Психологическое просвещение в деятельности психолога.

психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

. Психологическое обучение и просвещение – комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.

Необходимость данного вида деятельности обусловлена тем, что в нашем обществе существует известный дефицит психологичес­ких знаний, отсутствует психологическая культура, предпо­лагающая интерес к другому человеку, уважение особеннос­тей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.

Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однооб­разными сведениями о психологических особенностях сво­их воспитанников, учеников. Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребен­ку нередко не знают его и не могут его понять.

В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых – психологическая глухота людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр. Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с учащимися [1, С. 58-59].

Основными задачами психологического просвещения являются:

– ознакомление персонала учебного заведения и родителей учащихся с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

– популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;

– формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с учащимися или в интересах развития собственной личности;

– ознакомление учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

– достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном заведении, специфики его деятельности, возможностей и ограничений в его работе.

В настоящее время психологическое просвещение – наиболее «безопасный» вид деятельности как для психолога, так и для его аудитории. От консультирования просвещение отличается, прежде всего, наличием более широкого контекста и предметной области излагаемых психологических сведений, не соотносимым напрямую с актуальными психологическими проблемами конкретных людей.

В связи с этим важным условием действенности данной работы является практический запрос со стороны обучаемых или педагогов, выражающий личную заинтересованность в потреблении конкретного социально-психологического знания.

Таким образом, это знание должно включаться в привлекательные или актуально значимые для школьников, студентов и педагогов формы активности. Очень важно, чтобы лекции, беседы и другие формы психологического просвещения не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проб­лемы учебного заведения, его персонала и учащихся.

Психологическое просвещение и обучение в организации реализуются, как правило, в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, семинаров, проведения демонстрационных психологических практикумов и тренингов с персоналом, индивидуального и группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем. Формами психологического прос­вещения могут быть также выставки, подборка литературы, показ учебных и художественных кино- и видеофильмов и т.п. Возможно оформление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социальной, возрастной и педагогической психологии. Большое значение должно придаваться адресной психологической информации: наглядной презентации обобщенных результатов проводимых психологических исследований, рекламе проводимых психологических мероприятий.

В учебном заведении достаточно распространенными являются следующие формы психологического обучения и просвещения.

1. Урок психологии. Уроки психологии имеют цель дать некоторые сведения о психологических закономерностях человеческого поведения, общения, познания, развитие рефлексии в отношении себя и окружающих, совершенствование коммуникативных навыков и пр.

Формы проведения урока могут быть самые различные: социально-психологические тренинги, лекции, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитационные игры, психодиагностические практикумы. Психолог в ходе урока, кроме сообщения сведений, организует и направляет групповое обсуждение различных проб­лем, осуществляет диагностические процедуры, их анализ и интерпретацию.

2. Психологическая олимпиада. Мероприятие, проводимое в несколько туров и предполагающее широкое привлечение обучаемых к участию в обсуждении интересных психологических проблем, решении занимательных практических и интеллектуальных задач.

3. Психологические соревнования и конкурсы. По своей форме они могут предполагать групповое или индивидуальное участие учащихся. Содержание конкурсов предполагает демонстрацию школьниками и студентами своих психологических возможностей, касающихся когнитивных функций (памяти, внимания, мышления, воображения и т.п.), самоконтроля и саморегуляции, навыков межличностного взаимодействия, психомоторных или сенсорных возможностей.

4. Тренинг – групповая форма работы с педагогами, учащимися и их родителями, имеющая своей целью развитие их социально-психологической компетентности (развитие социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения, ролевого поведения, чувствительности и пр.), формирование активной социальной позиции и развитие способности людей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей, повышение общего уровня психологической культуры. Эти цели реализуются в частных задачах: овладение определенными социально-психологическими знаниями; развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других; диагностика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров; овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия.

Тренинг представляет специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проб­лемы его участников. Во время тренинга происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Задача групповой работы – помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами. Во время тренинга самовосприятие личности, являющееся условием осознания необходимости и путей самосовершенствования, осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. человек использует другого в качестве модели удобной для наблюдения и взгляда со стороны.

2. Восприятие себя через восприятие другими, т.е. использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи. Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции.

3. Восприятие себя через результаты деятельности, т.е. оценку того, что сделал человек.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных состояний, которое дает понимание своего внутреннего мира.

5. Восприятие себя через оценку внешнего облика.

Формируемая для проведения тренинга группа насчитывает до 25 человек.

Среди принципов тренинговой работы основными являются [5, С. 199]:

– диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников;

– постоянная обратная связь, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий;

– самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно-значимых проблем;

– оптимизация развития – констатация определенного психологического состояния участников группы и создание условий для их развития;

– гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер – сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний;

– добровольное участие в тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтересованность ее членов;

– погружение, требующее организации работы крупными временными блоками;

– изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий;

– свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах.

Тренинги могут также входить в целостную систему сеансов психологической разгрузки, проводимых в школьном (вузовском) кабинете (комнате) психологической помощи (разгрузки). Обучение в группе позволяет участникам наблюдать, оценивать и реализовывать определенные образцы действий, суждений и т.п., что становится важным фактором формирования более эффективных (в том числе более адаптивных) стилей поведения в реальной жизни.

14. Основные требования к документации педагога - психолога. Виды документов. Требования к ведению и хранению документации.

Документация,
регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога- психолога
в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся
в специальном/коррекционном/ общеобразовательном учреждении.

Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены на основании:
Рабочие материалы Всероссийского совещания "Служба практической психологии в системе образования России.
Итоги и перспективы", 6-7 июня 2002г., Москва;
Инструктивное письмо Минобразования РФ № 3 от 01.03.1999г. и приложения к нему.

Принципы

Документация педагога-психолога должна:
основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;

охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;

отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;

быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования "стандартами" отчетности;

отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;

ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;

обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с "условно-нормативными" детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;

быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.

Виды документации,
обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога - психолога

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы:
*законодательно-правовые акты;
*нормативные документы;
*специальная документация;
*организационно-методическая документация.

Наши рекомендации