Воспитательная работа классного руководителя
Руководство — это способность вести другого за собой посредством личного влияния... Руководство можно рассматривать также как готовность взять на себя ответственность... Истинное руководство вдохновляет других познавать себя, развиваться и становиться сами собой.
М. Монро*
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ |
Принципиально важной проблемой методики воспитательной работы в современной школе представляется проблема субъекта ее. В масштабе школьном — это заместитель директора по воспитательной работе. Хотя не следует отрицать и миссию директора как стратега воспитательного процесса В масштабе класса — это классный руководитель. В чем же в современных условиях видится назначение классного руководителя как главного воспитателя. Каковы содержание и наиболее оптимальные организационные формы его работы? В настоящее время и в педагогической науке, и в практической деятельности школ ведется интенсивный поиск.
Классный руководитель — «формальный и фактический барьеp группы, организатор, вдохновитель, помощник, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник»**.
*Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000.
**Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70.
В различных типах школ (гимназиях, лицеях, колледжей, общеобразовательных и специальных, частных и государственных...) по-разному определяются статус и назначениеклассного руководителя. Это могут быть: классный руководит выполняющий сугубо узкие, административные функции договоренные уставом и программой школы; классный воспитатель, в компетенции которого — воспитание вверенные ему группы детей; куратор одного или нескольких классной одной параллели (чаще всего в специализированных шкод либо учебно-производственный мастер (в профессионал: технических училищах, лицеях, колледжах); воспитатель, нескольких разновозрастных классов (в сельских малокомплектных школах), классная дама (в женских гимназиях), Модификаций много. Но главное во всех них — это воспитательный потенциал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса, организатором внеучебной деятельности учащихся, в конечном счете — личностью Учителя, создающего условия для самореализации каждого из своих воспитанников.
Однажды мы спросили школьников разных класса 1-го по 11-й, нужен ли им классный руководитель и зачем?. На первую часть вопроса получили стопроцентно «да», а на вторую палитра ответов была столь разнообразна, что перечислить здесь все их просто невозможно. Назовем лишь некоторые: «Общение с ним помогает понимать много нового, интересного», «Без Н.Н. я бы, конечно, ни за что не ходил так много по музеям, театрам, выставкам», «Мы много путешествуем вместе, и это здорово», «Наш Л.Ю. — необыкновенный человек: он все умеет делать и нас этому учит постоянно», «всегда помогает и за нас заступается», «Л.В. сделала наш класс очень дружным», «хороший пример в жизни», «для душевного общения». Как видно из небольшого перечня дети называют самые разнообразные сферы жизни и детальности классного руководителя, столь важные для них.
КАКОЙ ОН,КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ |
Интересен для самоанализа перечень требований, которые предъявляют учащиеся к классному руководителю, по их мнению, он:
— надежный (на него можно положиться, не предаст);
— искренний (говорит правду, не скрывает, не хитрит);
— честный (что обещал, выполняет);
— смелый (если прав, может спасти класс на педсовете, защитить перед директором);
— понятливый (сразу тебя поймет, с чем не придешь);
— вдумчивый (вникает в суть проблем);
— практичный (не витает в облаках, разбирается в нуждах класса, добивается их удовлетворения);
— аккуратный (по нему можно проверять часы);
— способный к совместной работе;
— твердый (способен довести дело до конца);
— энергичный (и сам и других заряжает энергией, умеет задать темп в делах);
— приветливый (когда входит в класс, как будто в окно «глянуло солнце);
— благородный (не забывает хвалить всех и каждого);
— уверенный (всегда знает, что надо делать);
— невозмутимый (кругом паника, суматоха, а он — олимпийское спокойствие);
— терпеливый (умеет ждать, верить, надеяться);
— скромный (не выставляет напоказ своих привилегий);
— зрелый (не слишком молодой, чтобы его можно было спутать с учеником, и не слишком старый, чтобы это не мешало ему принимать участие в затеях);
— виднный (на улице о нем с гордостью говорят «это наш классный руководитель!»).
В современной школе нет жесткой регламентации, предписаний свыше для деятельности классного рукуводителя. Он сам выбирает свою позицию, сам отбирает содержание и средства, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися, использует им самим избираемые и творчески инструментованные организационные формы. Но это все возможно лишь при одном условии: если он хорошо представляет себе цель организуемой деятельности учащихся, умеет правильно поставить и сформулировать для себя и учащихся воспитательные задачи.
ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ |
В условиях современной школы и основное назначение педагогическая деятельности классного руководителя — создание условий для разностороннего развития самоактуализирующейся личности школьника в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим классный руководитель дает себе некие своеобразные установки
Ø Я как носитель культуры — включаю детей в разнообразные виды деятельности (интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурной, игровой, деятельность свободного общения) — и все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к философии, истории, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре ремеслу... Я как посредник между детьми и культурой, я как носитель идеи борьбы с бездуховностью с засильем псевдокультуры.
Ø Я как лидер детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализируюшейся личности. Значит, я вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Кстати, увлекая своим собственными примерами. Иначе не получится.
Ø Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Это и раздача поручений организация детского самоуправления, и совместной личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность.
Назначением классного руководителя также являються концентрация и интеграция всех позитивных влияний личность школьника (семьи, окружающей среды, внешкольных учебно-воспитательных учреждений) и нейтрализации устранение негативных. Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель прежде всего проводит анализ условий воспитательного процесса.
ЦЕЛЬ ИСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ |
В результате анализа этих условий жизни и воспитания детей классный руководитель определяет конкретные и стратегические задачисвоей деятельности на полугодие, на несколько лет, оставшихся до окончания учащимися школы. Есть еще один нюанс в реализации прогностической функции классного руководителя, который определяется двухсторонним характером воспитания, если педагог задается определенной целью в организации внеурочной деятельности учащихся, то и его воспитанник должен понять и принять эту цель, эти задачи. эму цель и стратегические задачи должны быть конкретно сформулированы, облачены в понятную учащемуся словесную форму, должны быть для него значимыми притягательными.
Так исподволь, изо дня в день, из года в год через систему определенных средств, методов, организационных форм реализуется воспитательная программа классного руководителя. В зависимости от социальной и психолого-педагогической ситуации класса и поставленных педагогом целей могут быть и другие стратегические задачи организация и развитие ученического коллектива; организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности через приобщение учащихся к занятиям «школы научной организации умственного труда»; организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей, развитие профессионально значимых качеств личности; создание у учащихся опыта интеллигентного свободного общения на досуге; работа по программе ассоциации юных лидеров и задачи.
Необходимость конкретизации стратегических задач приводити классного руководителя к потребности избрать конкретные шаги их реализации, то есть четко определить задачи тактические,а это есть не что иное, как план воспитательной работы.
ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ |
Классный руководитель, выступая в качестве основного субъекта воспитательного процесса, — личность неординарная, творческая. Организуя целостный воспитания, он выполняет основные свои функции:
Ø создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малым педагогическим коллективом и внешкольными общественным учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
Ø стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников как основы воспитания;
Ø организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы — традиционных и творческих;
Ø взаимодействие с многопрофильными детских объединениями и самодеятельными детскими организациями;
Ø корректировка индивидуального пути развития воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференциация и индивидуализация процесса воспитания;
Ø придание психолого-педагогического смысла «чиноничьим функциям» школьного педагога.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Творческий потенциал школьного педагога-воспитателя реализует конструируемой им методике и технике воспитательного процесса:
Ø определение цели и задач (стратегических и тактических), выстраивание логики воспитательного процесса;
Ø изучение личности учащихся, детского коллектива состояния учебно-воспитательного процесса; внедрение результатов в практику;
Ø планирование воспитательной работы;
Ø отбор содержания воспитания;
Ø выбор средств, методов и приемов воспитания;
Ø анализ результатов воспитания и прогнозирование на основе этого анализа дальнейшего хода воспитательного процесса.
Организация воспитания как самоактуализации личности и педагога (классного руководителя), и учащиеся в классном коллективе позволяет иначе взглянуть на традиционные, договоренные статусом и записанные в соответствующих административных документах функции
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА |
классного руководителя: оформление личных дел учащихся, классного журнала, проверку дневников детей, на описание характеристик, различных справок, обязательное декларативное проведение родительских собраний, возвращение в школу «блудного сына» — прогульщика и всеэти функции можно выполнять и формально, под «обязаловкой». А можно иначе: одухотворить, сделать их сопричастными душе ребенка и своей собственной тогда они не станут казаться учителю неприятной возможностью. Как и прежде, классному руководителю стоит позаботиться:
Ø о ведении дневника — по нему виден прогресс в развития ребенка;
Ø описании характеристик — в них виден результат изучения ученика и очерчены перспективы его дальнейшего роста;
Ø о ведении классного журнала как средства упорядоченного ведения дел класса;
Ø ведении родительских собраний как средства обретения необходимого взаимодействия с самыми родителями, а значит, и заинтересованными в судьбе ребенка людьми, для поиска выхода и возникших ситуаций и т.д.
Еще одна забота классного руководителя — это классный уголокв кабинете (классной комнате), закрепленном за классом: уборка, содержание в чистоте и порядке, помощь в создании и хранении методического комплекта, озеленение и украшение, оборудование для всяких таких дел и т.д. Классный уголок выполняет функцию информации и организациипедагога и детей. Главное, чтобы он задействовал,а не просто украшал стену, красочно оформленный единожды. Для того, чтобы способствовать организации воспитательного процесса, в нем может быть:
Ø список класса с распределением поручений (как схема самоуправления, где есть место каждому);
Ø «деловые бригады» (своеобразные 4—5 групп по интересам которых дети предпочитают участвовать в классных делах, дежурить по школе и т.д.);
Ø календарный план-сетка на четверть;
Ø объявление о ближайших делах (время, место, порядок и содержание подготовки, даты репетиций, ответственные за определенные участки работы, материалы для обдумывания и т.д.);
Ø успехи, награды, поощрения...;
Ø поздравления с праздниками, с днями рождения учащихся и учителей;
Ø график традиционных дел (например, субботние экскурсии по Москве для желающих — когда конкретно какие экскурсии);
Ø оперативная учебная информация;
Ø график дежурства по классу и школе, распределение обязанностей, информация о генеральных уборках школы в конце четверти.
Может быть и другая информация (например, на «Досуг в Москве» — наиболее интересные спектакли выставки, лекции и т.д.; рекомендуемые к прочтению книги; интересные для размышления и дискуссий вырезки из газет и журналов, статьи по поводу знаменательных дат календаря и др.).
Следует сказать, что в классе должен быть человек - это отвечающий и творчески относящийся к порученному делу.
И последнее — это «копилка классного руководит классном кабинете или дома): папка или конверты с содержательным материалом по различным аспектам и те: воспитательной работы, к различным мероприятиям, с работками и сценариями различных форм работы; ежегодные тетради классного руководителя; конверты или папки на каждого ученика (его творческие работы, анкеты, тесты, характеристики, сочинения, письма и другие «документы» его жизнедеятельности, как правило, они вручаю качестве подарка на Празднике последнего звонка или выпускном вечере); картотека форм воспитательной работы краткими аннотациями и указанием литературы с описанием их; необходимая психолого-педагогическая, методическая, детская (или юношеская) и другая литература, которая поможет обогатить воспитательный процесс.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Классный руководитель как организатор учебно-востпитательного процесса в школе.
2. Психолого-педагогические основы отношений классного руководителя и учащихся. Динамика возрастного развития этих отношений.
3. Классный руководитель как лидер детского (подросткового объединения — класса.
4. Позиция классного руководителя в «трудном» классе, классный руководитель и малый педагогический коллектив как коллектив единомышленников.
Рекомендуемая литература
Реан О.С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт иосвобожденного классного руководителя. Методические рекомендации. М., 1992.
Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев,2000
Настольная книга классного руководителя / Сост. Л.Д. ГуткинаМ., 2000.
Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя. Памятки, упражнения, опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3
Психологические аспекты деятельности классного рукововодителя Сост. В.Н. Петрушин. М., 1996.
Рожков М.И. Классному руководителю. М., 2001.
Иванова Н.Л. Школьный класс. Серия «Педагогика и пси-■я». М.: Знание, 1988.
Селиванова В.П. Классный руководитель в современной школе.М2000
Сергеea В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч1
Сергева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя. М.,2001
Степанов Е.'Н. и др. Воспитательная система класса. Методическое пособие. М., 1998.
Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания.М1997
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.М., 1999.