Общие понятия в системе методов. классификация методов обучения и их характеристика

Педагогической наукой и практикой накоплен большой арсе­нал методов обучения и воспитания. Все их можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. Наличие различных точек зрения на проблему клас­сификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Так, классификации по источнику ин­формации придерживаются ученые Сорокин Н. А., Дулов А. И., Огородников И. Т. и др; классификацию методов обучения в зави­симости от характера познавательной деятельности учащихся раз­работали Скаткин М. Н., Лернер И. Я.; по дидактической цели — Данилов М. А., Есипов Б. П. и др.

1. Классификация методов обучения:

- по источнику информации (словесные, наглядные, практические);

- по способу усвоения (информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский);

- по способу деятельности учителя и ученика (методы устного изложения, работа учащихся, наблюдения учащихся);

- по дидактической цели (методы сообщения новых данных, методы закрепления знаний, методы проверки и оценки знаний);

- соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К.Бабанского – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля).

Основополагающим теоретическим положением является идея М. М. Рубинштейна о том, что всякий метод должен оцениваться с двух сторон: как способ обучения и как способ воспитания. Исходным момен­том в построении системы педагогических методов, с точки зре­ния практики, является тот факт, что педагог в повседневной жиз­ни может и не задумываться, совокупностью каких методов он пользуется; но, оказавшись в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании системы педагогических методов, ибо в прак­тике работы он имеет дело с целостным педагогическим процес­сом, взаимодействует с целостной личностью школьника. (Разде­ление педагогического процесса на обучение и воспитание, лич­ности на компоненты, ее характеризующие, весьма условно; необходимо лишь для более глубокого понимания педагогических явлений и процессов.)

2. Система педагогических методов

Организация деятельности

А) формирование знание, понятий, суждений, убеждений (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, работа с книгой);

Б) формирование умений, навыков, привычек, воли, характера (упражнение, поручение, пример, педагогическое требование, подражание);

В) развитие переживаний, отношений (соревнование, поощрение, наказание), ‍наблюдение

Лекция— это устное изложение чего-либо, а также запись того изложения. Лекция может освещать знания по физике, хи­мии, литературе, но может содержать знания, суждения по поводу нравственности, эстетики, экологии и пр.

Нельзя отрицать того, что развернутое повествование учите­ля, несомненно, является одним из важнейших способов формиро­вания представлений учащихся. Рассказ или лекция учителя спо­собствуют накоплению в активной памяти учащихся определенно­го материала, последующее обобщение которого открывает путь к формированию понятий и правил. Эти методы будут эффективны в том случае, когда устное изложение учебного материала отлича­ется целенаправленностью в его отборе, когда учитель акцентиру­ет внимание учеников на наиболее существенных сторонах изуча­емых предметов, явлений, факторов, имеет в виду конечную цель — выявление определенных закономерностей, формирование новых представлений и понятий.

Велика роль словесных методов и на этапе формирования но­вых понятий. Здесь функция слова учителя существенно меняет­ся; на первый план выступает объяснение, позволяющее подчерк­нута, выделить наиболее существенное в материале, поставить воп­росы, акцентировать внимание учащихся на самом главном.

Беседа— по своей сути это разговор, обмен мнениями; она является более сложным способом взаимодействия в сравнении с вышеизложенными, так как предполагает активную позицию и учителя и ученика (воспитателя и воспитанника). По содержанию она отражает как проблемы обучения, так и вопросы воспитания. Беседы по характеру умственной деятельности подразделяют» на катехизические (доминирует припоминание, воспроизведение изученного), эвристические (работает догадка), сократические (доминирует мыслительная деятельность).

Работа с книгойтакже направлена на формирование знаний, понятий, суждений, убеждений и используется как в учебной» и так и во внеучебной деятельности.

Таким образом, методы формирования сознания имеют исключительно большое значение в целостном педагогическом процессе и полностью отвечают цели, содержанию, а также принципам педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.

Формированию умений, навыков, привычек, воли, характера(т. е. поведения как компонента личности) способствуют упражнение, поручение, пример, педагогическое требование, подражание.

Упражнение— это многократное выполнение определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков. Как педагогический метод упражнение используется при выработке умений читать, писать, считать и т. п., а также умении вести себя с людьми, навыков ответственного отношения к учебе и др.

Поручение— возложение на учащегося (воспитанника) ис­полнения чего-либо (заботу о ком-то, о чем-то). К поручениям можно отнести практические, лабораторные работы, выполнение трудовых заданий, графические работы и пр. Поручение, возложенное на ученика учителем (воспитателем, взрослым), избранное им самим или исходящее от коллектива, формирует навыки обществен­ного поведения, вырабатывает привычки учебной деятельности, за­каляет характер и волю.

Пример— это действие, служащее образцом для подражания. Подражать— значит делать по какому-то образцу. При помощи этих способов взаимодействия вырабатываются навыки, умения, привычки, связанные с учебной деятельностью, а также нравствен­ные, трудовые, физические и пр., формируется воля, характер. На­правленность и результат примера и подражания зависят от содер­жания тех действий, которые целенаправленно организуются учи­телем (воспитателем) в целостном педагогическом процессе.

По поводу педагогического требованиядавно идут споры, дискуссии: кто-то говорит о негуманности этого метода; кто-то приписывает его к авторитарному стилю взаимодействия взрослых и детей. На наш взгляд, если рассматривать педагогическое требование как просьбу в категорической форме, высказанную учителем (воспитателем) с чувством глубокой убежденности в своем праве на то, чтобы эта просьба была выполнена, тогда снимаются все указанные возражения против этого метода. Педагогическое требование предъявляется взрослым учащимся всех возрастов, но действен­ность будет зависеть от авторитета взрослого, от стиля взаимоотно­шений в целом, от ситуации, в которой предъявляется педагоги­ческое требование.

Развитию переживаний, отношений, чувств в целомспо­собствуют соревнование, поощрение, наказание, как дополнитель­ные педагогические методы.

Чем разнообразнее деятельность, в которой участвует школь­ник, тем разностороннее и полнее его развитие. Однако потребность в деятельности не всегда возникает у ребенка, необходимо побужде­ние к деятельности. Это может быть нежелание отстать от других, это может быть слово, пример старших или сверстников, желание рабо­тать вместе с ними, но существуют специальные методы.

Соревнование— форма деятельности, при которой участву­ющие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве. Этот метод в современных условиях приобретает особое значение, ибо жизнь в условиях рынка — это постоянное состязание, это по­беда более высокой квалификации, это превосходство определен­ных личностных качеств и свойств личности. Однако превращение соревнования в один из основных педагогических методов нецеле­сообразно, ибо перебор в данном случае может привести к неже­лательным последствиям. Это же относится к поощрению и нака­занию.

Поощрениезаключается в том, что учитель (воспитатель), выявив положительное в поведении, действиях ребенка, стимули­рует его образование, развитие в этом направлении. Это вселяет в школьника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует самообразование самовоспитание, развивает чувство собственно­го достоинства. К поощрениям можно отнести одобрение, похвалу, благодарность, гдарок, грамоту, медаль и др.

Основными правилами поощрения являются следующее: поощрять всех учеников, положительно проявивших себя любом виде деятельности независимо от личных симпатий или антипатий к ним; особенно поощрять тех, кто недостаточно уверен в своих силах; поощрять не только за результаты деятельности, но и за старание, приведшее к сдвигам в лучшую сторону; не поощрять слишком много, так как у захваленных детей порождаются отрицательные «черты характера: зазнайство, чванство; всегда следить за тем, чтобы поощрение было заслуженным и это понималось как самим учеником, так и всем коллективом, следует при этом учитывать коллективные и индивидуальные особенности школьников.

Наказание— это мера воздействия против грубого нарушения норм поведения и деятельности, направленная на преодоление недостатков в личности ученика (воспитанника).

Недопустимо физическое наказание, наказание хладнокровное, без гнева, наказание в присутствии других, угроза наказанием, наказание уроками, чтением, работой, наказание больных или еще не совсем оправившихся после болезни детей, наказание в виде физической, душевной травмы, любой неудачи; наказание, когда сам взрослый не в духе, огорчен и пр., наказание личности, а не ее поведения, действий.

Как уже отмечалось, соревнование, поощрение и особенно на­казание — это методы дополнительные, когда другие уже не действуют. Теория гуманистической педагогики отвергает наказание совсем; теоретически с этим нельзя не согласиться, но практически наказание неизбежно входит в общение с детьми, именно в прак­тике необходимо помнить слова древних: "Все есть не зло, все есть ле­карство. Тем или другим их делает только доза".

Ведущими в нашей системе педагогических методов являются организация деятельностии наблюдение.Дело в том, что дея­тельность является обязательным условием естественного самораз­вития личности, она является средством педагогического процесса. Не учитывать этого невозможно. Организация деятельности как педагогический метод более всего соответствует сути педагогическо­го процесса, отвечает его назначению, основным характеристикам. Наконец, по своей сути все воспитательные методы — это организа­ция деятельности учителя (воспитателя, взрослого), ученика (воспи­танника, ребенка); и того, и другого вместе во взаимодействии, взаи­мозависимости, взаимоответственности друг перед другом.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Уже в самом определении видна взаимосвязь двух ведущих педагогических методов (организации деятельности и наблюдения).

Определение цели (задач) наблюдения, предварительное изучение объектов (возможно по книгам, фотографиям, рисункам и пр.), составление плана наблюдения, последующее описание, об­суждение результатов наблюдения — все это составляет связи вос­приятия с практической деятельностью, мышлением учащихся (воспитанников), являясь тем самым важнейшим средством раз­вития познавательных способностей, познавательной деятельнос­ти в целом.

Для развития познавательных способностей в свою очередь большое значение имеет накопление у них представлений об изу­чаемых объектах реальной действительности, ибо без конкретных представлений невозможно и формирование научных понятий. Основой при формировании образных представлений является при­менение различных средств наглядности, к которой предъявляют­ся определенные требования.

Следует максимально разгружать наглядные пособия от обилия деталей, отвлекающих внимание учеников от основных свойств и признаков изучаемых объектов, а также воздержаться от демонстрации таких пособий, которые не имеют прямого отношения к рассматриваемому вопросу.

Весьма эффективно сочетание натурального и схематичного изображения изучаемых объектов, когда облегчается переход мысли ученика от конкретного к абстрактному, от частного к общему.

Таким образом, рассмотрев основные педагогические методы, мы убедились, что их результативность зависит от ряда условии, главным из которых является личность учителя, воспитателя.

Педагогический метод — категория историческая; изменяется с изменением цели, содержания, средств педагогического процесса. В теории и практике накоплен богатый арсенал педагогических методов, что дает возможность их классификации. Вариантов классификации множество. Мы исходим из идеи целостности педагогического процесса и целостности личности, поэтому предлагаем систему педагогических методов, которая представляет собой единство методов обучения и воспитания, реализуемых в едином педагогическом процессе.

Искусство использования педагогических методов на прак­тике зависит от многих фактов, порой случайных, и тогда сра­батывает интуиция и педагогическая импровизация. По большо­му счету искусство педагога заключается в отборе и компоновке методов, целесообразных и соответствующих его собственной системе работы.

• Метод— это основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.

• Прием— это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.

• Система педагогических методов— это единство мето­дов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогичес­ком процессе.

Наши рекомендации