Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОО и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на
результаты изучения конкретных особенностей ДОО, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
üПроведение систематизированного психологического просвещения педагогов с форме семинаров, группового и индивидуального консультирования.
Месяц | Тема просвещения |
сентябрь | «Психолого-педагогическая диагностика детей младшего возраста» Результаты диагностики по Стребелевой. |
октябрь | «Познавательное и эмоционально-личностное развитие детей ОНР среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста». Результаты диагностики педагога-психолога. |
январь | «Движение, развитие, творчество» по всем возрастам. |
май | «Познавательное и эмоционально-личностное развитие детей ОНР среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста». Результаты диагностики педагога-психолога. |
Дополнительные темы: (печатные, индивидуальные консультации с педагогами)
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
3.Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4.Стили педагогического общения.
5.Психологические основы взаимодействия с семьей.
6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
üПроведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1.Адаптация ребенка к ДОО.
2.Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3.Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4.Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5.Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6.Психологическая готовность к обучению.
7.Половое воспитание и развитие.
Дополнительно:
üСоздание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой
группе и информационного стенда в пространстве ДОО.
Тема самообразования: песочная терапия в условиях ДОО и семьи. Сказкотерапия.
Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном, на игровые технологии и приемы.
2.2 Психологическое сопровождение реализации Основной общеобразовательной программы ДОО по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОО в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области:
- познавательное направление
Познавательное развитиепредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию;
- Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов;
- Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих, коррекционных, дидактических играх и других видах деятельности).
- Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
- речевое направление
Речевое развитиевключает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- социально-коммуникативное направление
Социально-коммуникативное развитиенаправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных
контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость.
- физическое направление
Физическое развитиевключает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.
Развивать у детей потребность в двигательной активности. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями;
- художественно-эстетическое направление
Художественно-эстетическое развитиепредполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.
Непосредственно образовательная деятельностьоснована на организации педагогом - психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельностьявляется ведущей деятельностью ребенка дошкольного
возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве
основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
Коммуникативная деятельностьнаправлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).
Познавательно-исследовательская деятельностьвключает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Конструирование и изобразительная деятельность детейразвитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментовтребует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка.
2.3 Содержание деятельности педагога-психолога в рамках
медико - психолого – педагогической службы ДОО:
Работа с детьми
1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей, администрации.
1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
1.5. Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка.
1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).
С педагогами.
2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОО).
2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОО.
2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.
2.7.Психолого-педагогическое сопровождение познавательного и речевого направления и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
С родителями.
3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
3.2. Индивидуальное консультирование родителей.
3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу).
3.4. Просветительская работа среди родителей.
3.5. Организация и проведение родительских собраний, тренингов, семинаров, мастер-классов.