Задачи и методика обучения детей ориентировке в пространстве
Блок самопроверки
На основании исследований Б. Г. Ананьева и ... Т. А. Мусейибовой
определилась некоторая система (...) в разви- поэтапность
тии пространственной ...у детей раннего и ... ориентировки, дошколь-
возраста: на себе, от себя,..., на основе словес- ного, от предмета
ных указаний.
Содержание обучения представлено в програм- воспитания, умения
ме... в детском саду, где определены знания, ... возрастными
и навыки в соответствии с... возможностями
детей.
Задачи и методика обучения детей ориентировке в пространстве
Под влиянием целенаправленного обучения ребенок должен уметь:
1) различать основные пространственные направления (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, впереди, сзади, слева, справа);
2) определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека («Я нахожусь впереди Иры», или «Я стою возле окна»);
3) определять размещенность предметов в пространстве (ближе — дальше, впереди — сбоку и т. д.);
4) определять пространственные отношения между предметами по линиям основных (вертикальное, горизонтать-ное и саггитальное) и промежуточных направлений (перед домом, через площадь, наискосок, чуть правее);
5) пространственно ориентировать свои движения при ходьбе и беге;
6) ориентироваться в двухмерном пространстве (на столе, листе бумаги, в тетради, книге).
Психолого-педагогические исследования (А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, А. Е. Козырева, М. В. Вовчик-Бла-китная, Р. И. Говорова, Е. Н. Дьяченко и др.) показывают, что недооценка трудностей на пути овладения детьми пространственными отношениями, случайный эпизодический характер работы в этом направлении не могут обеспечить решение задач, которые стоят перед детскими учреждениями в развитии у детей представлений о пространстве. Эта работа должна начинаться уже в раннем возрасте.
Основными методами являются: организация активной деятельности ребенка; наблюдение, рассматривание картин, таблиц; объяснения, указания; дидактические игры и упражнения.
Особенностью формирования пространственной ориентировки в младшей группе является опора на чувственную основу, накопление практического опыта. В обучении широко используются объяснения, указания, упражнения, игры-занятия, дидактические и подвижные игры. Ознакомление со взаимно-обратными направлениями осуществляется попарно: вверх — вниз; слева — справа и т. д.
Вследствие многократных восприятий одних и тех же пространственных свойств становится возможным отделение пространственных особенностей от других признаков, качеств предметов. Под влиянием обучения у детей формируется способность воспринимать группу предметов во взаимосвязи, учитывать расстояние (удаленность) предметов.
Необходимым условием успешного обозначения пространственного размещения предметов является их территориальная общность: предметьгетоят на столе или на одной полке в шкафу; изображение на одной картине двух-трех объектов.
В процессе ознакомления детей младшей группы с пространственным размещением предметов применяются игры-занятия типа «Прятки» с игрушками, флажками и другими предметами. Так, в игре-занятии «Где медведь искал свой
мяч?» место действия ограничено групповой комнатой. Основная цель игры состоит в том, чтобы обратить внимание детей на разные варианты пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи использование предлогов: «под», «на», «за», «около». Во время занятия воспитатель проводит беседу с детьми, обращается к ним с вопросами: «Что медведь делает? Где он сидит? Куда пошел медведь? Где он ищет мяч?» и т. д.
Педагог уточняет ответы детей, учит их менять окончания существительных при использовании разных предлогов: на столе, под столом, в шкафу, за шкафом и т. п.
После того как мяч найден, воспитатель предлагает детям вспомнить и самостоятельно рассказать, где же медвежонок искал мяч.
Оправдывают себя и игры-занятия типа инсценированных рассказов. Примером может быть инсценирование рассказа «Куриное семейство» (Т. А. Мусейибова). Сначала воспитатель читает рассказ: «Петушок и курочка приходят на зеленую поляну. Они ходят по траве, а потом зовут цыплят». Рассказывая, воспитатель вызывает отдельных детей к столу и предлагает разместить игрушки: поставить курочку впереди петушка, а между ними цыпленка, остальные цыплята щиплют травку возле забора...
В группе детей пятого года жизни продолжается обучение распознаванию пространственных направлений от себя: вперед, назад, налево, направо; в конце года дети должны уметь обозначать положение того или иного предмета относительно себя (впереди — шкаф, сзади — стул, справа — двери, слева — окно, вверху — потолок, внизу — пол, стена — далеко, стул — близко). Уровень приобретаемых дошкольниками знаний о пространстве и сформированность умений ориентироваться в нем зависят от того, как воспитатель организует работу на занятиях не только по математике, но и по физкультуре, изобразительной деятельности, конструированию и в повседневной жизни. Взаимно-обратные обозначения пространственных отношений, направлений, расстоя-
I
ний всегда даются одновременно, попарно. Например, «справа — слева», «далеко — близко».
Программные задания по формированию у детей пространственной ориентировки и представлений о пространстве можно выполнять одновременно с другими задачами. Например, при сравнении множеств детям предлагается разместить на верхней полоске листа бумаги кружочки, на нижней — квадратики; в левую руку взять цифру 3, а в правую — цифру 4. Дети этого возраста свободно и самостоятельно ориентируются в процессе дидактических, сюжетно-дидак-тических, подвижных игр и упражнений. Чаще всего эти задания выполняются в конце занятия. Они способствуют повышению активности детей, создают положительно-эмоциональный фон занятия.
Например, воспитатель предлагает детям встать, опустить руки вниз, правой рукой показать вверх, левой — вниз, двумя руками — вперед, повернуться и показать правой рукой назад, потом левой рукой назад, правой рукой направо, левой — налево.
Формирование представлений о расстоянии «далеко — близко» тесно связано с представлением об отношении типа «длиннее — короче». Работа начинается с того, что воспитатель вызывает к столу четырех детей, предлагает двоим из них встать один напротив другого на расстоянии длины скакалки (скакалку дети держат за концы), а другим двум — скакалку сложить вдвое и также взять ее за концы. «Какие дети стали ближе один к одному, а какие дальше один от другого, почему? Правильно, — говорит воспитатель, — скакалки разной длины. У Коли и Миши короткая скакалка, и они стоят близко один от другого, а у Аленки и Наташи длинная скакалка, и они отошли дальше друг от друга».
Потом воспитатель может предложить такие упражнения: «Сложите ладошки вместе, вот так (руки перед грудью). Встретились наши ладошки, поздоровались. Разошлись ладошки в разные стороны, дальше и дальше одна от другой (дети, повторяя действия педагога, разводят руки в сторо-
ны). Вот как далеко! Пошли ладошки навстречу друг другу, все ближе и ближе друг к другу! Вот как близко! Встретились!» Такие упражнения можно повторить несколько раз (Л. С. Метлина).
На следующем занятии эти представления закрепляются. При этом широко используется наглядный материал и игровые приемы. Например, на столе у воспитателя слева стоит домик, а справа — две игрушки: лисичка и зайчик на разном расстоянии от домика. Потом дети закрывают глазки, а воспитатель переставляет игрушки. Открыв глаза, дети говорят, кто теперь дальше от домика, а кто ближе к нему. Задание повторяется два или три раза.
На шестом году жизни предусматривается дальнейшее совершенствование знаний о размещении предметов в пространстве, названии помещений детского сада (кабинетов, групповых комнат, залов и др.), о наиболее близких объектах на соседних улицах. Дети этого возраста должны понимать и использовать слова: «слева», «справа», «прямо», «дальше», «вверх», «вниз»; определять свое положение относительно окружающих предметов, изменять направление во время ходьбы, ориентироваться от любого предмета. Среди разных пространственных отношений, которые ребенок познает в период дошкольного детства, следует особо выделить отношения между предметами — взаимное размещение их в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям (Т. А. Мусейибова). Формирование пространственных ориентировок не только на чувственной, но и на словесной основе является сложным и длительным процессом, что требует специального руководства со стороны педагога. Дифференциация основных направлений в пространстве на уровне второй сигнальной системы вызывает определенные трудности. Исследования показали, что направления, которые ребенок различает в этом возрасте, он соотносит с отдельными частями собственного тела. Так, укрепляется связь типа
«вверху — там, где голова»; «внизу — это там, где ноги»; «впереди — это там, где лицо»; «сзади — где спина».
Дети этого возраста продолжают ориентироваться от себя и начинают овладевать ориентировкой от объектов.
Основным средством формирования умения ориентироваться, а также представлений и понятий о пространстве являются занятия по математике, физкультуре, музыке и конструированию, а также изобразительная деятельность. Именно здесь осуществляется целенаправленное педагогическое руководство процессом познания. Педагог помогает детям усвоить пространственные отношения, связи и формирует способность переносить знания из специально организованного дидактического окружения в естественную жизненную обстановку.
Дети должны свободно ориентироваться в помещении, в самом близком окружении, знать дорогу к детскому саду, магазину, аптеке; усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди, вверху, внизу, сверху; обозначать словом положение определенного предмета относительно себя или другого предмета; знать, как выглядит тетрадь, ориентироваться на листе бумаги; выполнять задания воспитателя.
Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений обогащает речь ребенка, делает ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Благодаря пониманию ребенком пространственных отношений перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями — причинные, целевые, наследственные.
Формирование пространственных представлений и понятий осуществляется на занятиях по математике, развитию речи, изобразительной и конструктивной деятельности, во время физкультурных и музыкальных занятий, а также в процессе организации игровой, трудовой и бытовой деятельности. В этой возрастной группе, так же как и в предыдущих, основными методическими приемами являются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг
друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Особое значение приобретает схематическое изображение пространства (рис. 33) (ознакомление с планом, картой), умение понимать схему, обозначать и менять направление движения в зависимости от словесного или схематического обозначения.
Рис. 33
От простого познания и словесного обозначения пространственных отношений дети переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях. Вследствие целенаправленного обучения они приобретают умения и навыки ориентироваться не только в специально организованном дидактическом окружении (на столе, листе бумаги, в групповой комнате), но и в окружающем пространстве (на участке, на ближайшей улице, по дороге домой из детского сада). Эта разнообразная деятельность детей способствует качественной перестройке знаний, которые становятся полнее и осознаннее. Так, умения детей анализировать пространство широко используются при обследовании формы предмета. Дети выделяют противоположные стороны, углы, верхнюю и нижнюю, боковые грани (стороны). Опи-
раясь на умения пространственной ориентации, они точнее характеризуют (описывают), например, форму строительных деталей и зависимость строения от особенностей формы, убеждаются в том, что кирпичики можно ставить на любую грань, но устойчиво стоять они будут на широкой грани. Куб устойчив на всех гранях. Воспитатель показывает образец двух вариантов построения стола и стула. Дети имеют в своем распоряжении набор кирпичиков, кубов, брусков разных размеров и цветов. Вместе с детьми воспитатель разглядывает части конструкции: у одного стола опора из брусков, у второго — из кирпичиков. Бруски установлены на маленькой грани, кирпичики — на широкой, длинной, чтоб стол был устойчивым. Крышка первого стола из пластинки, а второго — из кирпичиков, установленных на широкой грани.
Особое внимание в работе со старшими дошкольниками следует уделять рассматриванию картин, иллюстраций, фотографий, при котором ребенок обозначает положение предметов, позу людей, размещение частей тела и т. п. Дети объясняют отдельные понятия, выражения, характеризуют направление, расстояние, отношение в пространстве. Воспитатель спрашивает: «Что означают выражения: "возле моста", "под мостом", "через мост", "напротив дома", "возле детского сада", "вдали"?»
Важное значение в этой группе приобретает работа с тетрадью и формирование у детей некоторых практических умений и навыков ориентироваться на листе бумаги. Их учат выделять лист, страницу, верхнюю и нижнюю части страницы, проводить линии сверху вниз и др.
Блок самопроверки
Восприятие ...и правильная ориентировка в нем пространства
имеют огромное значение для жизненной ... ре- практики
венка, для овладения им разными видами ... ис- изобразительного
кусства, физическими ..., танцами, граммати- упражнениями
кой (счет, чтение, письмо), а в дальнейшем обу
чении в школе будет способствовать усвоению
..., геометрии, астрономии, а также развитию географии
пространственного ...в конструировании. воображения