатывает чувство личного достоинства, повышает авторитет отличившегося в глазах сослуживцев. Поощрение требует от субъекта воспитания серьезного и вдумчивого отношения. Выдающиеся педагоги предупреждали, что поощрение может быть и «лекарством» и «ядом». «Ядом» поощрение становится тогда, когда оно или недостаточно или незаслужено, когда бывает только одного вида (например, материальное), когда плохо учитывает мотивы действий, за которые выносится, когда поощряются одни и те же сотрудники и т.п.
Чтобы поощрение обрело полноту воспитательного воздействия, нужно соблюдать следующие педагогические условия:
• своевременность,
• продуманность и целесообразность;
• безусловная заслуженность;
• разнообразие видов поощрений в сочетании с тенденцией их наращивания при вынесении одному и тому же сотруднику;
• правильное сочетание моральных и материальных поощрений;
• гласность;
• оправданность поощрений во мнении коллектива.
Метод поощрений применяется в сочетании с методом принуждения, под которым понимается система средств и приемов воздействия на сотрудников, допускающих в результате недостаточной ответственности, недобросовестности, нерадивости нарушения в поведении и выполнении своего долга, работающих без должного желания и мобилизованности, а поэтому с низкой результативностью. Делается это с позитивной целью: изменить отношение сотрудника к службе, заставить уважать данную им Присягу, законы и нормы поведения, повысить требовательность к себе, поработать над совершенствованием своих качеств. Человека всегда более продуктивно побуждать, а не принуждать, но если первое не срабатывает, приходится прибегать ко второму. Нельзя все и бесконечно прощать, нанося ущерб государству и государственной службе. Принуждение реализуется в:
- указании на имеющиеся недостатки и необходимости изменения отношений к выполнению служебного и гражданского долга;
- осуждении (в необходимом случае гласно перед всем коллективом);
- критике; категоричном требовании; усилении контроля за деятельностью и поведением данного сотрудника (с привлечением общественных формирований коллектива);
- запрете; предупреждении о привлечении к ответственности; административном наказании; создании осуждающего общественного мнения в коллективе и др.
Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
• применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;
• своевременность применения мер принуждения;
• сочетание принуждения с одновременным активным применением других методов и принципов воспитания;
• индивидуальный подход с учетом уровня подготовки, профессионального и жизненного опыта, оценки личных возможностей и способностей, характера поступка, условий, а также возможных иных причин нежелательного поведения и низкой результативности деятельности сотрудника;
• наличие состава нарушения, обстоятельное выяснение его причин и вины совершившего проступок сотрудника;
• адекватность вида принуждения характеру недостатков и вины сотрудника;
• недопустимость увлечения крайними мерами принуждения, использования их с первого раза в отношении данного сотрудника;
• исключение со стороны воспитывающего элементов предвзятости, антипатий, преследования по какой-то иной, скрываемой причине;
• отсутствие превышения власти воспитывающего;
• ориентация на поддержку коллективом применяемых мер принуждения;
• недопущение серьезных расхождений в применим мер принуждения разными субъектами воспитания одною и того же органа внутренних дел (когда одни по субъективным причинам преимущественно и строго принуждают, а другие преимущественно поощряют).
Рассмотренные и другие методы воспитания творчески варьируются воспитывающим, руководителем в зависимости от целей, задач, условий, поведения, действий, индивидуального и группового факторов, а также других конкретных обстоятельств. Умение делать это — одно их ведущих качеств в его умении работать с людьми.