Запрос педагогов на психологическое просвещение

Обратная связь: проведение анкетирования

Е.А. Балабанова
педагог-психолог, эксперт журнала

Процесс анкетирования играет большую роль в организации профессиональной деятельности любого специалиста, работающего в образовательной организации. Анкета — один из необходимых инструментов для сбора и сортировки первичной психолого-педагогической информации.


Когда мы говорим об обратной связи, то подразумеваем под этим термином свободное получение от работников информации. Хорошая обратная связь вовремя сигналит о том, насколько верно мы продвигаемся к своей цели, нужно ли поправить курс или изменить скорость, она помогает понять, что исправить и улучшить в работе, дает возможность оценить лояльность педагогов, получить от них инициативы и идеи относительно развития образовательной организации, а также оценку конкретных мероприятий. Обратная связь показывает педагогам, что их мнение важно.

В профессиональной деятельности педагога-психолога обратную связь можно организовать через анкетирование. Использование этого универсального способа позволяет выявить:

· запрос на работу педагога-психолога;

· уровень психологического просвещения педагогов;

· эффективность проведенной работы;

· уровень подготовки мероприятия;

· пожелания работников образовательной организации;

· необходимость коррекции деятельности педагога-психолога.

Рассмотрим вариант организации обратной связи в течение учебного года.

В начале учебного года администрации и педагогам предлагается заполнить анкету 1 (приложение 1), которая позволит определить потребности педагогического коллектива и в дальнейшем оптимизировать взаимодействие с педагогом-психологом. По итогам анкетирования выделяются группы педагогов, готовых к сотрудничеству, взаимодействию и развитию, их потребности относительно пополнения знаний по тем или иным направлениям психологии.

Наследующем совещании педагогам предлагается раздаточный материал (таблица 1) — в таблице представлены темы, которые при анкетировании получили большее количество запросов. К моменту проведения совещания педагог-психолог размещает часть информации на своем сайте в Интернете или внутренней локальной сети образовательной организации, расположенной на собственном сервере (здесь, как правило, размещается материал не для широкого доступа — как в случае с личным сайтом в Интернете).

В третьем столбце таблицы дается путь, по которому педагоги могут получить интересующую их информацию. Далее в течение учебного года проводятся семинары, тренинги, педсоветы по запросам педагогов, согласованные с администрацией образовательной организации.

Таблица 1

Запрос педагогов на психологическое просвещение

По результатам анкетирования 20___ — 20___ уч. года

Тема Сайт или локальная сеть Как найти
Взаимодействие детей и родителей. Работа с гиперактивными детьми Основной Педагогам → Психологическое просвещение → Материалы педсоветов и МО → Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
Психологические особенности старших дошкольников Основной Педагогам → Старшая группа → Психологические особенности старших дошкольников (презентация)
Как развивать внимание? Основной Педагогам → Материал по запросам педагогов → 2 пункт таблицы «Игры для развития внимания» (В сводной таблице игр можно выбрать те игры, которые вам понравились, — запросить у педагога-психолога описание и получить его в течение 2–3 дней.)
Особенности поведения дошкольников (для родителей) Локальная сеть Психолог → РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ → для собраний 16 и 17 мая 2016 г. → для подготовительной группы → Кризис 7 лет: я и мир (презентация и файл с комментариями к собранию)
Психолог → РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ → для собраний 16 и 17 мая 2016 г. → для младшей группы → Кризис 3 лет (презентация)

В конце учебного года проводится анонимное анкетирование педагогов о работе педагога-психолога (приложение 2), итоги которого озвучиваются на августовском педсовете.

Подсчет результатов производится по 2 параметрам: средняя оценка (по 5-балльной шкале) и абсолютное одобрение (ответ в колонке 5). Средняя оценка вычисляется по формуле:

Количество 1×1 Количество 2×2 Количество 3×3 Количество 4×4 Количество 5×5 Количество анкет

Процент абсолютного одобрения подсчитываем обычной пропорцией:

341 — 100%

292 — х%

х = 29 × 100 : 34.

Результат округляется до целых чисел.

Итоги анкетирования для удобства представляются в виде таблицы, в которую добавляются результаты предыдущего года, — это позволяет педагогу-психологу увидеть, стала ли его деятельность эффективней с точки зрения администрации и педагогов (таблица 2).

Таблица 2

Учебный год Работа с… Средний балл Количество мнений Оценка за работу
2014–2015 Педагогами 4,4      
Детьми 4,8        
Родителями 4,3      
2015–2016 Педагогами                
Детьми                
Родителями                

Анкеты можно использовать также для получения обратной связи по какому-либо конкретному направлению деятельности педагога-психолога. Например, в рамках просветительской работы в течение года проводятся разные мероприятия: педсоветы, семинары, тренинги, мастер-классы, психологические занятия и т. п. По итогам педсовета можно использовать анкету 3(приложение 3). Результаты подсчитываются аналогично анкете 2. По итогам анализа анкетдиректору образовательной организации предоставляется справка (приложение 4). Также можно использовать анкетирование для получения обратной связи по проведению мастер-класса (приложение 5).

Приложение 1

Наши рекомендации