Психологическое просвещение как вид деятельности педагога психолога

Как известно, просвещение — распространение знаний. Психологическое просвещение (ПП) - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний. По своей специфике ПП – это особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом, журналистом, web-мастером и специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний.

Как важное направление в системе профилактической деятельности ПП было выделено еще в первые десятилетия развития отечественной психологической практики [1].

ПП - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Это основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. ПП, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:

- формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

- информирование населения по вопросам психологического знания;

- формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

- профилактика дидактогений (ятрогений). См.: [4].

Кратко остановимся на таких составляющих психологического просвещения, как содержание, форма, средства.

Содержание ПП определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы ПП могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией и информированностью аудитории для которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы. Преподавание психологии, как учебного предмета в школах, тоже можно рассматривать как форму и средство ПП среди учащихся.

Средства ПП подразделяются на:

- вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ [4].

- наглядные (плакат, буклет, памятка, психологический бюллетень, стенгазета и др.), интерактивные и т.п. [4]. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [2].

Конечно, это условное разделение.

Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.) [6]. Использование ресурсов электронной почты, Skype-технологий создает условия оперативного и адресного доведения психологических знаний до адресата, и заменить безадресную ретиальную коммуникацию практического психолога [8] адресной – аксиальным вариантом Интернет-общения.

При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдение этико-педагогического такта.

Успешность и результативность мероприятия по ПП зависят, в первую очередь, от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом, адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.

В своих более ранних сообщениях мною были представлены определение ПП как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и.т.п. в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения [5;7].

Само собой разумеет, что это педагогический вид деятельности и как любая педагогическая деятельность, основывается на знаниях дидактики и, в ряде случаев, на знаниях специальной (коррекционной) дидактики [3].

Например, ПП среди учащихся немыслимо без учета особенностей их познавательной деятельности, без знания принципов обучения: воспитывающий характер обучения, всестороннее развитие личности ребенка, его сознательности и активности в усвоении знаний, учет возрастных особенностей, доступность предлагаемых сведений, индивидуальный подход к каждому ребенку и др.

Простая популяризация психологических знаний среди учащихся не даст действенного результата. Важно воспитывать у ребенка положительные стремления на примере конкретного человека, с одной стороны, и через активное вовлечение самих учащихся в процесс и формы ПП, с другой. Кроме этого, усвоение материала зависит от того, насколько он понятен, в частности, оснащен ли иллюстрациями (рисунками, схемами, другими наглядными пособиями), при традиционном характере технологии проведения мероприятия и видео- аудиоматериала, ppt-презентаций (MO PowerPoint), web-ресурсов при использовании современной информационной техники. С внедрением в учебно-образовательный процесс информационных технологий меняется роль с место наглядности, последняя поднимается до уровня дидактического принципа. Хотя теоретические вопросы этого явления ещё ждут своего экспериментального изучения и теоретического осмысления.

При всем при этом эффективной формой ПП является беседа, в процессе которой сообщается материал и задаются вопросы, чтобы привлечь внимание учащихся, использовать их практический опыт, активизировать сознательное участие в беседе. Такая структура бесед рекомендуется и для групповой индивидуальной работы с детьми. Конечно, материал беседы необходимо излагать доступно с учетом возраста и класса. Последовательность примерно следующая: сообщение темы беседы, затем выявление круга знаний учащихся по данной теме, сообщение новых данных, практический показ (если это необходимо) и заключение.

В конечном итоге ПП – это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи, и как известно, на хорошо удобренной почве легче взрастить обильный урожай, а на плохо возделанной – легче собрать скудные плоды [7]. Вероятно поэтому, о ПП в образовании (и, уж тем более, вне учреждений образования) больше разговоров, чем конкретных реальных мероприятий [9].

9.Роль психологической службы в образовании. Основыне задачи психологической службы.

Деятельность психологической службы образования затрагивает три направления:

1. психологическое обеспечение развивающего компонента образования,

2. психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития

3. совершенствование самой службы.

Каждое из этих направлений представлено на разных управленческих уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения.

1) Психологическое обеспечение развивающего характера образования на уровне работы с системой предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих возможностей.

Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных. Психологическая служба, не претендуя на проведение мониторинга системы образования в целом, способна на постоянной основе отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах, находящихся в сфере ее компетенции: динамику развития обучающихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям и т.д. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования.

Проектирование в системе образования позволяет на идеальном уровне замысливать и на практическом - воплощать - систему социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития учащихся. Проектирование в обязательном порядке должно учитывать возрастные особенности психики обучаемых, их восприимчивость кразличного рода воздействиям, возможность усваивать предлагаемые объемы информации и другие психологические характеристики. Это необходимо в рамках любого образовательного проекта, независимо от того проектируем ли мы образовательную программу, учебник, новое здание школы, программу профилактики зависимого поведения или образовательный маршрут. Психологическая составляющая в образовательном проектировании обязательно присутствует.

Психологическая экспертиза призвана оценить соответствие конкретной учебной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным задачам. В настоящее время индивидуальный образовательный маршрут обучающихся подвергается экспертизе и проектированию в рамках работы психолого-медико-педагогических комиссий. Необходима психологическая экспертиза учебников, профилактических программ, развивающих игр и игрушек.

Все три компонента работы с системой на разных управленческих уровнях реализуются через различные виды деятельности структурных подразделений службы.

2) Психологическая помощь участникам образовательного процесса и их сопровождение реализуется через психологическую профилактику, просвещение, диагностику, развитие (коррекцию) и консультативную деятельность. Это традиционные виды деятельности психолога образовательного учреждения, они подробно описаны в литературе, их специфика и содержательное наполнение определяется типом и видом образовательного учреждения, контингентом обучаемых, социокультурными факторами и т.д. Однако, важно, что все они обретают конкретную цель и метод в контексте целей развивающего образования.

Психологические службы учреждений высшего профессионального и дополнительного образования взрослых помимо работы с учащимися и студентами могут оказывать психологическую помощь специалистам системы образования, повышающим в них свою квалификацию. Именно здесь может осуществляться консультирование самих педагогов и психологов, снимая, таким образом, извечную дилемму: может ли психолог учреждения консультировать коллег, работающих с ним в одном учреждении по личным психологическим проблемам, или это противоречит профессиональным этическим принципам.

3) Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала гарантирует эффективность психологической службы и ее востребованность системой образования. Самообразование, обмен опытом, наставничество внутри образовательного учреждения работают на саморазвитие службы. Формирование профессионального сообщества, придерживающегося единых этических норм, регулярное общение и обмен опытом с коллегами в рамках семинаров, конференций, форумов и конгрессов, научно-методическое и инструментальное обеспечение специалистов службы, создание научно-методических советов для решения актуальных проблем образования организационно и методически обеспечивают соответствие возможностей службы потребностям системы образования.

Задачи психологической службы образования

П.С. - организационная структура опред. совместную деятельность руковод. и спец-ов, гос. муниц. органов управления образованием и образ.учрежд. в системе обрназов. ориентир. на психолог. обеспечен. образ. процесса.

П.С. являетьсянеобход. компонентом в системе общего образ.создающим условие для личностного, интеллект и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников образ процесса.

Цель ПС:содействие в создании ОУ социальной ситуации развития соответствующей индивидуальности и обеспечивающей псих условия для охраны здоровья и развития личности всех участн. обр. процесса.

Задачи ПС:

1. Содействие личностному и индивид.развитию детей.

2. Содействие гармонизации социально-психологич. климата.

3. Психол. обеспечение образ.программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям детей.

4. Выявление основных.психологических проблем, опред. причин и средств их разрешения.

5. Профилактика и преодоление отклонений в развитии детей.

6. Содействие в по внедрению в практику образ.достижение псих науки.

Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.

Подведем итог всему сказанному.

Психологическая служба образования -- один из компонентов целостной системы образования страны.

Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.

Основной задачей -- содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством -- создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

10.Психологическая профилактика
Психопрофилактическая работа – малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.
В психопрофилактике выделяют три уровня:
I уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).
Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.
II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.
III уровень– третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.
От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.
Ряд научных школ и обществ психологов США считают целесообразным рассматривать психологическую службу в школах как службу профилактики психического здоровья. Они доказывают, что школа имеет доступ к большому количеству детей в течение длительного времени и, таким образом, у школьных психологов и педагогов существуют значительные возможности влиять на социальное и эмоциональное развитие детей. Основная трудность в реализации этого требования заключается в том, что психологи и педагоги испытывают значительные сложности в разработке профилактических программ.
Мы также считаем, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.
Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы.
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.
Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, – думают воспитатели, учителя и родители, – нам бы с имеющимися трудностями справиться». Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.
В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.

Психограмма психолога

Личностные особенности, профессиональные умения психолога
Понимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Последовательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних

Заключение.

Современная прикладная психология широко внедряется в раз­личные сферы общественной жизни. Психологу-практику неред­ко приходится решать задачи, сходные по сути, но затрагиваю­щие разные виды профессионального труда. Выделенные в посо­бии проблемы психологии труда составляют основу прикладных психологических исследований труда представителей самых раз­ных профессий (массовых профессий сферы производства това­ров и услуг, торговли и финансов, транспорта, здравоохранения, образования, юриспруденции, сферы искусства, средств массо­вой информации и т.д.).

В решении практических задач психология труда опирается на достижения общепсихологической теории деятельности, психо­логии развития (акмеологии, в частности), психологии личности и сознания, социальной и педагогической психологии, психофи­зиологии и эргономики. Однако она разрабатывает и специальные научные теории — теории «среднего уровня», направленные на решение конкретных задач, разработку специальных практико-ориентированных технологий.

Психология труда, таким образом, не сводится к сумме полез­ных советов, рецептов решения практических задач, ее успех и дальнейшее прогрессивное развитие всей прикладной психоло­гии в области профессионального труда определяются продвиже­нием в рефлексии научных и методических основ практики. При этом рефлексия психологов-специалистов необходима со сторо­ны как самой практики по отношению к используемым теорети­ческим концепциям, так и существующих теоретических концеп­ций по отношению к прикладным разработкам. Жизненно важны также историко-теоретические исследования развития данной от­расли психологической науки, изучение трансформации научных концепций, понятийного аппарата, методических средств психо­логов.

Наши рекомендации