Работа социального педагога с одаренными детьми
Методика работы социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми.
Безнадзорные дети - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребенка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей - первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации.
Беспризорные дети - это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивных воспитательных воздействий. Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением.
Данная проблема порождена следующими факторами:
- кризисными явлениями в семье (рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение уровня жизни и, как следствие, ухудшение условий содержания детей);
- распространением жестокого обращения с детьми в семьях, снижение ответственности за их судьбу;
- обвальным снижением количества бесплатных учреждений для отдыха и организации досуга детей в связи с влиянием рыночной экономики и оскудением государственных дотаций.
Социально-педагогическая деятельность в отношении данной категории детей подразделяется на два самостоятельных направления:
· профилактическое и коррекционно-реабилитационное.
Профилактика безнадзорности и беспризорности представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений, поиску видов занятости ребят в свободное время и т. п.
Коррекционно-реабилитационная работа с безнадзорным ребенком предполагает оказание ему оперативной социально-педагогической помощи:
- постановку на внутришкольный учет;
- диагностику его состояния, личностных особенностей;
- разработку и реализацию программы работы по адаптации ребёнка к социально-здоровой среде при помощи положительных форм активности - труда, игры, познания;
- подключение специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической, помощи;
- коррекцию, реабилитацию семейных отношений.
Работа социального педагога с одаренными детьми.
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Одаренность бывает различной. Так, одна из них — социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.
Что такое одаренный ребенок?
Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.
Интеллектуальная одаренность — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье это умник или умница, в школе — отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.
Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленных целей они часто не дотягивают и слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.
Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд и тем часто пугают родителей. Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища.
Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. (Они «даже едят не как все дети».) Подводя итог выделенным качествам одаренного ребенка, следует подчеркнуть, что одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.
Это должны быть особенные школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка. Где для такого ребенка должны быть поставлены сверх задачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.
Одаренный ребенок в семье — ее гордость. Но чаще всего одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Это если ребенок в семье первый или все дети талантливы, никто из них не выделяется, и их воспринимают как обычных.
Социальному педагогу следует в первую очередь помнить, что как бы не был и одаренный ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
Социальному педагогу следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться, что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.
Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему.
Социальный педагог помогает родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителям.
Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь социального педагога.
Любознательность и стремление все знать, огромный творческий потенциал выливаются в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими. Здесь необходима связь социального педагога с родителями. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества.
Одной их форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Говорят, что воспитатели должны преимущественно работать с посредственностью, а талант сам себе найдет дорогу. Но на самом деле неокрепший талант легче сбить с толку, погубить, чем посредственность. Не дав ему развиться, не помогая, нетрудно сделать его ниже посредственности. Поэтому социальный педагог не может пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию.