Основные цели, задачи и принципы Образования. Структура Образования в России.

Определение понятия «Образование» - (целенаправленная, поэтапная, системная, взаимообусловленная, научная передача ЗУНов следующему поколению: в области Науки, Техники, Культуры, Нравственности, Этики, Эстетики, Духовной практики (религии) и т.д.

С целью(цель образования) - сохранения, выживания, развития нации (народов) и государства..

Образование (Система образования)– это ЛИЦО Государства, лицо его экономики, нравственного, морального и культурного развития его народа и всей нации.

Настоящая (действующая) Система образования всегда определяет ближайшее и перспективное будущеежизни и экономики любой страны.

1. Образование – это основная категория Педагогической науки. Термин ввёл в 1780 году основоположник теории Обучения – Иоганн Генрих Песталоцци.

В русском языке, в таком же значении, применил как категорию Н.И. Новиков .(19век. Основатель журнала «Педагогические записки»)

Понятие Образование - рассматривалось в широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека.

В 1978 г. на XX-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО было записано, что «Образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при которых она достигает зрелости и индивидуального роста».

В законе РФ «Об Образовании» (1996г) сказано, что «Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определённого уровня (образовательного ценза). Получение образования – это достижение и подтверждение образовательного ценза соответствующим документом. (Аттестат, Диплом, Свидетельство и т.д.)

На 29 сессии Генеральной конференции МСК (Международная Стандартная Классификация) в 1997 году было представлено такое уточнение: Образование – «это организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение.» Далее: «Процесс коммуникации – это взаимодействие между 2-мя и более лицами, для передачи информации, знаний, идей, стратегий. Обучение– это любая перемена в поведении, в знаниях, взаимопонимании, мировоззрении, в навыках, в системе ценностей человека».

(чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей специализации); а быть организованным – планируемым в соответствии с определенной последовательностью, с четко обозначенными или подразумеваемыми целями; быть устойчивым – т.к. в любом учебном опыте есть элементы продолжительности и непрерывности, и традиции».

Можно определить, что образовательный процесс – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.

Образование - это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимися знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.

Главное определение: Образование- это системный, взаимообусловленный, поэтапный Процесс передачи накопленного Человечеством опыта и знаний юному поколению

Итак, к настоящему времени в научной среде Образование рассматривается как Системный Процесс (поэтапное получение ЗУНов) и как Результат (Аттестат, Диплом).

Содержание образования – это система Знаний, Умений и Навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека.

Под содержанием образования следует понимать:

1) системунаучныхзнаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного и культурного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

1. Знание – это понимание, способность анализировать, воспроизвести и применить на практике определенные элементы общественного опыта, выраженные в понятиях, категориях, законах, фактах, теориях.

2. Умение – способность применить на практике полученные в процессе обучения знания.

3. Навык – составной компонент умения, доведенный до автоматизма и совершенства.

4. Отношение – способность к оценке и эмоциональному восприятию опыта поколений.

5. Творческая деятельность – высшая форма человеческой активности и самовыражения.

Знания – это уверенное понимание, владение информацией.

Умения – это уверенное воспроизведение Знаний. Самостоятельное их применение на практике. (Например: разбор пьесы дома)

Навыки – это Автоматическое, рефлекторное использование Знаний и Умений в повседневной жизни, деятельности, в концертной практике.

II. Цели Образования -

1. - Это создание, развитие, закрепление устойчивых Знаний, Умений, Навыков. (Расшифровать)

2. – Это Воспитание Гармонически развитой, нравственной Личности человека, способной принести пользу своему народу, обществу, семье.

3. – Это Реализация способностей Личности, её творческих и научных талантов.

4. – Это Развитие навыков Самовоспитания, Самообучения, Самообразования личности на протяжение всей жизни.

5. – Реализация Философии Самосовершенствования на основе гуманитарной Этики. Как Учителя, так и Ученика (гуманизм, сочувствие и помощь слабым, труд во имя облагораживания себя и среды обитания, равенство, демократизм, и т.д. + 10 заповедей Христовых)

III. Задачи Образования(для индивидуума и государства):

-раскрытие и Развитие творческих задатков и способностей человека;

- получение профессиональных ЗУНов,

- создание мотивации для самосовершенствования человека.

- создание новых трудовых кадров,

- совершенствование нравственных, духовных, культурных ценностей человека и общества.

1. Создание у ученика мотивации к обучению, тяги к Знаниям.

2. Создание Эффективной учебной Среды. (уч.план, воспитат.план, индивид. план, кадры педагогические);

3. Создание новейших и научных Средств обучения. (инструменты, технич. оснащённость, кабинеты, и т.д.)

4. Создание демократичной коммуникативной среды для общения между Учителем-Учеником-Родителями-Директором-Технич. персоналом на основе уважения, доброжелательности.

5. Стратегическое Планирование развития ученика (конечные ЗУНы)

6. Тактическое планирование, корректировка имеющихся ЗУНов

7. Оперативное планирование – проверка ЗУНов (Практическое воплощение ЗУНов, например, в ак.концерте, в контрольной, самостоятельной работе)

8. Диагностика ученика, его способностей и возможностей.

9. Развитие и Подготовка Ученика к Следующей ступени обучения (СПО, ВУЗ, Академия и т.д.)

10. Практическое применение полученных ЗУНов в условиях реальной деятельности. (Конкурсы, Фестивали, Деловые игры, Экскурсии, Экспедиции, Отчётные концерты, и т.д.)

IV. Как Системный Процесс – Образование включает в себя 2 составляющих его категории (Функции):

Обучение – получение ЗУН-ов в области науки, техники, медицины, экономики, Искусства, Культуры, творчества, общественного Права, природы, космоса, в выбранной профессии, в области экономических и юридических основ современного общества и государства.

Воспитание – получение ЗУН-ов в области гигиены, сексуального, семейного и общественного поведения, нравственности, этики, эстетики, коммуникации, мировоззрения, идеологии, философии;

V. Как Системный Процесс – Образование включает в себя 3 составляющих его, стороны (3 юридичкских лица):

1. Объект – это Ученик. Объект для воздействия. Защищён международной конвенцией «О правах ребёнка» (Подробнее)

2. Субъект – это Учитель, осуществляет Воздействие на Объект. Подчиняется Закону «Об образовании» от 2012г; Защищён Трудовым Кодексом РФ.

3. Родители – Юридически ответственные лица за здоровье и готовность ребёнка к обучению. (Семейный кодекс РФ)

VI. Как Системный Процесс – Образование регулируется:

- Конституцией РФ,

-Законом РФ, и подзаконными положениями министерства образования РФ, Комитетами культуры области,

- Уставом учебного заведения

- Учебным Планом учебного заведения, строящимся на Основе ФГОСов,

- ПООПами – программами каждого предмета;

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны равные возможности для получения образования, общедоступность и бесплатность. Для обеспечения этих и других требований в российском образовании разработан Государственный образовательный стандарт.

В федеральном законодательстве это понятие трактуется следующим образом:«Государственный стандарт общего образования –это система норм и требований, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса».

VII. Государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Система образования в Российской Федерации – это:

- совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сеть реализующих их образовательных учреждений;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные стандарты – это прописанные цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.).

Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

На основании государственного образовательного стандарта (ФГОС):

1) разрабатываются базисный учебный план, образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений и программы по учебным предметам;

2) производится объективная и единая оценка деятельности учащихся во всех учреждениях страны;

3) определяется объем финансирования образовательных услуг, реализуемых учебным заведением;

4) определяется уровень оснащенности образовательных учреждений (средства обучения);

5) устанавливается эквивалентность документации об образовании,

6) происходит лицензирование учебного заведения и его аккредитация.

В состав стандарта общего образования входит три компонента: федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ.

2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями.

3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов.

Наши рекомендации