Формулировка темы курсовой работы
1.В названии должен быть представлен объект или/и предмет исследования, но не в дословном повторении формулировок. Например, «Условия развития социально-психологических компетенций студентов во внеучебной деятельности». Не рекомендуются слишком широкие темы (например, «Духовно-нравственная культура студента»).
2.Если в формулировке темы встречаются понятия: условия, аспекты, средства, педагогические основы, принципы, методы, способы, факторы, формы,очень важно, чтобы автор работы хорошо разбирался в этих понятиях и чтобы в дальнейшем они нашли полное отражение в работе.
3.Если в формулировке темы встречаются термины: влияние, зависимость и т.п., необходимо проведение корреляционного анализа данных (при поперечном исследовании) и оценка с помощью методов математической статистики достоверности сдвигов (при лонгитюдном исследовании).
4.В формулировке темы не допускаются неопределенные формулировки (например, «Анализ некоторых вопросов...») и штампы («К вопросу о...», «К изучению ...», «Материалы к...»).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Структура курсовой работы
Курсовая работа должна содержать следующие элементы:
- Титульный лист
- Содержание (Оглавление)
- Толкование терминов (Словарь)
- Перечень условных обозначений, смыслов, единиц
- Введение
- Первая (теоретическая) глава
- Выводы по первой главе
- Вторая (эмпирическая) глава
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Примеры оформления титульного листа, словаря, оглавления приводятся в Приложениях.
Титульный лист
Титульный лист необходимо оформить в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями. Особое внимание следует обратить на то, чтобы были правильно указаны ученая степень, ученое звание, ФИО научного руководителя, ФИО, направление образовательной подготовки, группа автора работы.
Содержание (Оглавление)
Оглавление – это наименование основных структурных элементов работы, отражающих содержание и логику курсовой работы, с указанием соответствующих страниц. Главное требование к оформлению – не перегружать информацией частного характера. Как правило, в оглавлении указываются названия глав (обычно 2) и параграфов (2-3 в каждой главе).
Словарь терминов
В словаре приводятся основные термины, используемые в работе в соответствии с ее названием и содержанием. Относительно каждого термина приводится определение, являющееся базовым, то есть тем, на которое опирается студент в своей работе, которым он оперирует, от которого отталкивается в своих умозаключениях. Относительно каждого определения указывается ссылка на литературный источник, из которого оно заимствовано. Образец оформления Словаря приводится в Приложении.
Перечень условных обозначений, смыслов, единиц
Приводится в тех случаях, когда в ходе всей работы используется понятие, имеющее общепринятое сокращение, и автор использует это сокращение в тексте. Например, «зона ближайшего развития» – ЗБР.
Введение
Введение – визитная карточка исследовательской работы студента. Соответственно, от того, насколько научно грамотно, корректно и глубоко (но при этом лаконично) описаны основные компоненты введения, во многом зависит впечатление от работы в целом. Объем введения не должен превышать 5–10% объема всей работы.
Структурными компонентами введения являются:
1. Актуальность исследования.
2. Противоречие(я), проблема исследования.
3. Объект и предмет исследования.
4. Цель исследования.
5. Гипотеза исследования (желательна, но не обязательна для курсовой работы на 2 курсе).
6. Задачи исследования.
7. Теоретико-методологическая база исследования (желательна, но не обязательна для курсовой работы на 2 курсе).
8. Этапы исследования.
9. Методы исследования.
10. Экспериментальная база исследования.
11. Практическая значимость.
12. Апробация результатов исследования, если они были апробированы (желательна, но не обязательна для курсовой работы на 2 курсе).
1. Актуальность исследования –это обоснование степени важности, значимости изучения заявленной темы на современном этапе развития науки и практики.
Актуальность может быть теоретической (тема исследования слабо, неполно раскрыта в науке) или практической (вытекает из актуальных задач современного образования).
При обосновании актуальности темы исследования рекомендуется:
– Показать связь темы исследования с актуальными проблемами и перспективами развития образования (уместна ссылка на нормативные документы).
– Охарактеризовать состояние изученности темы с указанием конкретных авторов и подходов (то есть, сделать краткий обзор источников информации), указав при этом, какие вопросы остались неизученными (или слабо изученными).
– Дать общую характеристику изучаемого феномена (в соответствии с темой работы).
2. Противоречие(я) и проблема исследованияявляются логическим продолжением обоснования актуальности темы. Противоречия – это несоответствие между:
– новыми фактами и устаревшими способами их объяснения;
– новыми подходами и способами их практической реализации;
– новыми методами (средствами, технологиями) и недостаточностью сведений об их результативности;
– потребностью в конкретных практических рекомендациях и недостаточностью оснований для их разработки, и т.д.
Проблема исследования – главный вопрос, непосредственно вытекающий из обнаруженного противоречия, который будет решаться в ходе и результате данного исследования.
Пример: «…интерактивное обучение как организация активного взаимодействия между основными субъектами образовательного процесса, как организация познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы они были максимально вовлечены в процесс познания, весьма востребовано в современном образовании. При этом существует противоречиемежду необходимостью практической реализации компетентностного подхода и недостаточной разработанностью вопроса о формах, методах, технологиях интерактивного обучения. Данное противоречие актуализирует проблему исследования, которой является вопрос о том, какова технология реализации компетентностного подхода (развития социально-личностных компетенций) в обучении студентов».