УЭ 3.3. Психологическое консультирование и просвещение как основные виды деятельности педагога-психолога

Содержание заданий Методические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Составьте словарь ключевых терминов данной темы. Пользуйтесь словарями и учебниками, предложенными в списке литературы.
Задание 2. Повторитьтему «Методологические основы психологического консультирования». Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курса «Основы психологического консультирования».
Задание 3. Изучите содержание статьи: Бобкова М.Г. Критерии эффективности психологического консультирования //Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №9. С.248-255. Выделите основные критерии эффективности консультационного процесса.
Задание 4. Изучите содержание статьи: Бякова Н.В., Истомина С.В. Возможности психологического просвещения в работе школьного психолога // Психология и школа. 2009. №2. С. 90-99. Выпишите формы психологического просвещение в работе педагога-психолога и их краткую характеристику.
Задание 5. Законспектируйте содержание статьи: Единство и взаимодействие всех видов работы школьного психолога // Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991 . С.138-141. При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора.

Информационный блок. Психологическое просвещение– это формирование у всех субъектов образовательного процесса (воспитанники, учащиеся, педагоги, администрация, родители) потребности в психологических знаниях, желания и умения их использовать в целях самопознания, саморазвития и самоопределения, достижения определенного уровня психологической культуры.

Основная цель психологического просвещения – формирование и повышение психологической культуры детей, родителей, педагогов, администрации.

Задачи психологического просвещения:

1) устранение дефицита психологических знаний педагогов и администрации, необходимых для организации оптимального педагогического взаимодействия с детьми разных возрастов;

2) ознакомление родителей, воспитателей и учителей с основными закономерностями и условиями нормативного психического развития детей;

3) развитие у родителей потребности в психологических знаниях и использовании их в практической деятельности;

4) формирование у всех участников образовательной среды потребности в саморазвитии и самореализации на основе самопознания;

5) популяризация результатов новейших психологических исследований;

6) профилактика возможных отклонений в поведении и развитии личности детей и школьников.

Функции психологического просвещения:

- развивающая - формирование у всех участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях;

- активизирующая - желание использовать их в интересах собственного развития;

- инструментальная - создание условий для полноценного развития детей и школьников на каждом возрастном этапе;

- профилактическая - своевременное предупреждение возможных нарушений в психическом развитии человека.

Факторы, обеспечивающие действенность психологического просвещения:

1) сформированную потребность у педагогов в повышении психологической компетентности, необходимости знаний психологических особенностей своих воспитанников, учеников, а главное применение этих знаний в своей педагогической деятельности;

2) заинтересованность родителей в приобретении информации, помогающей более эффективному взаимодействию со своими детьми с целью их воспитания и развития;

3) высокий уровень теоретических знаний психолога особенностей образовательного процесса, специфики педагогических программ, контингента воспитанников и учащихся данного образовательного учреждения;

4) позиция психолога «на равных» с аудиторией, он выступает не как ментор, наставник, который «вещает», а аудитория слушает и внимает. Психолог приглашает к сотрудничеству и совместному решению актуальных и насущных вопросов.

5) понятный, доступный язык изложения психологического материала с учетом специфики аудитории;

6) тесная связь содержания излагаемого материала с конкретными проблемами данного образовательного учреждения, возрастной категории.

Психологическое просвещение обладает рядом неоспоримых преимуществ, которые позволяют рассматривать его как одно из основных направлений деятельности школьной психологической службы. К таким преимуществам можно отнесли:

1. Возможность охвата большого количества людей одновременно, общение с ними буквально на уровне «вытянутой руки». Практически ни одно другое направление не позволяет нам это сделать.

2. Интегративные формы просвещения позволяют одновременно задействовать всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся).

3. Возможность распространения психологических знаний вне специально организованных форм. Информация может быть помещена в уголке психолога, классной комнате, школьной газете и подобных средствах массовой информации, листовках, памятках родителям и т.п.

4. Отсутствие ситуации оценивания. Хотя такая ситуация является скорее мнимой в ходе диагностической и консультативной работы, это не снижает тревожность обратившегося. В процессе просвещения мы предлагаем информацию, совместное взаимодействие, приглашаем к совместному обсуждению и решению трудных вопросов, что повышает степень доверия к психологу.

5. Возможность ненавязчивого вмешательства с целью формирования активного интереса к деятельности психолога.

6. Психологическое просвещение может стать хорошей формой работы для начинающего психолога, которому необходимо представить себя и свою работу большой школьной аудитории, заинтересовать субъектов образовательной среды.

7. Возможность саморазвития для самого педагога-психолога. Поиск необходимой информации, её анализ, разработка форм её подачи – всё это способствует повышению уровня психологической компетентности и самого психолога.

Психологическое консультирование. Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д.

Консультации проводятся для педагогов, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Обобщение опыта психологов образования показало, что педагогичаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители:подготовка детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

К школьному психологу обращаются и сами обучающиеся,главным образом, по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т. п.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:

1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.

3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.

4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, метод.объединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.

5. По запросам органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.).

Специфика психологического консультирования в образовательных организациях - в сосредоточении на решении профессиональных проблем. В процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования, - максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого школьника. Все участники образовательной среды получают консультацию, их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.

Наши рекомендации