Обучение детей ориентировке в пространстве

ПОНЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Пространство – философская категория.

ô Протяженность предметов и расстояние между ними.

ô Всеобщее свойство материальных тел обладать протяженностью, занимать определенное место и особым образом располагаться среди других предметов мира (Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. – М., «Недра», 1978)

Древнейшие зарисовки местности на камнях, костях, кусках дерева говорят о том, что человек уже на ранней ступени развития стремился определить место своего положения относительно окружающих предметов. В средние века в монастырях начали изготовлять географические карты, на которых ВОСТОК обозначался вверху, поскольку святые места (н-р, для христиан Иерусалим в Палестине) по отношению к Европе находились на востоке. Тогда и возник термин «ориентирование», который происходит от латинского « oriens» и французского «orient», означающих «восток». Предполагают, что это понятие связано с тем периодом, когда люди пользовались для определения направлений видимым местом восхода Солнца.

Ориентация человека в пространстве включает:

Ä Различение и восприятие пространства

Ä Понимание различных пространственных отношений – положений, расстояний, величин, форм, направлений.

Ориентация в пространстве осуществляется с участием зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, тактильного анализаторов, ощущения от которых опосредуются мышлением и речью.

В более узком значении понятие «пространственная ориентация» означает ориентировку на местности. Под пространственной ориентировкой понимают:

· Определение «точки стояния» - местоположение субъекта по отношению к окружающим объектам (Я справа от Миши).

· Определение местоположения предмета (объекта) по отношению к субъекту (Дом слева от меня).

· Определение пространственного расположения предметов относительно друг друга (Стол напротив шкафа).

Активное передвижение – необходимый компонент пространственной ориентировки, т.к. человек ориентируется в пространстве ради того, чтобы успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой. Поэтому, ориентируясь на местности, необходимо уметь (Ф.Н.Шемякин):

F Выбрать маршрут передвижения; Придерживаться его; Обнаружить в конце передвижения цель.

Ориентировка в пространстве предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета:

ð В раннем детстве ребенок ориентируется на основе «чувственной» системы отсчета – по сторонам собственного тела

ð В д/в он осваивает словесную систему отсчета – по основным пространственным направлениям

ð В начальной школе овладевает системой отсчета по сторонам горизонта

Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предыдущей.

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Дошкольный возраст – период освоения словесной системы отсчета. Словесная система отсчета связана с различением основных парных пространственных направлений, которые соотносятся с определенными частями тела человека: вверху – где голова, внизу – где ноги, спереди – где лицо, сзади – где спина. При этом раньше ребенок выделяет верхне-нижнее направление (вертикальное положение тела). Дифференцировка других происходит несколько позднее: передне-заднее, справа-слева. Выделив три группы направлений, ребенок может ошибаться в точности различения направлений внутри каждой группы. Овладевая «чувственной» системой отсчета ребенок учится различать части собственного тела, определять их пространственное положение, указывать направления «от себя», двигаться в указанном направлении.

Переход от «чувственной»системы к словесной происходит постепенно:

Ä Ребенок практически соотносит объекты с «чувственной» системой отсчета – прислоняется спиной, касается рукой

Ä Движение к объекту заменяется поворотом корпуса к нему, указательным жестом, кивком

Ä Взгляд, обращенный в сторону объекта

Ä Использование пространственного термина (наречия)

Т.обр., происходит процесс свертывания (интериоризации) практических действий и перевод их во внутренний план.

Процесс отражения (осознания) ребенком пространственных отношений между предметамиокружающего мира проходит 3 этапа:

1 этап. 1-2 г.ж. Отражаемое пространство дискретно, т.е. предметы воспринимаются как «отдельности», вне связей и отношений, изолированно. У детей в этот период наблюдается отсутствие страха высоты.

                       
  обучение детей ориентировке в пространстве - student2.ru   обучение детей ориентировке в пространстве - student2.ru
    обучение детей ориентировке в пространстве - student2.ru   обучение детей ориентировке в пространстве - student2.ru   обучение детей ориентировке в пространстве - student2.ru   обучение детей ориентировке в пространстве - student2.ru
 

=

2 этап. 2-3 г.ж. отдельные предметы начинают восприниматься в пространственных взаимосвязях при условии их пространственной близости, т.е. пространство воспринимается как состоящее из «отдельных непрерывностей». Как следствие, ребенок сам располагает предметы близко друг к другу, чтобы воспринимать их пространственную общность, связь.

3 этап. 3-4 г.ж. Отражение пространства носит более совершенный характер независимо от расстояния между предметами, «непрерывности» смыкаются, образуя единое пространство.

Осваивая единое непрерывное пространство, ребенок учится ориентироваться:

§ «на себе»

§ на внешних объектах

§ «от себя» - точка отсчета фиксируется на субъекте

§ «от других объектов» - точка отсчета фиксируется внешних предметах, объектах, по отношению к которым определяется местоположение субъекта

§ На этой основе ребенок учится определять пространственную размещенность объектов относительно друг друга и пользоваться различными моделями.

Наши рекомендации